Новости космонавтики: 30 января – 5 февраля 2009 г.

После некоторых проволочек запущен исследовательский спутник «Коронас-Фотон». На орбите заработал первый спутник новой американской системы предупреждения о ракетном нападении. Госдума приняла закон о внедрении ГЛОНАСС. Иран стал 9-й космической державой мира, самостоятельно создав свой спутник и выведя его на орбиту. Европа приглашает Россию и США к участию в марсианском проекте ExoMars. События, сообщения, происшествия – еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

30 января

Госдума РФ приняла во втором и сразу в третьем чтениях законопроект о внедрении отечественной навигационной системы ГЛОНАСС. Документ предлагает оснащать ею военно-транспортные и технические средства, в том числе образцы вооружения. Закон не исключает использование отечественной навигационной системы физическими лицами на всей территории России.

В 16:30 по московскому времени с космодрома Плесецк осуществлен пуск ракеты-носителя «Циклон-3» со спутником «Коронас-Фотон». 1920-килограммовый аппарат предназначен для проведения наблюдения за активностью Солнца, его излучения, солнечного ветра, их взаимодействия с атмосферой Земли, а также других задач. Спустя 43 минуты произошло успешное отделение спутника от последней ступени ракеты.

Сообщается, что с ракетного полигона в штате Аляска осуществлены пуски геофизических ракет Black Brant V и Terrier-Black Brant. Основной задачей обоих пусков являлось изучение верхних слоев земной атмосферы и магнитного поля Земли. Проведенные в ходе миссий эксперименты были подготовлены студентами под руководством доктора Скотта Баундса (Scott Bounds).

Россия и Европа не будут совместно создавать новый пилотируемый космический корабль, сообщил начальник Управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов. «Мы действительно планировали создавать новый многоразовый пилотируемый космический корабль вместе с ESA, но пришли к выводу, что наши векторы развития по данному направлению расходятся», — сказал он.

По данным информационно-аналитического центра системы ГЛОНАСС, количество одновременно работающих спутников в орбитальной группировке, насчитывающей 20 аппаратов, достигло 18-ти. При этом 1 спутник ожидает ввода в систему, и 1 находится на временном техобслуживании.

31 января

Появилось сообщение о том, что еще 7 ноября 2008 г. американский спутник системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) SBIRS HEO-1 был переведен в режим боевого дежурства. Он стал первым элементом новой СПРН США, высокочувствительный ИК-детектор которого способен обнаруживать пуски ракет различных классов — от МБР наземного и морского базирования до тактических, выдавать необходимую информацию для их классификации, а также обеспечивать контроль за развитием обстановки на театрах боевых действий.

Украинские СМИ сообщили о том, что с 26 февраля станции предупреждения о ракетном нападении в Мукачево и Севастополе перейдут с боевого дежурства в интересах России на работу в качестве украинских средств контроля космического пространства. Делается это в связи с завершением действия украинско-российского соглашения от 1997 года.

1 февраля

Планом развития Космических войск РФ до 2016 г. предусматривается поэтапное сокращение численности в них военнослужащих, сообщается со ссылкой на командующего КВ генерал-майора Олега Остапенко. По его словам, в связи с оснащением современными образцами вооружения и техники, требуется гораздо меньшее число обслуживающего их персонала. По данным Олега Остапенко, из общего количества офицерских должностей, планируемых к сокращению в 2009 г., на сегодняшний день около 50% остаются вакантными.

2 февраля

Россия планирует организовать на Кубе альтернативный канал связи при помощи спутника «Экспресс АМ-44», который будет запущен на орбиту 11 февраля. Об этом рассказал глава Минкомсвязи Игорь Щеголев по итогам переговоров со своим коллегой из Кубы Рамиро Вальдесом Менендесом (Ramiro Valdez Menendez). Как пояснил министр, «в перспективе этот канал связи может быть подключен к оптическому подводному кабелю "Ямайка-Куба-Венесуэла". Россия предполагает также принять участие в модернизации наземной станции спутниковой связи Gran Caribe и строительстве новых объектов космической связи на Кубе.

