Новости космонавтики: 11-17 сентября 2009 г.

Глава РКК «Энергия» считает, что через 20-30 лет Китай догонит нас и в области космоса. В самой же КНР начато строительство уже 4-го космодрома. Запуск российской марсианской миссии «Фобос-Грунт» отложен до 2011 г. Изготовленный частной компанией посадочный лунный модуль Scorpius продолжил серию успешных испытаний. События, сообщения, происшествия: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

11 сентября

Сообщается, что в США на полигоне в штате Юта прошло успешное испытание твердотопливного двигателя, созданного компанией Alliant Techsystems для первой ступени будущей ракеты-носителя Ares-1. Включение двигателя продолжалось 2 минуты.

Талисманом и «индикатором невесомости» в космическом корабле «Союз ТМА-16» для нового экипажа, отправляющегося в полет к МКС, — Максима Сураева, Джеффри Уильямса (Jeffrey Williams), а также космического туриста Ги Лалиберте (Guy Laliberté) — станет плюшевый львенок. Командир экипажа Максим Сураев сказал: «Этот львенок очень дорог для меня: у меня две маленьких дочери, каждой из которых я дал задание поочередно спать в обнимку с этим львенком каждую ночь, так, чтобы от него в течение 6-ти месяцев нашей работы на орбите пахло домом». Старт запланирован на 30 сентября с космодрома Байконур.

Глава РКК «Энергия» Виталий Лопота сообщил журналистам о том, что в скором будущем на смену «Союзам» и «Прогрессам» придут новые космические корабли. По его словам, космическая отрасль Китая также строится на базе российской космонавтики. На вопрос, как скоро КНР догонит в этом Россию, Лопота ответил: «Думаю, что при том уровне финансирования, которое сегодня Китай имеет и вкладывает, на это уйдет 20−30 лет. Но все покажет время. У нас планов — громадье. По крайней мере, сегодня у нас с точностью до одного года расписаны перспективные программы до 2040 года».

Плохая погода в районе мыса Канаверал не позволила посадить шаттл Discovery, совершающий полет по программе STS-128, в плановые сроки. Полет продлен на сутки, и новая попытка будет предпринята в ночь на субботу.

12 сентября

В 00:54 по московскому времени шаттл Discovery, совершавший полет по программе STS-128, успешно приземлился на авиабазе Edwards. Посадка в Калифорнии была произведена из-за ненастной погоды в районе мыса Канаверал, куда корабль должен был прибыть по графику. На Землю возвратились астронавты Фредерик Стёркоу (Frederick Sturckow), Кевин Форд (Kevin Ford), Патрик Форрестер (Patrick Forrester), Хосе Эрнандес (Jose Hernandez), Джон Оливас (John Olivas), Кристер Фуглесанг (Christer Fuglesang) и Тимоти Копра (Timothy Kopra). Первые шестеро оставались в полете чуть менее 14-ти дней, а Копра провел в космосе более 58 дней.

14 сентября

В Китае начато строительство нового космодрома, который возводится на самом южном острове страны Хайнань. Строительство планируется завершить к 2013 г., это будет уже четвертая в КНР стартовая площадка для космических ракет.

Компании Thales Alenia Space и Indosat объявили, что телекоммуникационный спутник Palapa-D, с выведением которого 31 августа были проблемы, с помощью собственных двигателей благополучно достиг расчетной геостационарной орбиты. Штатно произведено развертывание солнечных батарей и антенн. Спутник готов к началу орбитальных испытаний, которые начнутся 14 сентября.

Сообщается, что компания Armadillo Aerospace, один из лидеров 2-го тура соревнований Northrop Grumman Lunar Lander Challenge с призовым фондом в 1 млн долларов, провела успешные испытания своего летательного аппарата Scorpius. Аппарат был поднят в воздух и через 3 минуты совершил посадку в 60 м от места взлета. Рельеф места посадки имитировал лунный ландшафт. Спустя некоторое время аппарат вновь был поднят в воздух и возвратился к месту старта.

