Ракетный маневр: как русские покорят космос

В стремлении подтвердить звание «Русской SpaceX» компания S7 Space форсирует создание собственных космических ракет-носителей и корабля нового поколения.
Ракетный маневр: как русские покорят космос

Российскую космонавтику часто критикуют за медлительность и неповоротливость. Огромная государственная структура Роскосмоса, включающая множество предприятий и компаний, плохо адаптируется к постоянным изменениям конъюнктуры и работе в современном, коммерческом ритме. И все чаще приходится слышать о том, что стране «нужен свой Илон Маск» – конечно, не сам миллиардер, а структура, нечто вроде его компании SpaceX, нестандартные решения и стремительный темп которой в корне изменили расклад сил в области космических запусков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С 2017 года кандидат в «русский SpaceX» объявился: эту роль примеряет на себя S7 Space, с которой связывают едва ли не все еще теплящиеся надежды на развитие отечественной частной космонавтики. Однако положение компании нельзя назвать безоблачным. Лишь в мае 2018 года S7 Space завершила приобретение плавучего космодрома «Морской старт», потратив около 150 млн долл.; еще 25 млн в год будет стоить его обслуживание. А между тем возвращать эти инвестиции пока неоткуда: ракет-носителей для того, чтобы начать запуски в ближайшее время, нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Морской старт» рассчитан на использование двухступенчатых ракет «Зенит». Продукт тесного сотрудничества аэрокосмических предприятий России и Украины считается одним из самых удачных из современных носителей, эти ракеты способны к полностью автоматизированному запуску. Однако в силу политической обстановки их совместное производство двумя странами практически невозможно, и S7 Space оказывается в непростой ситуации с перспективой еще одной заморозки уникального космодрома, простаивающего уже не первый год. Однако такой вариант, видимо, в компании предвидели и, невзирая на трудности, рассчитывают совершить серьезный рывок уже в течение ближайших трех лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Своя ракета

Именно в силу трудностей с созданием новых российско-украинских «Зенитов» в 2016 году Роскосмос запустил программу разработки ракеты-носителя среднего класса «Союз-5», способной выводить на низкую околоземную орбиту до 17 т полезной нагрузки. По сути, она должна стать видоизмененной и модернизированной версией «Зенита», созданной исключительно из российских комплектующих. Например, на первой ступени планируется установить двигатель РД-171МВ производства НПО «Энергомаш» – модификацию «зенитного» РД-171, оснащенную российской системой регулирования и дополнительной защитой от возгораний. Двигатели РД-0124А на второй ступени «Союза-5» заменят РД-120, производящиеся украинским «Южмашем».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На разработку ракеты Роскосмос отводит восемь лет, и по плану коммерческая эксплуатация ракеты начнется в 2024 году. Но S7 Space такие сроки не подходят: компании столь долгое ожидание просто не по карману, и пуски с «Морского старта» должны начаться уже в 2022-м. Не слишком устраивает и сам «Союз-5» – считается, что уже к моменту старта заложенный Роскосмосом носитель морально устареет и вряд ли станет серьезным соперником основных игроков на рынке коммерческой космонавтики. Поэтому в S7 Space совершили необычный маневр, договорившись о получении эскизного проекта «Союза-5», на основе которого компания создаст свою «ракету последнего поколения».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Комментируя этот шаг для «ПМ», генеральный директор S7 Space Сергей Сопов добавляет: «Чтобы ракету можно было назвать последним поколением, она должна отвечать как минимум двум требованиям – это многоразовость и автоматизированный запуск». Решить данную задачу для S7 Space взялся один из лучших конструкторов в России Игорь Радугин. Выходец из РКК «Энергия», он занял в компании должность генерального конструктора средств выведения, сменив «Союз-5» сразу на «Союз-7».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

От 5 до 7

На основе «Союза-5» в S7 Space будут созданы две ракеты последнего поколения: «Союз-7» для наземных стартов и «Союз-7 SL», модернизированная для запусков с «Морского старта». Однако главным дополнением эскизного проекта станет внедрение элементов многоразового использования – и задача эта в нашем случае совсем не так проста. Так, многоразовая первая ступень SpaceX Falcon 9 приземляется, подтормаживая и управляясь несколькими двигателями Merlin.

