Санкции оставили российскую авиацию без композитов

Введённые американским правительством санкции сделали невозможными поставки из США и Японии материалов для композитного крыла перспективного российского среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21. Теперь ОАК и «Ростех» попытаются либо найти отечественный аналог импортных композитов, либо заменить их на металл.
Санкции оставили российскую авиацию без композитов

Как сообщает «КоммерсантЪ», санкции США в отношении компании «Аэрокомпозит» (входит в ОАК) и ОНПП «Технология» имени Ромашина (входит в «Ростех») поставили под угрозу создание композитного «чёрного крыла» для ключевого на сегодняшний день проекта в российском гражданском авиапроме — самолёта МС-21. Ряд компонентов для композитов, использовавшихся для крыла и части киля, поставлялись из США (Hexcel) и Японии (Toray Industries), но недавно под давлением Вашингтона отгрузка прекратилась.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) и «Ростех» пытаются найти возможность выпуска аналогов в России, но для этого нужны длительные опытно-конструкторские работы и сертификация, что может задержать запуск самолёта в серию с 2020 года на несколько лет. Другой вариант — заменить композиты на металл, что лишит смысла весь проект. В ОАК это понимают и утверждают, что «решат вопрос» по-другому. Стоимость проекта оценивается в 438 миллиардов рублей.

МС-21 должен стать первым среднемагистральным самолётом, созданным в России, а удлинённое композитное крыло — одно из его главных конкурентных преимуществ. Оно повышает экономичность и увеличивает ширину салона по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus. К настоящему времени готовы уже три опытных образца МС-21-300 с импортными композитами, четвёртый самолёт находится в стадии сборки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По имеющимся данным, оставшийся запас композитов рассчитан лишь на шесть самолётов, рассчитывать же на возобновление поставок не приходится. Вариантов на самом деле немного: придётся брать либо китайские композиты, которые в два раза толще и тяжелее, либо ждать, когда российские предприятия смогут создать что-то похожее. Теоретически выпуск материалов может освоить Елабужский завод композитных изделий, но придется провести ОКР и оборудовать производство, а это приведёт к сдвигу сроков как минимум до 2025 года.

Есть вариант подключения к импортозамещению структур «Росатома», которые обещали рассмотреть варианты оказания помощи. К примеру, компания Umatex согласилась участвовать в проекте разработки и тестировании материалов для МС-21, а заказчиком работ станет «Аэрокомпозит». Всё упирается в отсутствие в России предприятий, производящих подобные авиакомпоненты, поэтому прогнозировать сроки ОКР крайне сложно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наконец, ЦАГИ и НИЦ имени Жуковского предложили вовсе избавиться от композитов в МС-21 и перепроектировать крыло и киль в металле. Это сократило бы сроки задержки программы, но вместе с тем лишило авиалайнер его основного преимущества. Также замена материала чревата сложностями с сертификацией МС-21, так как потребуется повторный цикл испытаний самолёта, что неизбежно скажется и на сроках его поставок «Аэрофлоту», которые запланированы на 2020 год.

Сергей Мураховский
Сергей Мураховский 11 Января 2019, 00:04
Ай-яй-яй! Как же так: "эффективные менеджеры", во главе с "лучшим в мире Кормчим", 18 лет вели страну к ... чему?! К развитию и процветанию? А в результате оказывается, что своего производства в стране фактически нет, (оборонка - отдельная статья!) и любой г..нюк из-за бугра, с пренебрежением указывает нам, что нужно и чего не нужно делать! А нам, окромя лозунгов о "сплочении", противопоставить-то и нечего..
Astsergey
Astsergey 10 Января 2019, 21:12
Ясно, что нужно идти к ученым.. сделаем мы этот композит не хуже чем у конкурентов.. НЕЛЬЗЯ включать в проекты Западные компоненты, тем более такого уровня.. просто смешно читать .. до 25 года ?! Там что детский садик что ли ?
Алексей Худяков
Алексей Худяков 10 Января 2019, 22:39
Россия поставляет не титановое сырьё, а высокотехнологичные изделия из титана.
protey
protey 10 Января 2019, 20:30
Титана в мире достаточно (Китай - главный глобальный источник титана) , а торговать нам кроме сырья в общем особо нечем. Печально конечно, что нам делают подобные подлянки, но чем ответить?... Разорвать связи с западными авиагигантами ? Но не стоит забывать, что наш парк гражданской авиации в основном состоит из импортных машин - Боинг и Airbus. Если они разорвут с нами связи - гражданская авиация России надолго останется на земле!
Роман Петров
Роман Петров 25 Января 2019, 23:17
А все потому, что мы вынуждены зарабатывать валюту, продавая титан, ракетные двигатели, нефть и газ, а они ее могут просто напечатать.
Сергей Мураховский
Сергей Мураховский 11 Января 2019, 00:11
Алексей, ВЫГОДНО самим строить самолеты - так, как это делал СССР! А продавать сырье - или даже готовые комплектующие - то же, что продавать нефть и газ, т.е. оставаться и дальше "бензоколонкой", лишая при этом себя значительных запасов стратегического сырья. Посмотрите на Венесуэлу - да ту же Украину! Вы нам такое будущее прочите?
Алексей Худяков
Алексей Худяков 10 Января 2019, 22:39
Нам выгодно поставлять, почему мы должны делать себе хуже? Назло врагу отморожу уши?
svn-49
svn-49 10 Января 2019, 22:24
Всё очень просто. Нужно вспомнить 90 годы. Тогда Ельцин всех вокруг считал друзьями и особенно тех кто его поил. Ни к чему хорошему, как мы видим ныне это не привело. Так же и здесь. Когда страна считающая себя Державой, самостоятельной, прежде чем что то затевать анализирует что ей для этого понадобится, что есть и что нужно создать из производства. Так как соседи из-за вредности могут не помочь. А у нас все "партнёры" и ведут они себя как откровенные враги. Правительство, наше, этого не ощущает и не видит. Сейчас США демонстрируют всему миру кто в доме хозяин. А у нас что РУСАЛа лишили, да он нам и не нужен, Супер джет поставки сорвали, МС-21 создание сорвали, судя по статье, а руководство страны констатирует рост экспорта и добычи газа и нефти. Их, правителей, больше ничего не интересует. Безграмотность и отсутствие дальновидности. То есть стратегически мыслить они не могут.
Amir Vagizov
Amir Vagizov 10 Января 2019, 13:59
В очередной раз странность- они запрещают и все сходит с рук… а титан для боинга и евробуса спокойно экспортируется и никаких ограничений. Бред производителей, политиков или разработчиков?