Облачный гейминг: почему за ним будущее

Прежде чем перейти к основной теме, давайте на минуту вернемся в прошлое и вспомним, как мы еще совсем недавно слушали музыку. Наверняка в памяти многих всплывут воспоминания о компакт-дисках, которые покупались в палатках у метро, потом все пробовали качать треки с разных сайтов в интернете. Примерно так же обстояло дело и с фильмами: видеокассеты с очень плохим по современным меркам переводом, потом диски на рынках, потом эпоха торрентов. Сегодня и музыка, и фильмы для личного потребления полностью перешли в онлайн, а точнее — в стриминговые сервисы.
Облачный гейминг: почему за ним будущее

Больше не нужно куда-то ездить и покупать что-то с рук — все доступно через онлайн-трансляции. В мире достаточно сервисов, предоставляющих требуемый контент по щелчку пальцев — для музыки это, к примеру, Музыка ВКонтакте, Spotify, YouTube Music, а для фильмов — Кино ВКонтакте, Netflix, YouTube Movies и другие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возникает закономерный вопрос, касающийся другого популярного цифрового развлечения, — видеоигр. Можно ли создать аналогичный стриминговый сервис, пользователи которого смогут по запросу получать доступ к любой игре на свой вкус. Ответ — да, и более того, такие сервисы уже существуют и стремительно растут в популярности. Речь о cloud gaming — облачном гейминге, уверенно завоевывающем все большую аудиторию как в России, так и во всем мире.

Что такое облачный гейминг

Первые попытки создать стриминговый сервис с играми предпринимались еще в 2000-х годах. Финская компания G-Cluster предлагала пользователям модифицированные игры, которые запускались на собственных серверах студии. Кстати, для продвижения своего сервиса G-Cluster в том числе использовали и VoD-провайдера, поставщиков «видео по запросу» с индивидуальной доставкой контента по различным видам сетей — сходство бизнес-практик отметили уже тогда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2009 году на выставке GDC был представлен сервис OnLive — система цифровой дистрибуции видеоигр. Представленный концепт покорял своим удобством, простотой использования и ненавязчивым решением таких наболевших вопросов, как пиратство и читерство — в системе облачного гейминга они попросту невозможны. Несмотря на поддержку многих крупных игроков рынка, вышедший в 2010 году OnLive не был особенно успешен — многие издатели опасались предложенной монетизационной модели, а именно подписки.

Впрочем, это не помешало конкурентам OnLive представить собственный сервис уже в 2010 году. Изначально Gaikai предполагался как рекламный инструмент — запускать на нем можно было только демо-версии игр. В отличие от предшественника, Gaikai получил куда больше поддержки от игроков рынка: в итоге он был приобретен Sony Computer Entertainment и со временем лег в основу собственного облачного сервиса компании, PlayStation Now.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Играть без «машины» — принцип облачного гейминга

Говоря простым языком, облачный гейминг работает на тех же принципах, что и стриминговые сервисы с музыкой и видео. Выбранная пользователем игра запускается не на его собственном компьютере, а на мощном игровом сервере компании-поставщика услуги. Сервера могут располагаться где угодно — возможно, в том же городе, возможно, за 1000 км. Никакие дистрибутивы и файлы игры не скачиваются на компьютер пользователя — как и в случае с музыкой или кино на стриминговом сервисе, изображение и звук передаются по интернет-соединению.

Однако в особенностях связи между компьютером пользователя и сервером кроется главное отличие облачного гейминга от стриминговых сервисов: в отличие от фильмов и треков, которые передаются только в одном направлении, сигнал клаудгейминга идет в обе стороны — сервер принимает сообщения от игрока, который управляет персонажем, нажимает на кнопки и передвигает мышку. Кроме того, в случае трансляции игры речь идет о передаче большего количества данных. Именно поэтому клаудгейминг очень чувствителен к качеству интернет-соединения: любые нарушения и помехи портят игровой процесс, вызывают рассинхрон между управлением и событиями на экране и так далее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стриминг музыки и фильмов давно стал частью нашей жизни — сервисы, предоставляющие и то, и другое, представлены в каждой стране и предлагают отличное качество услуг за приемлемые цены. Облачный гейминг немного отстает от своих «старших братьев», но стремительно развивается. Рынок для этой сферы игрового бизнеса уже существует и растет. В частности, в России клаудгейминг представлен сервисом MY.GAMES Cloud, на котором на сегодняшний день доступно более 80 000 игр любых жанров. Именно его мы рассмотрим как пример облачного гейминга для конечного потребителя — то есть игрока.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как это работает

Чтобы запустить игру на сервисе, нужно:

