Завораживающее видео: посмотрите на Европу из современных кабин пилота

Кабины пилота устроены гораздо сложнее, чем мы думаем. За спокойный полет в тысячах километрах над землей отвечают многочисленные рычаги и кнопки. Нажмешь не ту – и весь экипаж может погибнуть.

Кабина пилота – самая важная часть самолета. Именно из нее ведется управление авиалайнером, и от качества рабочего места зависит благополучие пассажиров и летного экипажа. Но за железной дверью в фюзеляже находится не просто штурвал и пара педалей. Чтобы самолет находился в воздухе, пилоту необходимо следить за большим количеством приборов, которые сканируют состояние систем управления, а также знать назначение каждой кнопки. А их на приборной панели около сотни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Помимо основных элементов управления, в кабине летчиков самолета располагаются аптечка, кислородные блоки и снаряжение на случай экстренных ситуаций.
Помимо основных элементов управления, в кабине летчиков самолета располагаются аптечка, кислородные блоки и снаряжение на случай экстренных ситуаций.
Freepik

Устройство кабины летчиков в самолете

Вне зависимости от модели самолета, кабина пилота оборудована по одному и тому же принципу. От пассажирского салона кабина ограждена бронированной перегородкой и дверью, которая открывается только при введении корректного пароля. Вторжение внутрь практически невозможно – конструкция выдерживает сильные ударные нагрузки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стекла в кабине пилота также достаточно прочные: при столкновении с незначительным объектом на них не останется даже царапины. На них, как и на автомобильных стеклах, установлены очистители, которые срабатывают автоматически во время непогоды. Боковые окна имеют возможность открываться, чтобы в чрезвычайных ситуациях их можно было использовать как аварийный выход. Также у летчиков в самолете установлена система видеонаблюдения, чтобы контролировать обстановку в салоне воздушного судна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Основными устройствами в кабине пилота являются:

  • Приборная доска. На ней расположены различные экраны и табло, на которых размещаются указатели, сигнальные лампы и элементы управления – рычаги и кнопки.
  • Рычаги управления: боковая, ручка управления, рычаг управления двигателем, педали. Они помогают как наблюдать за самостоятельным режимом самолета, так и вручную координировать полет.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все устройства в кабине пилота дублируются у обоих летчиков. Каждый из них имеет доступ к навигаторам, пультам автопилотирования, рукоятке, которая отвечает за выпуск шасси и движения крыльями. Если один из пилотов не заметит изменения во время полета, его всегда сможет подменить второй летчик.

На приборной панели есть самые необходимые кнопки. Перед пилотами находятся пульты управления двигателем, радионавигацией, присутствуют системы подачи топлива, электрического снабжения, а также показывается статус кондиционирования самолета. Вспомогательные элементы – спасательно-аварийное оборудование – находятся сбоку от необходимых для работы экранов. В кабине пилотов обязательно располагаются кислородные жилеты, маски и специальные капюшоны, защищающие от дыма, кислородные блоки и аптечка. В этой же зоне находятся документы и некоторые личные вещи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кабина пилота в самолете Boeing 737-800 выглядит, как в кино. Некоторые кнопки находятся даже над головой.
Кабина пилота в самолете Boeing 737-800 выглядит, как в кино. Некоторые кнопки находятся даже над головой.
Wikipedia

Как располагается экипаж в кабине самолета

За управление самолетом отвечает целая команда. Летный экипаж состоит из восьми-десяти человек. Не все они находятся в кабине пилота, но иногда посещают ее, чтобы сменить других летчиков во время длительных полетов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Летный экипаж в кабине самолета:

  • Командир воздушного судна, или капитан, является главным летчиком. Он отвечает за все происходящее на борту и в кабине пилота;
  • Второй пилот сидит слева от капитана и выполняет отдельные обязанности, связанные с контролем полета;
  • Бортинженер отвечает за управление двигателем. В современных авиалайнерах его задачи выполняет второй пилот с двойной лицензией.
  • «Вспомогательная бригада» состоит из капитанов и помощников, которые заменяют основной состав летного экипажа в середине полета;
  • Оператор бортовых систем контролирует состояние самолета как снаружи, так и внутри.
  • Стюардессы, обеспечивающие комфортное пребывание пассажиров на борту самолета.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как устроена кабина пилота в современных самолетах

Внешний вид и устройство кабины пилота были стандартизированы только 40 лет назад. Теперь помещение оснащено всей необходимой системой управления, а многие задачи летчиков стали выполнять компьютерные программы. Перечень обязательных приборов, которые должны присутствовать в авиалайнерах, сохранился. Но теперь перед пилотами располагается не только блок управления и различные пульты. Например, сегодня особо важными являются прибор, фиксирующий навигационные данные, радар и оповестительная система. Все это помогает обезопасить современный полет.