Но разрабатываемый для первых ступеней «Союза-5» и «Союза-7» РД-171МВ – потомок мощнейшего из жидкостных двигателей РД-170 – отличается куда более высокой тягой. Его сила облегчает взлет, но не позволяет действовать плавно при торможении. По словам разработчиков S7, «резкое включение такого мощного двигателя при попытке затормозить с гиперзвуковой скорости неизбежно приведет к деформации корпуса».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, РД-171 использует химическое зажигание: кислород-керосиновую смесь воспламеняет небольшое количество самовозгорающегося топлива, заранее залитое в трубки двигателя, что сильно затрудняет его повторный запуск. Поэтому конструкторы Роскосмоса прорабатывают даже «самолетный» вариант посадки первой ступени с использованием выдвижного крыла и шасси. Минусы этой схемы – в достаточно большой массе, которая сильно снижает доступную ракете полезную нагрузку. Зато она идеальна для посадки на специально оборудованной полосе космодрома или даже аэродрома, особенно если альтернативой ей будет поиск и доставка стартовавшей с Байконура ступени из степей Казахстана или алтайских предгорий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В случае «Морского старта» этих проблем нет: ступень в любом случае будет приземляться в воду. Поэтому разработчики «Союза-7 SL» делают ставку на торможение парашютами при дополнительной поддержке твердотопливных ракетных двигателей, которые будут срабатывать в самый последний момент, на высоте 30–50 м, обеспечивая мягкую посадку.

Такую схему собирались использовать для мягкой посадки многоразового блока А ракеты советской системы «Энергия – Буран», над которой еще в 1980-х работал нынешний конструктор S7 Игорь Радугин. Скорее всего, основные технические идеи будут взяты именно оттуда. В самом деле, такая система мягкой посадки должна занять не более 20% массы первой ступени. У Falcon 9 на нее приходится 30%, что дает надежду на то, что «Союз-7 SL» сможет брать больше полезной нагрузки, а запуски станут дешевле. На подготовку возвращаемой ступени к повторному запуску в S7 Space отводят две недели. Это больше, чем у SpaceX, но в настоящее время и этот срок кажется для российской космонавтики чем-то невероятным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свой корабль

Чтобы стать «российским Илоном Маском», мало работать с коммерческими заказами, нужны еще и контракты на грузовое снабжение МКС. А получить их можно, лишь имея действующий космический корабль, желательно возвращаемый, которого у Роскосмоса нет до сих пор. Все, предназначенное к спуску на Землю, космонавтам сегодня приходится «утрамбовывать» в тесный спускаемый модуль пилотируемого корабля «Союз» или передавать для отправки многоразовыми «грузовиками» SpaceX Dragon того же Илона Маска.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В S7 Space этим направлением занимается еще один выходец из РКК «Энергия» Николай Брюханов, назначенный главным конструктором по орбитальным космическим средствам. Создатель проекта космического корабля «Клипер» (см. «ПМ» за июль 2006 года) оставил работу в Роскосмосе

Сергей Сопов, генеральный директор S7 Space
widget-interest

«Прежде чем делать что-то новое, обязательно проверь: скорее всего, до тебя этим уже занимались умнейшие люди, особенно в отечественной космонавтике».

по возрасту, но в S7 Space, видимо, нашел задачи, которыми с удовольствием занялся вместо почетного отдыха.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В основу будущего «грузовика» S7 Space ляжет другой проект Николая Брюханова, разработанный по программе создания пилотируемого корабля нового поколения «Федерация» (см. «ПМ» за октябрь 2016 года). К сожалению, сам проект превратился в один из многочисленных долгостроев российской космонавтики: его создание было начато в 2009 году, но не закончено и сегодня. В идеале его первый непилотируемый полет должен был состояться в 2022 году, а с экипажем – в 2024-м. Судя по нынешнему состоянию дел, это вряд ли случится. Зато новую жизнь «Федерация» может получить в сфере частной космонавтики.

От «Федерации» корабль S7 Space заимствует прежде всего композитный клееный корпус. Роскосмос демонстрировал уникальную разработку еще в 2013 году, однако из-за международных санкций приобрести за рубежом композитные компоненты для его сборки стало невозможно, а наладить собственное производство пока не под силу. S7 Space под санкциями не находится и сможет просто заказать изготовление корпуса на одном из авиапредприятий Германии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зато системы стыковки, по счастью, до сих пор остаются одним из коньков именно отечественной космонавтики, поэтому в S7 Space планируют приобрести «Курс-А» в России, у НПП «Энергия». Причем для самого первого полета «Курс» может и не понадобиться. У коммерческой компании нет возможностей вольготно расходовать время и ресурсы, и пробный запуск должен стать исключительно показательным – для демонстрации будущих возможностей корабля (и самой S7 Space) – еще до установки стыковочного узла. Лишь затем начнется процесс государственной сертификации и доработки для снабжения МКС.

