Новости космонавтики: 23-29 октября 2009 г.

На Луне обнаружился вход в туннель. Первый полет новой американской ракеты Ares-1-X прошел успешно. В 2010 г. к Венере отправится японский зонд AKATSUKI. Созданы первые навигаторы, работающие с 4-мя системами: ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Compass. Роскосмос и Росатом предлагают разработать многоразовый корабль с атомным двигателем. И – внимание! – для эксперимента «Марс-500» требуются добровольцы. События, сообщения, происшествия: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

23 октября

На снимках Луны, сделанных японским зондом Kaguya, обнаружилось отверстие, предположительно ведущее в тоннель, расположенный под поверхностью спутника. Диаметр отверстия составляет около 65 м. Судя по всему, оно уходит вглубь на 80 м. Астрономы полагают, что дыра ведет в тоннель, расположенный под поверхностью Луны. Такие тоннели должны были сформироваться в ходе вулканической активности в далеком прошлом. На существование таких тоннелей указывали извилистые борозды, однако обнаружить убедительные свидетельства того, что внутри борозд есть полости, до сих пор не удавалось. Теоретически, подобные тоннели могут служить убежищем для лунных поселенцев.

Японский производитель электроники Mitsubishi Electric Corp., заключил первый в истории страны контракт на поставку оборудования для NASA. Компания предоставит технику для американских грузовых космических кораблей Cygnus, которые разрабатываются компанией Orbital Sciences Corporation.

24 октября

На космодроме Байконур введен в эксплуатацию кислородно-азотный завод, вырабатывающий компоненты ракетного топлива. За нынешнюю осень ему предстоит произвести компоненты, необходимые для выполнения программы запусков до конца 2009 г. и на первую половину 2010 г. После чего он будет временно остановлен. Завод запускается в эксплуатацию дважды в год: во второй половине осени и в конце зимы — начале весны.

Японский межпланетный зонд, который в 2010 г. должен отправиться к Венере, получил собственное имя. Отныне во всех документах он будет называться AKATSUKI, что в переводе означает «Рассвет». На межпланетную траекторию его должна вывести ракета-носитель Н-2А.

Группа астрономов предложила Международному Астрономическому Союзу (IAU) начать давать собственные имена экзопланетам. Пока что IAU отказывается давать планетам названия из-за быстрого роста их количества — начиная с 1995 года, когда была обнаружена первая планета вне Солнечной системы, найдено более 400 аналогичных объектов. В новой статье астрономы уже предложили собственные названия для всех известных на настоящий момент планет. Источником имен стали греческая и римская мифологии.

25 октября

На мысе Канаверал продолжается активная подготовка к намеченному на ближайший вторник первому испытательному пуску новой ракеты-носителя Ares-1. Испытания и проверки, проведенные на нынешней неделе, прошли успешно, что дало основание менеджерам проекта подтвердить дату пуска — 27 октября.

Министр обороны Индии сообщил, что в будущем году его ведомство впервые запустит свой собственный спутник. Им станет спутник связи, предназначенный для информационного обеспечения ВМС страны по всему Индийскому океану. Планируется, что к концу 2012 г. Индия будет иметь отдельные спутники для ВВС и сухопутных войск, которые помогут усовершенствовать их системы связи и навигации, а также облегчить процесс сбора разведывательной информации.

Российское конструкторское бюро «Навис» создало первые модели четырехсистемных спутниковых навигаторов нового поколения. Они способны работать со спутниками системам ГЛОНАСС (Россия), GPS (США), Galileo (Европа) и Compass (Китай). Предполагаемая дата начала массового производства приемников — первое полугодие 2010 г. Планируемые объемы выпуска таких навигационных приемников — до 300 тыс. штук уже в 2010 г., а к 2012 г. объемы выпуска могут превысить миллион штук в год.

26 октября

Роскосмос включил в программу работы МКС новые долгосрочные эксперименты. Космический эксперимент «Выносливость» позволит исследовать влияние факторов космического пространства на механические свойства материалов. «Мираж» посвящен процессам кристаллизации и получения кристаллов полупроводников с высокой однородностью структуры и свойств в условиях микрогравитации. Объект эксперимента «Тест» — микроскомические разрушения конструкции модулей под влиянием составляющих СВА и при наличии условий для жизнедеятельности микрофлоры на поверхности гермокорпуса, под изоляционным слоем.

Новым руководителем Индийской организации космических исследований (ISRO) назначен К Радхакришнан (K Radhakrishnan), работавший до этого директором Космического центра имени Викрама Сарабхая (Vikram Sarabhai Space Centre).

Причиной последнего неудачного пуска морской баллистической ракеты «Булава» является конструктивно-технологический дефект рулевого агрегата первой ступени. Об этом сообщил представитель ВПК, близкий к комиссии по расследованию причин последнего аварийного пуска. Напомним, что пуск был произведен 15 июля с подводной лодки «Дмитрий Донской», из акватории Северного моря. Ракета самоликвидировалась после нештатного срабатывания первой ступени. Всего было проведено 11 испытательных пусков «Булавы», из которых шесть были признаны неудачными, напоминают РИА «Новости».

