Новости космонавтики: 6-12 марта 2009 г.

Объявлен тендер на создание нового российского космического корабля. Запущен орбитальный телескоп Kepler, который займется поиском потенциально обитаемых планет. Иллинойс против научной общественности: сенат штата признал Плутон планетой. В США создано первое боевое космическое подразделение. События, сообщения, происшествия: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

6 марта

Роскосмос объявил тендер на создание нового российского космического корабля. Руководитель управления пилотируемых программ Алексей Краснов сообщил, что эскизный проект должен быть готов в 2010 г., летные испытания планируется начать в 2015 г., а в 2018 г. корабль должен быть передан в эксплуатацию.

Количество одновременно работающих спутников в системе ГЛОНАСС достигло предельного возможного на сегодня значения — действуют все 20 аппаратов.

В 2009 г. Россия совместно с Индией планирует запустить в космос радиотелескоп с антенной диаметром 10 м, о чем сообщил научный руководитель Института астрономии РАН Александр Боярчук. По его словам, рассматривается и возможность совместного запуска ультрафиолетового телескопа, а также работа по проекту «Луна-Ресурс». По этому проекту, индийская сторона запустит к Луне спускаемый аппарат, а сам луноход будет изготовлен в России, в НПО имени Лавочкина.

Очередной экипаж МКС будет выходить в космос в скафандрах нового поколения «Орлан-МК», с электронным управлением. Два из этих скафандров уже доставлены на борт, о чем сообщил командир 19-й экспедиции Геннадий Падалка. Он же рассказал, что его командой на МКС будут проведены 43 научных эксперимента, 5 из которых будут выполняться впервые, а 8 пройдут в автоматическом режиме. Это будут эксперименты по медицине, астрофизике, геофизике, технические.

Космический турист Чарльз Симони (Charles Simonyi), который скоро отправится на МКС во второй раз, в третий раз не полетит. «У нас соглашение с женой, что я не могу лететь в космос в третий раз. Этот полет для меня будет последним», — рассказал он журналистам.

7 марта

В 06:49:57 по московскому времени с мыса Канаверал осуществлен пуск ракеты-носителя Delta-2 с космическим аппаратом Kepler на борту. Спутник успешно отделился от последней ступени носителя и вышел на начальную околоземную орбиту. Главная задача миссии Kepler — поиск в нашей Галактике пригодных для жизни планет.

Имя американского комика Стивена Колберта (Stephen Colbert) заняло первую строчку среди вариантов названия нового американского модуля МКС, предложенных интернет-пользователями. Колберт является ведущим юмористической программы The Colbert Report. Во время выпуска этой передачи комик обратился к своим поклонникам с просьбой проголосовать за него на сайте NASA, добавив его имя в качестве собственного варианта. На 6-е марта название Colbert занимало первую строчку в десятке собственных предложений от пользователей. Из официальных версий с большим отрывом лидировала Serenity («Безмятежность»).

Американский штат Иллинойс официально признал Плутон планетой: сенат штата выпустил соответствующую резолюцию. Кроме того, отныне день открытия бывшей девятой планеты Солнечной системы — 13 марта — в Иллинойсе будет считаться Днем Плутона. Напомним, что Международный Астрономический Союз лишил Плутон статуса планеты в 2006 г.

8 марта

Строительство космодрома Вэньчан на острове Хайнань в Южном Китае официально начнется в конце марта, и он будет сдан в эксплуатацию в 2013 г., о чем заявил один из руководителей китайской программы пилотируемой космонавтики. Космодром Вэньчан возьмет на себя главные функции действующего космодрома Сичан: геостационарные спутники будут запускаться, главным образом, с этого космодрома. В связи с тем, что Вэньчан находится в низкоширотном районе, после запуска геостационарный спутник может быть быстро выведен на намеченную синхронную орбиту без многократной коррекции траектории, что позволит значительно экономить топливо спутника и продлить срок его службы.

9 марта

Сообщается, что в США создана 76-я эскадрилья контроля над космосом — в рамках новой доктрины «Национальная политика в области космоса», которая предусматривает почти что монополию США на владение околоземным пространством. Американские стратегические программы предусматривают развертывание в космосе обычных (неядерных) боевых ударных систем — ракетных комплексов, способных поражать космические спутники и станции противника, систем ПРО. От теории американцы уже перешли к практике. Так, в космических силах ВВС США уже создана первая боевая часть — 76-я эскадрилья. Эти «космические полицейские», по словам начальника оперативного управления штаба командования ВВС США, «способны обеспечить ускоренное достижение превосходства США в космосе, свободу любой деятельности в космосе — то есть жизненные американские цели и интересы».

10 марта

Второй, внеплановый выход в открытый космос начал экипаж МКС. Юрий Лончаков и Майкл Финк (Michael Fincke) покинули борт станции в 19:22 по московскому времени. Главная задача выхода — установка и подключение на внешней поверхности служебного модуля «Звезда» аппаратуры для европейского научного эксперимента EXPOSE-R.

