Искусственный интеллект придумал «другие» шахматы

Знаменитая программа AlphaZero для нейронных сетей вновь проявила себя в мире шахматистов: создала и протестировала новые правила для бессмертной игры. Разработчики рассказали, зачем искусственный интеллект вмешался в классические шахматы, и как на это отреагировали гроссмейстеры.
Искусственный интеллект придумал «другие» шахматы

Программа для нейросетей AlphaZero, разработанная дочерней компанией Google — DeepMind AI, изменила некоторые шахматные правила и проверила, смогут ли сильные игроки-люди выстроить с этим набором эффективную стратегию и разыграть нескучную партию, которая не зайдет в тупик. Программа тестировала следующие правила:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Более мягкие условия для рокировки — хода сразу двумя фигурами (королем и ладьей) для усиления защиты короля и вывода ладьи с края на центральную часть доски. В классической игре есть целый ряд ограничений на этот маневр: рокировка должна быть первым ходом обеих фигур, между ними не должно быть других фигур, перед рокировкой король не может быть под шахом, и даже поля, через которые «прыгают» фигуры, не должны находиться «под прицельным огнем» фигур противника. AlphaZero пробовал снимать эти ограничения и анализировал результат.

«Самогамбит» — устранение собственной фигуры, которая может мешать выбранной стратегии. В случае самостоятельного уничтожения своей же фигуры не нужно ждать реакции противника, как при обычном гамбите, когда фигуру «дарят» без боя ради более выгодного положения фигур в следующих ходах, но решение о ее судьбе принимает игрок с другой стороны доски. Противник может как раскусить замысел жертвующего, так и попросту «прозевать» подарок, увлекшись собственной стратегией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И еще одно измененное правило — «торпеда»: раз в партию пешка может прыгнуть вперед сразу на две, а не одну, как ей положено, клетки раз за игру. По «замыслу» AlphaZero, выполнить этот маневр пешка может не только во время первого хода, как принято в традиционных шахматах, но в любой подходящий момент партии.

Гроссмейстер Владимир Крамник высоко оценил идею разработчиков из DeepMind AI: «После трех ходов ты просто не знаешь, что делать, — сказал чемпион мира, — Это приятное чувство, как будто ты ребенок и заново учишься играть в прекрасную игру». Наверное, это похоже на просмотр любимого фильма через много лет, когда концовка и замысел персонажей стерлись из памяти, но ты все еще помнишь их имена. Крамник признался, что играть с искусственным интеллектом по мере его развития становится довольно скучно, и чаще всего инициативой владеет компьютер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2017 году AlphaZero за четыре часа победила лучшую в мире программу-шахматиста Stockfish 8. До начала партии алгоритм от DeepMind AI знал лишь то, как ходят фигуры. Не в первый раз AlphaZero показывает, что является системой, которая с нуля и без участия человека может создавать эффективные стратегии для любого набора правил, полагаясь лишь на постоянное самообучение и свой же опыт.