Igor Strelnikov
Igor Strelnikov 28 Февраля 2019, 15:36
Вот именно, Виталий - свой Крым, а не чей-нибудь ещё. Россия не вор, а честный партнёр. Советую Вам положить руку на библию, чтобы не врать себе, и оглянуться вокруг. Лучше, если Вы найдёте статистику по промышленности Украины до 2014 и сейчас(если она вообще существует). Сравните, просто сравните цифры. Что касается Королёва, то на него работал весь СССР, лучшие умы. Вы очень слабо представляете себе роль генконструктора, если для Вас только Королёв запустил ракету. И если мы облажались в космосе, что весьма спорно, то вы вообще на грани того, чтобы страну потерять. Готовьтесь. Остался месяц-другой Украине спокойной жизни. Не хотелось бы аллюзий, но собаку, которая кусает кормящую руку, просто пристреливают. Собака в данном случае - это украинская государственность, существующая за счёт ресурсов России. Вот, как всё просто.
Александр Привалов
Александр Привалов 28 Февраля 2019, 02:35
Королев? Сергей ?! Павлович??! Украинец? Ну тогда Ковальчук француз Анкета из отдела кадррв. Королев С.П., в графе национальность- "русский" https://ic.pics.livejournal.com/olik_gp/26988215/39620/39620_900.png
Vitaliy Kovalchuk
Vitaliy Kovalchuk 21 Февраля 2019, 03:23
Что то бех Украины нихрена не выходит. Однажды украинец Королев уже запустил ракету. Не научило? Теперь хавайте свой Крым. Космос вы уже просрали навсегда.
Илья Аксенов
Илья Аксенов 17 Февраля 2019, 14:27
Надо создать воздушную стартовую платформу (ВСП) с ядерной силовой установкой (ЯСУ) - это может быть дрон в виде тора, снабжённый несколькими ТРД, который будет поднимать до 60-100 км орбитальный модуль-ракету (ОМР), он будет находиться внутри тора, и будет стартовать с этой высоты без всяких ступеней. Как вариант ВСП может быть сделан, как тор-дирижабль с насыщением горячим воздухом, который будет создаваться за счет ЯСУ. Естественно ВСП будет встречать ОМР на высоте 60-100 км для возврата на землю. ВСП будет многоразовый, что станет гораздо дешевле одноразовых ступеней.
Николай Арбаев
Николай Арбаев 17 Февраля 2019, 11:37
Позвольте отправить , в космос : свой аппарат - на Марс ... . На вихревом двигателе "Jиргилjин" : ну почти на скорости света .
Евгений Сибиряков
Евгений Сибиряков 16 Февраля 2019, 21:36
Анатолий, вы мыслите слишком узко и в через чур закрытых рамках . Х37 тому подтверждение моих слов , хотя технология уже изжила свой век и требует нового скачка перегнавший свое время как вы любите говорить , по этому ркк потерпит поражение. В любом случае нужны : новые люди возможно фанатичны к своему делу и безусловно , грамонтны. Так же технологии и обсалютнная независимость от государства. Что не возможно по этому все.
Евгений Сибиряков
Евгений Сибиряков 17 Февраля 2019, 10:55
Хе хе)) если только на ионных и то наверняка не хватит тяги )
Алексей Поляков
Алексей Поляков 17 Февраля 2019, 10:21
Я тоже считаю, что на пропеллерах нужно в космос летать.
Руслан Картонов
Руслан Картонов 16 Февраля 2019, 22:04
Нужен новый двигатель однозначно и не химический. Все должно работать на подобии самолета.
Анатолий Попов
Анатолий Попов 16 Февраля 2019, 20:39
полностью согласен.необходим принципиально новый метод запуска.электромагнитная труба например,и цельный аппарат который и возвращается целиком..а чтоб проще тестировать на пригодность он должен быть модульной сборки с очерёдностью замены
Анатолий Еремин
Анатолий Еремин 16 Февраля 2019, 20:21
Многоразовость... сомнительно. После первого старта, спуска, перегрузок и высоких температур, сложно будет надеяться на надежность при следующем запуске, сколько ни проверяй и не тестируй. А после нескольких? Многие уже обломались на идее многоразовости.
Алексей Дечко
Алексей Дечко 17 Февраля 2019, 11:47
Запомните это как аксиому - государство это худший менеджер. Государственное это чужое, никогда руководитель не будет управлять чужим, лучше чем своим.
Евгений Сибиряков
Евгений Сибиряков 16 Февраля 2019, 21:49
Не сравнивай СССР и РФ.
Владимир Бураков
Владимир Бураков 16 Февраля 2019, 19:13
Глупости. Государство тоже может быть эффективным менеджером. Вы же не будете отрицать, что достижения в ракетно-космической отрасли в 1950-88 годах были благодаря руководству государства?
Дима Маликов
Дима Маликов 16 Февраля 2019, 17:37
Если уж произнесли правильное слово безграмотность ,то прибавьте к нему ещё и не заинтересованность госчиновников в результатах дела. Государство вообще по определению плохой менеджер .а пугалки про коррупцию оставьте для хохлов и либерастов : самая коррумпированая страна в мире это США .там государство не финансирует избирательную компанию кандидатов в конгресс и их спонсируют корпорации ,интересы которых они и защищают ,это не мешает США быть супердержавой и лидером мировой экономики .
Вася Котиков
Вася Котиков 16 Февраля 2019, 13:51
Дорогой автор! Российскую космонавтику не критикуют за медлительность и бездействие. Хотя есть и этот момент. Критикуют её властные структуры за безграмотность, коррупцию и т.д. А за космонавтику переживаем и надеемся!!!!