Новости космонавтики: 19-25 декабря 2008 г.

Из Петербурга отправлено оборудование для космодрома Куру. NASA собирается продать списанные шаттлы. Российские тюрьмы отказываются от GPS и переходят на ГЛОНАСС. Космопорт Америка получил лицензию на коммерческие запуски. Частный самолет-носитель WhiteKnightTwo успешно поднялся в воздух. США отказываются сотрудничать с Китаем в космосе. Отобраны добровольцы для эксперимента «Марс-500». На орбиту выведены сразу 3 спутника ГЛОНАСС-М. События, сообщения, происшествия – еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

19 декабря

Из морского порта Санкт-Петербурга начинается отправка российского оборудования, предназначенного для европейского космодрома Куру во Французской Гвиане. На борт судна Flinterland грузится оборудование, включая: стартовую систему, транспортно-установочный агрегат, систему противопожарной защиты на нулевой отметке, систему обеспечения носителя сжатыми газами, пульт проверки двигателей малой тяги, систему контроля температур и давлений и др. Всего будет отправлено 95 контейнеров и 51 грузовое место.

По данным информационно-аналитического центра ГЛОНАСС, спутник №713, выведенный днем ранее на техобслуживание, возвращен в состав системы. В настоящее время работают все 17 спутников.

NASA рассматривает возможность продажи 2 шаттлов и как минимум 6 их основных двигателей после списания в 2010 г. Подготовка и превращение рабочего корабля в демонстрационную модель, ее доставка обойдутся потенциальному покупателю как минимум в 42 млн долларов.

Федеральная служба исполнения наказаний отказывается от использования зарубежных навигационных спутников и переходит на ГЛОНАСС. Руководство ФСИН на днях представило новые устройства индивидуального контроля — «опознавательный» браслет для осужденных и поясной ремень для сотрудников — разработанные и изготовленные в России, исключительно на отечественной элементной базе. Опытные образцы уже обкатываются в некоторых столичных СИЗО, а эксперимент по их внедрению намечен в Воронежской области. Как планируют в ФСИН, техническая возможность определения местоположения каждого человека-носителя с 10-метровой точностью на всей территории России будет достигнута уже через пару лет.

Знаменитый космопорт Америка получил лицензию Федерального управления авиации на прием и отправку частных космических кораблей, предназначенных для суборбитальных полетов. Космопорт возводится властями штата Нью-Мексико при поддержке независимых инвесторов. До конца этого года планируется подготовить все документы для начала строительства космической площадки, само строительство начнется в первом квартале 2009 г. и должно быть закончено в 2010 г. Строительство обойдется в 198 млн долларов.

20 декабря

Сообщается, что транспортным самолетом «Руслан» на космодром Байконур доставлен из Москвы космический аппарат «Экспресс-МД1», который будет готовиться к совместному запуску с КА «Экспресс-АМ44». Накануне Государственная комиссия по проведению летных испытаний космических комплексов подтвердила готовность спутников к отправке на технический комплекс космодрома. Пуск их запланирован на февраль 2009 г.

21 декабря

В 01:35 по московскому времени с космодрома Куру стартовыми осуществлен пуск ракеты-носителя Ariane-5ECA (V187) с двумя телекоммуникационными спутниками на борту: Hot Bird 9 и W2M (оба принадлежат европейскому оператору спутниковой связи Eutelsat). Космические аппараты успешно выведены на расчетные орбиты.

Состоялся первый испытательный полет частного самолета-носителя WhiteKnightTwo. Полет продлился около часа и прошел успешно.

Индийская организация космических исследований ISRO сообщает о проведении успешного испытания криогенного двигателя, который будет установлен на ракете-носителе GSLV-D3 во время пуска в апреле 2009 г. При этом на геостационарную орбиту предполагается доставить экспериментальный спутник связи массой 2,3 т.

22 декабря

Власти США отказали NASA в просьбе организовать совместную американо-китайскую космическую миссию. Формальным основанием послужило систематическое нарушение прав человека в Китае и его участие в незаконной торговле оружием. Проект космического сотрудничества США и КНР предполагал совместные операции на шаттлах и МКС, а также совместную разработку некоторых научных проектов. Со своей стороны, глава Китайского космического агентства Сан Лайянь (Sun Laiyan) рассказал, что и официальный Пекин также пока не готов принять идею о сотрудничестве.

24 декабря

В 03:54 по московскому времени с космодрома Сичан был успешно запущен третий китайский метеорологический спутник Fengyun 4. После выхода на орбиту аппарат соберет метеорологические показания с предшествующих спутников и заменит на орбите выработавший свой ресурс спутник Fengyun 2-С, запущенный в 2004 г.

На МКС Майкл Финк (Michael Finke) и Юрий Лончаков совершили 6-часовой выход в открытой космос. Оба космонавта работали в российских скафандрах «Орлан-М», они установили на внешней стороне стыковочного отсека «Пирс» блок «Зонд Ленгмюра», предназначенный для измерения электромагнитных полей вокруг станции. По мнению специалистов, влияние таких полей могло стать причиной несрабатывания одного из пиропатронов при посадке спускаемых аппаратов пилотируемых кораблей «Союз» на Землю в октябре 2007 и в апреле 2008 г. Они также смонтировали научную аппаратуру для европейского эксперимента EXPOSE-R для изучения влияния открытого космоса на биоматериалы и живые организмы. Была проведена и установка оборудования для российских экспериментов «Импульс» и «Биориск».

В рамках подготовки к проведению эксперимента по моделированию пилотируемого полета на Марс ИМБП РАН при участии ESA отобрал 10 кандидатов для участия в 105-дневном эксперименте по программе «Марс-500». Это время добровольцы проведут в полной изоляции от внешнего мира, а ученые изучат некоторые медицинские и психологические аспекты длительного космического перелета. Эксперимент планируется начать в конце марта 2009 года. В состав экипажа войдут 4 добровольца из России и 2 от ESA, а остальные кандидаты будут в течение всего эксперимента помогать в его проведении.

Первый пуск космического ракетного комплекса легкого класса «Ангара» запланирован на 2011 г. Об этом сообщили в службе информации и общественных связей Космических войск Минобороны РФ. В настоящее время ведутся работы по созданию инфраструктуры для комплекса.

25 декабря

В 13:43 по московскому времени с космодрома Байконур осуществлен успешный старт ракеты-носителя «Протон-М» с 3-мя космическими аппаратами ГЛОНАСС-М. Это уже 10-й в уходящем году старт «Протона», и последний российский космический старт года.

Роскосмос сообщает, что Россия откроет новую пусковую космическую кампанию 29 января 2009 г. пуском с Байконура ракеты-носителя «Циклон» с орбитальной лабораторией КОРОНАС — третьего и последнего аппарата миссии КОРОНАС-ФОТОН, целью которой является исследование Солнца.