Умная кабина пилота Су

Сегодня технологии пошли дальше: система управления внутри кабины пилота истребителя Су-57 выполняет все основные задачи за летчика – пилотирования и боевого применения. Дисплеи, занимающие большую часть кабины, отражают всю необходимую информацию о самолете. Тем не менее пилот наблюдает только за данными, которые относятся непосредственно к текущим задачам. Использовать все сведения о характеристиках самолета, воздушной и наземной обстановке попросту нет необходимости – при опасности автоматизированная система истребителя перенаправит действия. О смене тактики пилота уведомит специальный речевой информатор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вне зависимости от модели самолета, в кабине пилота присутствуют три основных органа управления: штурвал, педали и рычаги.
Вне зависимости от модели самолета, в кабине пилота присутствуют три основных органа управления: штурвал, педали и рычаги.
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кабина внутри Су-57 одноместная. В то же время она шире, чем у прошлой модели, из-за более габаритного оборудования. Для большего удобства все индикаторы расположены в формате трюмо, а габариты и форма кресла сделаны под конкретного летчика. При катапультировании программа «считает» высоту и скорость истребителя, обстановку в воздухе и на земле. В небольшой кабине пилота также находится кислородная система.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одна из главных кнопок отвечает за включение режима «противоракетный маневр». Искусственный интеллект отслеживает возможный риск атаки по истребителю и сам осуществляет необходимую координацию полета – уклоняется от обстрела и перенаправляет положение кабины пилота и корпуса самолета.

Как выглядит кабина пилотов Ту-154

В кабине пилота самолетов Ту-154 не так много различных рычагов и кнопок, нежели в Су-57, а управление ими происходит вручную. Тем не менее летчикам также нужно стараться контролировать все панели и знать работу каждого прибора – их в авиалайнере достаточно.

В фюзеляже Ту-154М достаточно много экранов. Чтобы следить за каждым табло, в кабине пилота находится до пяти человек.
В фюзеляже Ту-154М достаточно много экранов. Чтобы следить за каждым табло, в кабине пилота находится до пяти человек.
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В кабине пилота расположена достаточно широкая приборная доска и несколько Т-образных рукояток – они отвечают за смену направления полета и шасси, подобно рулю в автомобиле. Все необходимые кнопки и рычаги находятся перед глазами летчика, в том числе и тормоз. Зато под сбоку, под локтем, уже расположен радар – пилоту необходимо отвернуться от центральной панели, чтобы убедиться, что в небе нет других летающих объектов. Движения самолета осуществляются с помощью штурвала, который работает при нажатии соответствующих кнопок. Они «подпружинивают» рычаг, чтобы пилоту было не так тяжело тянуть его на себя или в сторону.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все необходимая для полета информация находится перед глазами: пилотажно-командный прибор показывает положение самолета в пространстве, указатель приборной скорости держит авиалайнер в воздухе, а радиолокатор важен для отображения расстояния самолета до земли. Самые главные приборы в кабине пилота обведены белым – за ними нужно следить особо внимательно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кабина пилотов 737 – самой популярной модели самолетов Boeing

Расположение кнопок и рычагов внутри кабины пилота Boeing 737 классическое. Подобные рабочие места часто можно увидеть в фильмах. В отличие от самолетов Ту-154, приборная панель намного шире и включает в себя много дополнительных индикаторов. Кабина предназначена для двух летчиков – бортинженер на борту не требуется.

В кабине пилота основными являются три элемента: штурвал, педали и рычаги управления двигателями. Штурвал оборудован дополнительными кнопками, например, кнопками включения и отключения автопилота. Для смены направления авиалайнера пилоту необходимо нажать на педали, расположенные под креслом. За штурвалом находится приборная доска с основными экранами и табло: указатель горизонта, скорости и курса, радиокомпас. На центральной панели пилоты могут увидеть данные о количестве топлива в двигателях, состоянии отдельных частей самолета и о температуре за бортом. Дополнительные кнопки расположены над головами пилотов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Приборы и устройства в кабине пилота самолета Airbus A320

Узкофюзеляжный пассажирский самолет Airbus A320 первым получил электродистанционную систему управления в далеком 1988 году. Особенностью лайнера являлась самая продвинутая по меркам тех лет кабина пилотов. Высокий уровень автоматизации управления самолетом позволил ограничить число членов экипажа Airbus A320 всего лишь двумя летчиками.

Кабина пилота Airbus A320. Минимум рычагов и кнопок упрощает работу летчиков.
Кабина пилота Airbus A320. Минимум рычагов и кнопок упрощает работу летчиков.
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вместо привычных механических стрелочных приборов информация о положении самолета, его двигателей и других агрегатов выводится на шесть экранов приборной панели. На них отображается вся информация о работе систем самолета. Классические самолетные штурвалы в кабине пилотов Airbus А320 были заменены боковыми джойстиками, сигналы с которых обрабатываются бортовым компьютером. Все необходимые кнопки выведены на панель сбоку, а не в разные стороны центральной панели. В отличие от Boeing, внутри самолета Airbus A320 минимизировано и количество рычагов – они выглядят как небольшие ручки, для эксплуатации которых не нужно прилагать много сил.

Видео из кабины пилота

Даже если не все станут летчиками, понаблюдать за миром с высоты кабины пилота по-прежнему можно. Но это к лучшему: в полете наслаждаться открывающимися видами станет несколько сложнее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для сравнения — видео из кабины военного самолёта:

Нажми и смотри