Поющие улитки: Акустика как произведение инженерного искусства

Самая легендарная студия звукозаписи – лондонская Abbey Road – под завязку забита продукцией легендарного производителя акустики – английской компании Bowers & Wilkins, более известной как B&W. Ну а самая легендарная акустика B&W – легендарные улитки Nautilus.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За всю историю компании, которая насчитывает более 30 лет, их было изготовлено около 400 пар. Около ста из них нашли своих хозяев в России. Несмотря на почтенный возраст «улиток» Bowers & Wilkins не прекращает их выпуск — по мнению многих ценителей звука, эта акустика не имеет себе равных ни по звучанию, ни по внешнему виду. Цена легенды в России — $42 000.

История

Одна из самых сложных задач высококлассных акустических систем — гашение звуковых волн, распространяющихся с тыловой стороны акустической головки. Для этого динамик упрятывают в корпус, внутри которого строят настоящий глушитель почти по тем же принципам, что и оружейные приборы бесшумной стрельбы — выстилая внутренности звукопоглощающими материалами и устраивая лабиринты из перегородок. Корпуса дорогой акустики стараются делать как можно более жесткими и массивными, чтобы они не резонировали, издавая паразитные звуки. Поэтому идеальной акустической системой является динамик, встроенный в бесконечную стену.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ведущий инженер-акустик B&W Лоуренс Дики экспериментировал

с различными формами корпусов, помещая динамики в различные криволинейные объемы, и случайно наткнулся на следующий эффект. Динамик, помещенный в цилиндрическую трубу, вел себя практически как та самая идеальная бесконечная стена. Вплоть до того, что для получения идеальной системы — бесконечной плоской стенки, требовалась и бесконечная труба.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дальнейшие эксперименты показали, что экспоненциально сужающаяся труба-волновод ведет себя почти как бесконечная труба. Вот он — идеальный корпус для акустики! Кроме одного «но» — для идеального гашения звука каждой длине волны соответствует сужающаяся труба определенной длины. И если для высоких и средних частот ее длина более-менее приемлема, то для низких она составляет уже несколько метров. В конце концов, после множества экспериментов, решено было закручивать низкочастотную трубу в спираль наподобие раковины моллюска-наутилуса. Причем выяснилось, что и радиус спирали должен быть не произвольного, а строго определенного размера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для будущей идеальной акустической системы была выбрана необычная схема с четырьмя динамиками: 300 мм, 100 мм, 50 мм и 25 мм, смонтированными в одной плоскости. Прецизионный четырехполосный активный кроссовер (устройство, разделяющее входной сигнал по частотам) решили разместить в массивном основании конструкции.

В исследовательском центре B&W до сих пор лежат первые прототипы «улиток». Признаемся честно — довольно уродливые. Однако в конце концов из-под рук акустиков и инженеров вышла удивительно гармоничная конструкция, которая даже спустя десятилетия поражает своей красотой и благородством формы.

Как их делают

«TechInsider» удалось понаблюдать за процессом рождения этих «улиток». Корпус «Наутилуса» отливается из марлана (marlan) — синтетической смолы с минеральным наполнителем. После застывания получается заготовка из гранитно-твердого, но в то же время хорошо обрабатывающегося материала. Отдельно нужно сказать о форме для отливки — сначала ее изготавливает высокоточный станок, затем она долго шлифуется вручную.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Корпуса после отливки тоже дорабатывают вручную. Их шлифуют до тех пор, пока мастер не решит, что поверхность идеальна. Его никто никуда не гонит — создается не просто корпус, а произведение искусства. После завершения шлифовки идеально гладкие корпуса поступают в окраску. Эту операцию выполняет уже более десяти лет один-единственный мастер. Он тоже работает не спеша, покрывая корпус идеально однородным слоем двухкомпонентной акриловой краски. После этого корпуса уходят в сушку, затем снова на покраску — теперь уже наносят лак. Кстати, мастера утверждают, что по похожей технологии красили Роллс-Ройсы, пока марку не продали немцам.

После нанесения нескольких слоев лака корпуса поступают на полировку. Надо ли говорить, что и эта операция производится вручную? Полировка — процесс очень трудоемкий и занимает не менее одного рабочего дня. Я наблюдал лишь финальную стадию, когда мастер внимательно рассматривал корпус «улитки» под разными углами, а, заметив какой-то мельчайший, только ему видимый дефект полировки, тут же ринулся натирать и так блестящий, как роскошный лимузин, «Наутилус» полировальной тряпочкой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Далее следует сборочный участок. Никаких конвейеров — по ним плывет рядовая Hi-End акустика. Мастер тщательно выстилает внутренность звукопоглощающим материалом, напоминающим минеральную вату, и через специальные силиконовые виброгасители закрепляет акустические головки. Наконец наступает момент, когда колонки тестируются и упаковываются в гигантские деревянные ящики, где покоятся на анатомических пенопластовых ложах, идеально отформованных под них. На коробки наносится почтовый адрес, и они уплывают попарно к своим хозяевам. Те, которые я только что видел, — в Россию.