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ, которым упразднил Федеральную аэронавигационную службу («Росаэронавигация»). Функции Росаэронавигации по надзору за использованием воздушного пространства России, аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства страны и авиационно-космического поиска и спасания, передаются Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Остальные функции Росаэронавигации будет выполнять Федеральное агентство воздушного транспорта.

15 сентября

Запуск с Байконура ракеты-носителя «Союз-2» с новым метеорологическим спутником «Метеор-М» отложен по погодным условиям. Старт перенесен на резервную дату — 16 сентября.

В СМИ просочилась информация о возможном переносе сроков запуска российского межпланетного аппарата «Фобос-Грунт». Вместо октября 2009 г. зонд может стартовать лишь в 2011 г. Связано это, якобы, с результатами тестирования, которое проходило в НПО имени Лавочкина, и которое показало недостаточную надежность систем контроля полета. С другой стороны, перенос «Фобос-Грунта» может отодвинуть за собой и другие российские межпланетные миссии, а еще 1,5 года работ означают и дополнительные финансовые затраты. Ожидается официальное сообщение Роскосмоса, который пока хранит молчание.

16 сентября

Индийские СМИ сообщают о том, что ISRO проводит итоговое тестирование ракеты-носителя PSLV, предназначенной для вывода спутников на полярную орбиту. Уже 23-го числа она должна запустить в космос кластер из 7-ми спутников, стартовав с космодрома Шрихарикота.

Глава Роскосмоса Анатолий Перминов рассказал журналистам, что отправляющийся 30 сентября на МКС космический турист Ги Лалиберте (Guy Laliberté) не будет последним. Однако в космическом туризме будет сделан перерыв — в 2010 г. туристы на МКС не полетят. «Как только появится окно, снова будем запускать космических туристов, но в каком году — пока неясно», — сказал Перминов.

После ремонта взлетно-посадочной полосы аэродром Крайний космодрома Байконур принял первые самолеты. Комплекс «Аэропорт Крайний» дооснащен целым рядом новых систем и техникой и способен принимать самолеты всех типов массой до 200 т.

17 сентября

Слухи подтвердились: отправка российской автоматической станции «Фобос-Грунт» к спутнику Марса — Фобосу состоится не ранее 2011 г. Официальное сообщение об этом Роскосмос и РАН обнародуют на днях.

Сотрудник НИИ Космического приборостроения Константин Смирнов сообщил, что во второй половине 2010 г. планируется ручной запуск технологического наноспутника ТНС-0 №2: его должен будет провести российский космонавт во время работы в открытом космосе. Спутник предназначен для отработки экспериментальных нанотехнологий, которые будут применяться на больших телекоммуникационных спутниках будущего. Контейнер с наноспутником весом 4,7 кг космонавт извлечет из люка за ручки, затем временно закрепит спутник на поручнях обшивки МКС, после удалит защитный чехол с горловины контейнера, включит электропитание космического аппарата, откроет замок и легким движением вытолкнет спутник из контейнера, в сторону от МКС, используя поршень.

Ученые объяснили, в чем заключалась причина необычайного быстрого и сильного увеличения яркости кометы Холмса. Судя по всему, от «материнского» небесного тела отпочковывалось множество «миникомет». Комета Холмса (17P/Holmes) впервые привлекла внимание ученых в 1892 г.: астроном Эдвин Холмс обратил внимание, что эта небольшая короткопериодическая комета неожиданно увеличила свою яркость. В 2007 г. комета Холмса снова повела себя необычно — за несколько суток ее яркость возросла в 500 тыс. раз. Исследователи не могут точно сказать, что заставило комету Холмса испускать «миникометы», возможно, причиной является перегрев из-за воздействия Солнца.

Старт ракеты-носителя «Союз-2.1б» с новейшим метеоспутником «Метеор-М» перенесен на неопределенное время. «Требуется дополнительная техническая проверка автоматического стартового комплекса на площадке номер 31, а также доналадка ракеты-носителя "Союз". С космическими аппаратами, установленными на ракету-носитель, никаких проблем нет», — сказал источник агентства ИТАР-ТАСС в Роскосмосе.

«Новости космонавтики»