Полет мяча: Как устроен мяч ЧМ-2010

К многочисленным и довольно строгим требованиям, которым должен соответствовать официальный мяч чемпионата мира по футболу – размерам и форме, массе, степени поглощения влаги, упругости, а также стабильности всех этих характеристик, – в этом году добавилось еще одно. Теперь мяч, разработанный инженерами компании Adidas, подобно самолету, продувают в аэродинамической трубе
Теги:
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из чего только не делали мяч в древности — у ацтеков он был из каучука, у китайцев — кожаный набивной, в древней Европе, как гласят легенды, свирепые викинги перекидывали друг другу отрубленные головы врагов. С наступлением более цивилизованных времен мячи стали делать из надутых свиных или овечьих мочевых пузырей. Но стандартизировать размеры и массу мяча стало возможным только после разработки в 1836 году Чарльзом Гудьиром процесса вулканизации каучука. Гудьир, большой поклонник футбола, представил в 1855 году первый резиновый мяч, а еще через десятилетие — кожаный с камерой из резины.

Недружественная революция

До конца 1960-х футбольные мячи были обшиты прямоугольными полосками кожи. Кожа хорошо впитывала влагу, и в мокрую погоду мяч становился тяжелым, что сказывалось на точности удара. Первая футбольная «революция» произошла в 1950-х, когда от прямоугольных полосок производители стали переходить к схеме из 12 пятиугольников и 20 шестиугольников. В 1970 году эта схема стала официальной — на чемпионате мира в Мексике был представлен мяч Adidas Telstar. Черно-белая пятнистая окраска позволяла хорошо видеть его на черно-белых телеэкранах: чемпионат 1970 года впервые транслировался в прямом эфире. Схема и окраска этого мяча стали классическими на более чем три десятилетия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Только через 36 лет специалисты adidas решили изменить схему мяча, благо технологии производства к этому времени достигли невиданных высот. Мяч +Teamgeist был изготовлен из 14 панелей сложной формы (шесть «пропеллеров» и восемь «турбин»), соединенных методом термосклейки. Такая схема упростила процесс производства и позволила сделать мяч более круглым, уменьшив количество стыков трех панелей на 60% и периметр швов на 15%. Мяч с поверхностью, близкой к идеальной сфере, летит ровно вне зависимости от того, в какую точку мяча бьет футболист.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако, несмотря на все эти технологические новшества, мяч +Teamgeist вызвал большое количество критических замечаний со стороны ведущих игроков. На непредсказуемое поведение мяча жаловался Роберто Карлос, а английский голкипер Пол Робинсон назвал его «крайне недружественным к вратарю».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кошмар вратаря

Причина такого поведения мяча лежит в аэродинамике. Дело в том, что его аэродинамические характеристики весьма нелинейны. При движении невращающегося мяча в воздухе на его боковых поверхностях происходит ранний срыв потока — образуется турбулентность, которая тормозит снаряд. Но стоит скорости возрасти примерно до 20 км/ч, как поток «прилипает» к поверхности мяча, образуя пограничный слой, точка срыва при этом сдвигается назад. Турбулентный след в таком режиме значительно уже, а сопротивление резко падает.

Но характер обтекания зависит не только от скорости. На поверхности 32-панельного мяча расположено множество швов, которые способствуют образованию пограничного слоя и позднему срыву потока. А вот с гладкой поверхности +Teamgeist поток срывается рано — пограничному слою не за что «уцепиться», что приводит к непредсказуемой траектории полета в случае, когда мяч не вращается или вращается с низкой угловой скоростью. Даже малые возмущения отклоняют его от намеченной траектории.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Заменители швов

Мяч Jabulani для чемпионата 2010 года в ЮАР впервые построен из трехмерных, а не плоских панелей, причем их всего восемь. Швов у этого мяча еще меньше, но, к счастью, разработчики Adidas компенсировали малый периметр швов и форму, близкую к идеальной, специальными аэродинамическими канавками Grip’n’Groove. Эти канавки служат аэродинамическими «заменителями швов», выполняя функцию «удержания» пограничного слоя и позднего срыва потока. Это способствует понижению аэродинамического сопротивления на высоких скоростях, а главное — стабилизирует мяч в полете, не допуская непредсказуемых изменений траектории. «Мы провели множество экспериментов в аэродинамических трубах, испытывая разные конфигурации канавок, — говорит технический директор отдела инновационных разработок Adidas Innovation Team Тим Лукас. — Наши тесты в испытательном центре Adidas в Шайнфелде и в британском Университете Лафборо подтвердили, что нам удалось решить задачу». Подтверждает это и Петр Чех, голкипер «Челси»: «Мяч значительно более стабилен в полете, и это видно невооруженным глазом».

Так что вратари могут спать спокойно. Во время матча все будет зависеть исключительно от умения игроков. Как и положено в такой игре, как Футбол.