  1. Зайти на сайт сервиса
  2. Зарегистрироваться как новый пользователь
  3. Скачать Игровой центр — единственное программное обеспечение, которое игроку надо один раз установить на свой компьютер.
  4. Выбрать подходящую игру или даже лаунчер — цифровую платформу для запуска игр, доступную через Игровой центр. При любом выборе запуск будет произведен на виртуальном компьютере: совершенно неважно, какая «машина» стоит у вас, игру или лаунчер в данном случае «интересуют» параметры облачного сервера, а не вашего компьютера или ноутбука. При этом ощущения у пользователя будут такие, словно его устройство превратилось в мощную игровую станцию — игра «летает», картинка идеальная, никаких лагов или тормозов. При отличном интернет-соединении, разумеется.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему за облачным геймингом будущее

Любое явление на рынке будет привлекать внимание и аудиторию только в том случае, если обладает неоспоримыми преимуществами перед конкурентными инструментами и сервисами. У облачного гейминга достаточно сильных сторон, чтобы не только тягаться с традиционными способами потребления игр, но и со временем полностью их заменить — так же, как стриминговые сервисы вытеснили массовое использование «твердых носителей», вроде кассет и дисков, и сомнительные с моральной точки зрения и небезопасные для техники методы, вроде торрентов и пиратства.

Экономика совместного потребления. Термином «sharing-экономика» обозначают любые сервисы, которые позволяют коллективно пользоваться теми или иными благами. Проявления экономики совместного потребления сегодня окружают нас повсюду — это каршеринг, сервисы проката велосипедов и самокатов, аренда жилья по принципу AirBnB и многие другие явления, ставшие частью нашей обыденной жизни. Клаудгейминг относится к ним, разделяя общие преимущества такого подхода. Он удобен с точки зрения расходов и прекрасно подходит тем, кто пользуется сервисом не постоянно — то есть тем игрокам, которые проводят не 100% свободного времени за играми, а играют от случая к случаю, например, от одного громкого релиза к другому. Учитывая современные реалии, в которых стоимость одной видеокарты переваливает за сотню тысяч рублей, сборка игрового компьютера со средними показателями обходится в 150-200 тысяч рублей. При игре от релиза до релиза такие расходы кажутся нерациональными. Облачный гейминг позволяет обойтись скромным ноутбуком, на котором можно запускать любые игры в высоком качестве, для которых при «обычном» потреблении потребовалась бы игровая станция за 150+ тысяч рублей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Удобство. Современные игры — сложные программные продукты, которые зачастую могут конфликтовать с компьютером. Причин для таких конфликтов может быть масса — от не понравившегося игре «железа» до отсутствия подходящих драйверов. Таким образом запуск купленной игры может вылиться в настоящее мучение, которое вдобавок имеет шанс закончиться неудачей. Облачный гейминг решает эту проблему — за тебя уже все сделали. Садись и играй!

Место на жестком диске. Современные игры не только требовательны графически, но и сами по себе весят очень много — будь добр раскошелиться на вместительный жесткий диск или пребывай в постоянных раздумьях — «что бы такое удалить, чтобы что-то новое установить». С облачным сервисом все проще — игра занимает место на чужом компьютере, а твой полностью свободен для хранения личных важных файлов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Время от решения поиграть до собственно игры. Облачный гейминг максимально сокращает временной промежуток между решением поиграть в ту или иную игру до ее запуска. В случае с собственным компьютером этот период сильно растянут: игру нужно долго скачивать, а потом устанавливать (и потенциально получать проблемы в случае конфликтов ПО).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Перспективы рынка облачного гейминга

Мой прогноз — рост, неостановимый и постоянно набирающий обороты. Со временем все больше пользователей будут выбирать именно такой способ игры — так же, как и сегодня выбирают стриминг фильмов, сериалов и музыки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, на пути дальнейшего развития клаудгейминга есть один серьезный барьер — как я уже говорил ранее, крайне высокая чувствительность к качеству связи. Даже у крутых интернет-провайдеров фактическая связь может быть хуже заявленной, особенно если пользователь предпочитает Wi-FI — сигнал обязательно будет сильно зашумлен, что скажется на качестве передачи данных. В идеале для беспроблемной игры «на облаке» от беспроводной связи следует вообще отказаться — воткнуть провод прямо в компьютер или ноутбук. В крайнем случае, использовать Wi-Fi 5 ГГц.

Еще один вариант — сети класса 5G. Когда этот тип связи перестанет быть диковинкой и полностью заменит предшествующие типы передачи данных, тогда и произойдет новый скачок в популярности клаудгейминга.

Автор: Роман Епишин, CMO MY.GAMES Cloud

Вася Пилум
Вася Пилум 09 Ноября 2021, 20:44
Бред ненужный и нелепый, неэффективный.
Алекс Руфус
Алекс Руфус 03 Ноября 2021, 22:14
Очень перспективная технология, но, к сожалению, не все могут воспользоваться описанным в статье сервисом. А здесь (texno.info/cpc) об альтернативах.