3 февраля

Марсоход Spirit возобновил движение после сбоя, произошедшего несколько дней назад. Специалисты провели диагностику вызвавших подозрение систем и не обнаружили в них неисправностей. Проведенная учеными диагностика показала, что приборы, необходимые для ориентации и передвижения, работают в нормальном режиме. Специалисты так и не смогли определить причин, по которым марсоход не стал использовать долговременную память.

Первыми обитателями Земли, которые отправятся к спутнику Марса — Фобосу, станут бактерии, плесневые грибы, маленькие рачки, рыбки и африканские комары-хирономиды. Вместе с ними в контейнере, который будут помещен на российском космическом аппарате «Фобос-Грунт», стартуют семена некоторых наиболее «живучих» земных растений. Запуск миссии намечен на конец этого года.

Иранские СМИ сообщили, что в 07:56 по московскому времени в Иране осуществлен пуск ракеты-носителя Safir, которая вывела на околоземную орбиту первый национальный спутник Omid. Таким образом, Иран стал 9-й космической державой в истории. Заявляется, что спутник имеет исключительно мирное, научное предназначение.

Астрономы Хуан Мадрид (Juan Madrid) и Дуккио Мачетто (Duccio Macchetto) составили рейтинг обсерваторий по цитируемости публикаций, выполненных на основе их информации. Первое место (14,3% цитат) заняла обсерватория SDSS с 2,5-метровым наземным телескопом. Второе место занял космический телескоп Swift (11,5%), открывший новую эру наблюдения гамма-всплесков. И лишь третьим идет Hubble (8,2% от общего числа цитат).

ESA ведет переговоры с Роскосмосом и NASA об их возможном участии в реализации европейской марсианской миссии ExoMars. Об сообщил глава постоянного представительства ESA в Москве. Проект ExoMars не входит в число тех, которые реализуются за счет собственного бюджета ESA и финансируется за счет средств, выделенных конкретными странами, которые взамен получат соответствующие заказы для своей промышленности. При этом первоначально планировалось, что стоимость миссии составит 650 млн евро, затем проект разросся до 1,2 млрд. Поэтому было принято решение остановиться на 1 млрд евро, притом, что в наличии имеется только 850 млн. Вот почему и ведутся переговоры с космическими агентствами России и США. Первоначально запуск миссии ExoMars планировался на 2013 г., но теперь считается, что это произойдет не ранее 2016 г. Одна из целей миссии — доставка на Красную планету марсохода, с буровой установкой, которая будет способна проникнуть в толщу породы на глубину до 2 м.

4 февраля

Общественный транспорт Красноярска начинает работать под контролем ГЛОНАСС. Как сообщил руководитель департамента транспорта Олег Якубович, приборы спутниковой навигации действуют уже на 42 из 69 маршрутов, остальные машины будут оборудованы ими к 1 марта. Для наблюдения за движением общественного транспорта создана специальная диспетчерская.

Намеченный на 12 февраля запуск шаттла Discovery перенесен как минимум на неделю. Сообщается, что специалистам NASA нужно больше времени для проверки трех замененных клапанов системы подачи топлива. Старт состоится не ранее 19 февраля.

5 февраля

Завершается полет автоматического грузового корабля «Прогресс М-01М» в составе МКС. Завтра, в 07 утра по московскому времени будет выдана команда на расстыковку, и спустя 3 минуты «грузовик» отделится от отсека «Пирс», где он находился с 30 ноября. «Прогресс М-01М» доставил на МКС более 2,5 тонн различных грузов, в числе которых топливо, кислород, вода, продукты питания, научная аппаратура, дополнительное оборудование для российского и американского сегментов станции, а также посылки для экипажа. После отстыковки в течение 2 суток корабль будет находиться в автономном полете, в ходе которого будут проведены некоторые технические испытания. 8 февраля он будет сведен с орбиты.

На Байконуре проводится заправка американского телекоммуникационного спутника Telstar-11N. Аппарат предназначен для предоставления услуг связи потребителям в Центральной и Северной Америке, Европе, Африке и в Атлантическом океане. Запуск Telstar-11N с помощью ракеты-носителя «Зенит-2SБ60» и разгонного блока ДМ-SLБ планируется произвести 26 февраля.

Сообщается, что пуск ракеты-носителя Delta 2 с космическим аппаратом NOAA-N с базы ВВС США Ванденберг во второй раз отложен из-за неисправности оборудования терморегулирования.