Проверил, полетел: советы по безопасному управлению промышленным дроном

Беспилотные технологии в последнее десятилетие распространяются стихийно и завоевывают не только потребительский рынок, но и сферу бизнеса. В промышленной сфере, например, решения с ними помогают оцифровывать предприятия, увеличивают производительность труда и снижают себестоимость многих видов работ.
Проверил, полетел: советы по безопасному управлению промышленным дроном
Однако с постоянно увеличивающимся спросом на беспилотники люди все чаще обращают внимание на травмоопасность этих устройств. Во многих случаях виноваты сами пилоты, которые не задумываются о том, что пропеллеры БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) могут серьезно ранить человека при контакте. Отчасти это происходит из-за ложного чувства безопасности и халатности, ведь оператор дрона не находится на борту воздушного судна и не рискует своей жизнью. Многие, покупая беспилотник для работы или развлечений, совершенно не задумываются о технике безопасности и не посещают курсов пилотирования. Учебный центр компании Skymec решил подготовить самые важные советы по работе с БПЛА.
Содержание статьи

На старт! Сделайте это перед запуском дрона

Перед каждым полетом проверьте состояние всех деталей вашего дрона и убедитесь, что взлету ничего не мешает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первым включается пульт управления с опущенным стиком газа в нулевое положение. Сразу после этого программа выводит чек-лист на стартовый экран. Если есть какие-то ошибки или неисправности, то вы увидите предупреждения, отмеченные красным цветом. На них всегда нужно обращать внимание, так как от этого зависит дальнейшая безопасность полета.

Одна из самых важных функций безопасности дрона — это «возврат домой». Она запускается автоматически во время разряда аккумулятора. Основная задача — посадить дрон максимально безопасно и быстро в любых условиях. Чтобы функция вернула ваш дрон, а не разбила его, нужно до взлета ее правильно настроить. Для этого задайте высоту «возврата домой», проверьте, что она установлена выше всех препятствий в районе посадки. Укажите, что будет делать дрон при потере сигнала управления. На этот случай есть три режима: зависание, возврат домой, посадка. Выберете тот, который в наибольшей степени будет актуален в ваших условиях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Взлетайте не сразу — дайте дрону несколько минут для поиска спутников GPS и ГЛОНАСС. Затем проверьте, подключен ли БПЛА к нужному количеству спутников и настроена ли функция возврата домой. Если функция отключена, дрон при потере сигнала станет неуправляем, что грозит серьезными последствиями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во время использования коптера в тестовом режиме, особенно в помещении или в руках, лучше снимите пропеллеры, чтобы они не нанесли окружающим увечья.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Важность проверки всех систем перед взлетом

Перед полетом нужно проверить все системы на работоспособность. Например, промышленный флагман DJI Matrice 300 оборудован пропеллерами, которые могут раскрываться под действием центробежной силы. Но тем не менее, мало кто читал в инструкции указание, что нужно разложить их руками и осмотреть. Такая проверка нужна, чтобы убедиться в отсутствии неисправностей. Иначе, при их наличии, большой вес пропеллеров в процессе вращения может спровоцировать очень сильную вибрацию, которая разрушит луч или подшипник внутри двигателя, и дрон полетит поврежденным.

Когда летать не стоит

Воздерживайтесь от полетов в плохую погоду. Не только беспилотной, но и пилотируемой авиации приходится считаться с погодными условиями. Есть даже такая поговорка у летчиков: «Лучше пожалеть о том, что не полетел, на земле, чем сожалеть о том, что полетел, в воздухе». Несмотря на кажущиеся сильные отличия пилотной авиации от беспилотной, очень многое объединяет эти два направления, и рекомендации здесь часто совпадают.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следующий фактор, который нужно учитывать, помимо погодных условий, — это освещенность. Все дроны DJI имеют функцию оптической стабилизации, с помощью которой в случае сбоя спутниковой навигации или выключения ее самим пользователем БПЛА восстановит свое положение в полете. Но если освещения будет недостаточно, вы лишитесь последней возможности стабилизировать дрон.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Безопасная посадка

Вокруг посадочной площадки должен быть достаточный запас пространства, чтобы у пилота была возможность откорректировать курс. Данное требование становится особенно актуальным, когда пилот вручную сажает дрон или во время аварийной посадки после разряда аккумулятора. В таких случаях, чем больше места на площадке, тем безопаснее будет приземление коптера.

После каждого полета сначала отключайте питание дрона, а потом уже пульт управления.

Советы тем, кто только приобретает дрон

Для обучения полетам новичкам лучше использовать небольшие модели дронов, пропеллеры которых изготовлены из гнущегося пластика. В случае столкновения с человеком такие лопасти нанесут гораздо меньшую травму, чем пропеллеры из карбона или стекловолокна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После покупки беспилотника первое, что нужно сделать, — это ознакомиться с инструкцией на сайте производителя. Это не значит, что нужно будет много читать: значительный объем информации производители сейчас размещают в формате обучающих видео.

Все рекомендации: кратко

Мы составили небольшой список рекомендаций по работе с дронами. Следуя этим советам, вы сможете безопасно и продуктивно управлять беспилотником и в любой критической ситуации правильно на нее реагировать:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Предельно осторожно летайте над скоплением людей.
  • Воздерживайтесь от полетов в плохую погоду (дождь, сильный ветер), а также при сильных морозах.
  • Не запускайте дрон в нетрезвом состоянии.
  • Не передавайте управление третьим лицам, которые не проходили хотя бы базового обучения.
  • Старайтесь держать дрон в поле зрения.
  • Не летайте в помещениях без необходимости.
  • При полетах в городе будьте предельно осторожны из-за препятствий и радиопомех.
  • Не летайте над режимными объектами и аэропортами.
  • Не используйте стороннее программное обеспечение без рекомендации дистрибьютора дронов.
  • Не крепите полезную нагрузку, не предусмотренную производителем.
  • При любой поломке следует отдавать дрон в ремонт авторизованных центров.
  • Не запускайте дрон при низком заряде батареи.
  • Всегда обращайте внимание на чек-лист перед запуском на пульте управления.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Автор: Андрей Савельев