ИМБП РАН продолжает набор добровольцев для участия в третьем этапе российского проекта «Марс-500» — 520-суточном эксперименте с изоляцией, имитирующем полет на Марс.

Базовые требования к испытателям-добровольцам: возраст 25−50 лет, высшее образование, знание русского и английского языков. Приглашаются врачи и инженеры. Желающие принять участие в эксперименте в качестве испытателей-добровольцев, должны выслать анкету на адрес pressimbp@gmail.com, указав паспортные данные, сведения об образовании, сведения о трудовой деятельности, семейное положение, вредные привычки и свою контактную информацию. В заголовке письма должна быть пометка «Участие в проекте "Марс-500".

27 октября

Роскосмос совместно с Росатомом предлагают разработать проект космического корабля, оснащенного ядерным ракетным двигателем мощностью более мегаватта для полетов к Луне и Марсу. Об этом заявил директор Центра имени Келдыша, академик РАН и РАКЦ, профессор Анатолий Коротеев. «Предлагаемый нами проект создания транспортного энергетического модуля на основе ядерной энергоустановки мегаваттного класса может быть поэтапно реализован уже к 2018 году: 2012 год, в случае утверждения и финансирования, отводится на разработку технического проекта и компьютерное моделирование всей системы, в 2015 году может быть произведена отработка ядерной двигательной установки, а 2018 году можно приступать к созданию модуля», — отметил он.

После многочисленных переносов старта в рамках пускового окна испытательный старт новой ракеты-носителя Ares-1-X с мыса Канаверал отложен на сутки. Причина — погодные условия.

28 октября

Ученые и студенты Благовещенского педагогического университета теперь смогут наблюдать за космосом с помощью нового робота-телескопа «Мастер». Это первый российский телескоп, который может работать и анализировать полученные данные без помощи человека. Такого оборудования больше нет ни в одном городе Дальнего Востока.

Обнаружен таинственный объект, обращающийся по вытянутой орбите с периодом около месяца. Небесное тело, получившее индекс 9U01FF6, сейчас быстро приближается к Земле — во вторник оно находилось на расстоянии около 200 тыс. км, а 29 октября пролетит мимо нашей планеты на минимальном расстоянии — около 81,9 тыс. км. Астрономы полагают, что таинственный объект может быть «следом» космических миссий времен Apollo — например, останками ракеты Agena, которая использовалась для доставки на Луну зондов Ranger в 1960-е.

Сообщается, что российский ВНИИЭМ получил заказ на проектирование, разработку и создание нового комплекса активной радарной разведки субметрового разрешения на базе антенны Х-диапазона с апертурным синтезом. Предполагается ввод в строй орбитальной группировки из двух аппаратов. Система получила условное наименование «Аркон» — аналогично спутнику ДЗЗ сверхвысокого разрешения, созданному в КБ имени Лавочкина, успешно выведенному на целевую орбиту и вскоре потерянному в процессе тестирования при не вполне понятных обстоятельствах.

Компания Raytheon объявила о получении двух контрактов совокупной стоимостью свыше 100 млн. долларов, предусматривающих разработку и создание системы ПРО DSWS (David's Sling Weapon System). Заказчик — израильская Rafael Advanced Defense Systems. Предусматривается создание системы защиты от широкого класса тактических ударных средств (НУР, артиллерийских снарядов, миномётных мин и т. д.) на терминальном участке траектории с помощью кинетического перехватчика, размещаемого в вертикальных пусковых контейнерах.

В 18:30 по московскому времени с мыса Канаверал осуществлен испытательный пуск новой американской ракеты-носителя Ares-1-X. Полет в целом прошел успешно. Как и планировалось, через 2 минуты 10 секунд после старта первая ступень носителя разделилась со второй ступенью и чуть позже на парашюте опустилась на поверхность Атлантического океана, где была подобрана специальным судном NASA. Вторая ступень, точнее, ее габаритно-весовой макет, еще некоторое время продолжала движение, достигнув высоты около 46 км. После этого она начала свободное падение и затонула в водах все того же Атлантического океана.

29 октября

Ракетная подводная лодка стратегического назначения «Дмитрий Донской» вернулась с полигона в Белом море к месту базирования. Все поставленные локальные задачи были выполнены. Не выполненной оказалась главная цель выхода — проведение очередного испытательного пуска межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава». Версий случившегося много, однако они будут оглашены только после анализа произошедшего.

ESA намерено активизировать научную программу на МКС и выступает за продление ее эксплуатации. В ближайшие 3 года Европа намерена потратить на станцию более 7 млрд евро. Это сообщил глава постоянного представительства ESA в России Рене Пишель (Rene Pischel). По его словам, между ESA и Роскосмосом ведутся переговоры об участии европейской стороны в научных экспериментах на борту космических аппаратов «Бион-М» и «Фотон-М». Продолжается и сотрудничество в рамках совместного эксперимента по моделированию пилотируемого полета на Марс.

Глава Роскосмоса Анатолий Перминов заявил, что его ведомство наладило производство многослойных солнечных преобразователей для батарей новых спутников связи, которые увеличивают срок службы аппаратов на орбите до 15 лет. По его словам, производство таких преобразователей позволит снять зависимость от зарубежных производителей, и снизить стоимость примерно на 20%.