Почему Ил-86 и «Боинг-747» такие похожие и одновременно разные

У этой пары широкофюзеляжных самолётов, российского и американского, масса общих черт, но много и отличий. На то есть одна, но очень важная причина. Догадались, какая?
Почему Ил-86 и «Боинг-747» такие похожие и одновременно разные
Aktug Ates, Wikipedia. GFDL1.2

Оба стали в своём роде первыми: «Джамбо Джет» открыл эру широкофюзеляжников в США и в мире, а Ил-86 стал первым самолётом этого типа в СССР.

Для обоих конструкторы выбрали одинаковую компоновку с четырьмя двигателями на крыле. Конструкторы Boeing и «КБ Ильюшин», не сговариваясь, пошли против моды 1970-х, когда более перспективной считалась трёхмоторная компоновка. Даже диаметр фюзеляжа у них почти одинаковый: у Ила 6,08 м, а у «Джамбо» 6,13 м.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отличия не столь заметны, но более примечательны. Если посмотреть на фотографии Ил-86, то можно заметить, что на земле он очень низко сидит, буквально волоча двигателями по бетонке. У советского самолёта стреловидность крыльев меньше, а механизация выше. «Боинг» полуторапалубный (с короткой второй палубой), а Ил-86 однопалубный. У американца кабина пилотов располагается на огромной высоте, а у нашего – на обычной.

Взгляните также, как располагаются выходы. У Ила они в самой нижней части фюзеляжа и оборудованы аппарелью.
Взгляните также, как располагаются выходы. У Ила они в самой нижней части фюзеляжа и оборудованы аппарелью.
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
А у «Боинга» находятся на высоте пассажирской палубы.
А у «Боинга» находятся на высоте пассажирской палубы.
Birmingham Live

Заметнее всего большая разница в дальности полёта. «Боинг» — это дальнемагистрал, который, в зависимости от загрузки, может без пересадки покрыть треть земного шара. А советский самолёт сделали среднемагистральным с дальностью почти в 3 раза меньше.

Мир в мире

Ответ на вопрос, почему они такие разные, следующий: они должны были трудиться в очень разных мирах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Джамбо» строился для перевозок между крупнейшими городами мира. Его ожидали богато оборудованные аэропорты с телетрапами и межконтинентальные рейсы. Для него важна была скорость и экономичность, поэтому стреловидность крыла увеличили.

Ил-86 предстояло обслуживать своеобразный «мир в мире» – авиалинии шестой части суши, каковую представлял собой СССР. Широкофюзеляжник в Союзе разрабатывали, чтобы соединить Москву со столицами союзных республик, союзными курортами и Европой. А для этого вполне достаточно было и средней дальности.

В то же время, инфраструктура этих аэропортов была бедной. В частности, конструкторам советского широкофюзеляжника ставили задание: выгрузка пассажиров должна происходить без трапов. По этой же причине Ил имеет крыло небольшой стреловидности с развитой механизацией – это позволяет уменьшить скорость отрыва от земли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Интересно также, откуда взялся характерный «горб» «Боинга».
Интересно также, откуда взялся характерный «горб» «Боинга».
Iberia Airlines, Flickr. CC2.0

Cамолёт разрабатывали в конце 1960-х. Это время первых полётов «Конкорда», конструкторы всего мира искренне считали, что за сверхзвуковыми лайнерами будущее. В перспективах дозвукового «Джамбо» сомневалась даже штаб-квартира «Боинга», поэтому конструкторам дали задание предусмотреть возможность переоборудования его в грузовой самолёт. С этой целью кабину пилотов подняли над главной палубой, чтобы под ней уместилась грузовая аппарель. А раз уж «горб» появился, то добавили и неполную пассажирскую палубу.

Ил-86 создавался на 10 лет позже, когда Ту-144 уже летал и у конструкторов «Ильюшина» уже не было иллюзий относительно сверхзвуковых самолётов.