21 февраля американский межпланетный зонд Mars Reconnaissance Orbiter сфотографировал спутник Марса — Деймос. Цветной снимок, который распространен лишь теперь (см. иллюстрацию слева), позволяет увидеть многие детали на поверхности небесного тела и поможет ученым продолжить составление детальной карты местного ландшафта.

Заместитель начальника китайских пилотируемых космических программ Чжана Цзяньци (Zhang Jianqi) сообщает, что в 2009 г. Китай планирует вывести на орбиту 15 или 16 спутников. Он подчеркнул, что мировой финансовый кризис не скажется на финансировании космических разработок КНР.

В NASA подсчитали, что произошедшее в феврале орбитальное столкновение российского и американского спутников увеличило опасность «встречи» шаттла Discovery с космическим мусором на 6% — до соотношения 1 к 318.

С рядом сообщений выступил глава Роскосмоса Анатолий Перминов. Так, он рассказал, что в объявленном тендере на создание новой пилотируемой космической системы будут участвовать минимум двое желающих — РКК «Энергия» и НПЦ имени Хруничева. Кроме того, он сообщил несмотря на мировой финансовый кризис, выделение средств на проектно-изыскательские работы по космодрому Восточный в Амурской области не сокращено. Этот этап работ должен быть закончен в 2012 г. Вместе с тем, озабоченность Перминова вызывает сокращение рядом министерств финансирования программ, связанных с системой ГЛОНАСС. «Даже малейшие сокращения в этих министерствах и ведомствах по программе ГЛОНАСС приведет к разбалансировке всей системы», — подчеркнул он.

11 марта

NASA запустило видеотрансляцию с камеры, установленной на внешней обшивке МКС. Потоковое видео будет передаваться на Землю преимущественно во время сна космонавтов, то есть примерно с 22 до 10 часов по московскому времени. Помимо видеоряда, время от времени в передачи будут включаться переговоры экипажа с Землей.

Юрий Лончаков и Майкл Финк завершили все работы в открытом космосе и вернулись на МКС на час раньше запланированного времени. Пребывание за пределами станции продлилось 4 часа 50 минут.

Обломки столкнувшихся в космосе американского и российского спутников Iridium 33 и «Космос-2251» начали падать на Землю. Тем не менее, размер трех зафиксированных станциями наблюдения падающих объектов не превышает одного сантиметра. Ожидается, что они сгорят в атмосфере и не причинят никакого ущерба.

Появились сообщения о том, что российский спутник связи «Экспресс-АМ2» вышел из строя еще 8 марта. Создан аппарат был в НПО «Прикладная механика» имени Решетнева совместно с французской Alcatel Space. Несмотря на то, что гарантийный срок работы аппарата, запущенного в 2005 г., составляет 12 лет, это уже не первые неполадки на «Экспресс-АМ2». Летом 2008 г. появлялись сообщения о том, что многие центральные и региональные телеканалы перешли с этого спутника на другие из-за неполадок с аккумуляторами аппарата.

12 марта

Запуск к МКС шаттла Discovery снова отложен — теперь до воскресенья, 15-го марта. Старт планировался на вечер среды, однако за несколько часов до этого была обнаружена утечка газа во внешнем топливном баке, и пуск был отложен на четверг. Однако к вечеру того же дня специалисты NASA решили, что запуск придется отложить еще на несколько дней, и провести детальный осмотр топливного бака.

По контракту с Роскосмосом ОАО ИСС имени Решетнёва создаст спутник «Луч-4» для многофункциональной космической системы ретрансляции «Луч». Первый контракт на создание системы «Луч», заключенный в 2005 г., предусматривает разработку и изготовление двух космических аппаратов среднего класса на базе платформы «Экспресс-1000»: «Луч-5А» и «Луч-5Б». Их запуск запланирован на 2010 и 2011 гг. По условиям нового контракта, в состав системы войдет еще один спутник — «Луч-4». Космический аппарат со сроком активного существования 12 лет и массой порядка 3 тонн будет создан на базе перспективной платформы тяжелого класса «Экспресс-2000». Спутник должен быть изготовлен и выведен на геостационарную орбиту в 2013 г.

Специалистам удалось восстановить связь с ранее вышедшим из строя спутником «Экспресс-АМ2».

Успешно проведена перезагрузка бортовой электронной системы аппарата Mars Odyssey, уже 8-й год остающегося на околомарсианской орбите.

«Новости космонавтики»

flooood
flooood 14 Марта 2009, 18:03
Новый российский корабль? Это клипер зря значит пиарили несколько лет? Интересно Новый корабль будет похож на Союз или Буран. Все деньги на глонас спускают а толку пшик...
rin-10
rin-10 13 Марта 2009, 11:03
Новый совместный телескоп будет наподобии американскокого Хабла или это что то новое?
saab89