Патефон XXI века: Вертушки

Кто хоть раз в жизни видел проигрыватель виниловых дисков Transrotor, тот не забудет это название никогда. А кто его слышал – навсегда выкинет из головы мысль, что время винила безвозвратно ушло.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Создание легенды

Немецкий инженер Йохан Райки создал компанию Transrotor на вершине популярности виниловых дисков. Но понастоящему звезда Райки взошла тогда, когда «вертушки» перешли из разряда бюджетной техники в элитарный Hi-End, а сумасшедшие аудиофилы начали выкладывать за проигрыватели четырех и пятизначные суммы. Большие деньги позволили применить в «трансроторах» уникальные технические решения без оглядки на стоимость и получить соответствующий звук. Сегодня хозяин Transrotor известен не только как создатель одноименного винилового проигрывателя — к его услугам прибегают все крупные компании, которые производят музыкальную технику высшего класса для прослушивания виниловых дисков. По особому заказу Райки изготавливает для них тот или иной узел, а часто и весь проигрыватель целиком.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особенность собственно проигрывателей Transrotor, изготовленных Йоханом Райки, состоит в том, что ни одна модель не повторяется в дальнейшем. Каждый проигрыватель уникален: сразу после выпуска конструктор начинает его совершенствование, никогда не возвращаясь к отработанной конструкции. Поэтому одна и та же модель, выпущенная в разные годы, — совсем не одно и то же. Это стало визитной карточкой Райки — каждый аппарат по праву считается авторским.

Толстячок

Флагманская модель Райки — Fat Bop. Все части этого проигрывателя представляют собой отдельные элементы, которые не связаны между собой. Тонарм, на котором расположены звукосниматели, стол для винилового диска, двигатели и пульт управления размещены в собственных корпусах. При их изготовлении применен специальный сплав из тяжелых и мягких металлов (его состав не разглашается), гасящий малейшую вибрацию, что позволяет достичь отличного звучания. Так как все части системы не связаны между собой, их установка занимает особое место в инсталляции системы. Компоненты юстируются на специальном столе, к ним подключаются экранированные кабели и пассики для вращения винилового диска. Минимальный вес системы — 40 кг, максимальный — более 200 кг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В каждом компоненте применена уникальная технология, которая вносит свой вклад в безупречное звучание. Чтобы обеспечить плавное и равномерное вращение винилового диска, применена система жидкой смазки. Подшипник насажен на ось с винтовой канавкой.

Во время вращения масло поднимается из емкости в основании корпуса и смазывает трущиеся детали. Применение жидкого масла позволяет добиться максимальной плавности вращения главного подшипника.

Моторы (в классической компоновке их два) вращают диск при помощи пассиков из резины, состав которой также держится в секрете. Резина гасит малейшие колебания моторов и служит своеобразным механическим буфером против вибрации.

Электропитание для двигателей подается со специального стабилизатора, который исключает электромагнитные помехи, оказывающие влияние на скорость вращения моторов. Корпус стабилизатора также выполнен из тяжелого и мягкого металла, что позволяет гасить колебания электромагнитной катушки стабилизатора напряжения. Для этих же целей все соединительные кабели экранированы серебром.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зарождение звука

Одна из причин, почему винил потерял массового потребителя, — сложность усиления слабого звукового сигнала. На выходе винилового проигрывателя мощность сигнала составляет всего 2,5 мВ, в то время как у проигрывателя компакт-дисков она в 400 раз выше.

Чтобы достичь идеального звука, игла должна в точности огибать все канавки винила.

Существует два типа звукоснимающих головок. В конструкции с подвижным сердечником игла жестко соединена с магнитом, расположенным внутри индукционной катушки. Движение иглы вслед за углублениями на пластинке рождает электромагнитные колебания, которые передаются на усилитель. Конструкция с подвижной катушкой и жестко закрепленным сердечником обеспечивает лучшее качество звучания, но уровень сигнала на выходе еще слабее. Его усиление за счет увеличения количества витков физически невозможно: большой вес звукоснимающего механизма приводит к возникновению инерции иглы, а это снижает качество звука. Помимо качества передачи звука, головки с подвижным магнитом и катушкой различаются в своих частотных характеристиках: первая лучше передает низкие тона, другая — высокие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Звукоснимающий механизм состоит не только из иглы. Не меньшую роль играет и механический привод. Конструкция тонармов настолько совершенна, что не меняется на протяжении уже нескольких лет. Их основная задача — обеспечивать плавное и безынерционное движение иглы. Тонармы, как и все части проигрывателя, заземлены, что исключает помехи, вызываемые наводящим напряжением и радиоволнами, постоянно присутствующими в эфире.

Простая механика и никакого волшебства

Проигрыватели Йохана Райки можно собирать, как конструктор. Чтобы улучшить звучание Fat Bop, модель можно установить на стол из мягкого и вязкого сплава, чтобы исключить малейшую вибрацию. Для дополнительной стабилизации диска во время вращения к нему можно прикрепить огромный маховик, размещенный внутри стола. Это позволит достичь еще большей плавности хода.

«Никакого особого чуда в моих проигрывателях нет, — утверждает Йохан Райки. — Секрет хорошего звука основан на обычных законах физики, на простой механике трущихся тел. А чтобы приносить удовольствие, простые вещи должны стоить дорого».