Секреты цифрового кинопроизводства: Неожиданная конвергенция кино и телевидения

Всякий раз, когда кто-то заговаривает о «полностью цифровом кинематографе», в воздухе повисает вопрос о стандартах. Практически никто не знает точного ответа на вопрос «В каком стандарте снимают цифровые фильмы?»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оказывается, никакого особого стандарта у цифрового кино попросту нет. Цифровые фильмы снимают на слегка модифицированное оборудование для цифрового телевидения высокой четкости (ТВЧ, или High Definition TV — HDTV). Модификация заключается в том, что кинокамеры могут снимать со скоростью 24 кадра в секунду, а часто и со скоростью, изменяемой в широком диапазоне (от 4 до 60 кадров в секунду). Но поскольку даже цифровое телевидение стандартной четкости (Standard Definition TV — SDTV) в России практически не развито, уместно начать рассказ с описания стандартов цифрового телевидения.

SDTV, HDTV

Не требуется подробно объяснять, зачем зрителю нужно цифровое телевидение — картинка во много раз четче, цвета натуральнее, звук чище. Аналоговое телевидение при определении разрешающей способности оперирует «телевизионными линиями» (твл) (максимальное разрешение идеального ТВ равно количеству отображаемых строк развертки; для PAL и SECAM это 576; а на практике лучшие телевизоры имеют разрешение около 450 твл, в то время как большинство — 350−400 твл). А цифровое телевидение оперирует точками, как и компьютер. В мире существует три системы цифрового телевидения (европейский стандарт DVB, американский ATSC и японский DiBEG), но различаются они методами только доставки сигнала. То есть, сигнал от студии до вашего телеприемника добирается разными способами. В зависимости от метода доставки используются разные форматы его кодирования и разные частоты для его передачи. Но внутри всех трех стандартов живет MPEG (подробно о MPEG читайте в этом номере).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Точки на экране

В цифровом кинематографе используются два подстандарта HDTV: Panasonic Varicam и Sony CineAlta. «Цифровые» операторы все чаще работают не камерами, а HD-камкордерами, объединяющими в себе камеру и видеомагнитофон. Главное, что нужно знать о таких устройствах, — в каком бы режиме ни снимала камера, магнитофон пишет в одном формате и с единственной скоростью. Например, в Panasonic Varicam, которым снят фильм «Русские арабески», камера может снимать с любой скоростью, от четырех до шестидесяти кадров в секунду, но магнитофон пишет только 60 кадров в секунду. Вместо «недостающих» по специальным алгоритмам подставляются снятые кадры. Точно так же и в камкордере Sony CineAlta, которым работают Лукас, Родригес и десятки других режиссеров, камера может снимать со скоростью 24, 25 и 30 кадров в секунду, а магнитофон записывает все те же 60 кадров в секунду. Только если у Panasonic кадры полные, то Sony пишет полукадрами. Различается у компаний и разрешение камер. Размер картинки у Panasonic Varicam составляет 1280 x 720, а у Sony CineAlta 1920 x 1080. На первый взгляд формат, принятый Sony, безусловно, лучше — в нем в 2,25 раза больше точек. Однако все не так просто.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дело в том, что в Sony CineAlta используется чересстрочная развертка (interlaced scan), принятая в аналоговом телевидении. То есть, каждый полный кадр записывается своеобразными полукадрами: сначала пишутся четные строки, потом нечетные. Такая технология позволяет достаточно дешевым способом повысить разрешение. Прогрессивная развертка (progressive scan), которая применяется в Panasonic Varicam, честно воспроизводит все строки и позволяет добиться лучших цветов и большей стабильности изображения. Именно поэтому ответ на вопрос «Что же лучше — 1080i или 720p?» неочевиден.

Компания Sony первая выпустила камеру формата 1080i, и поэтому сегодня камера Sony CineAlta более популярна. Но Panasonic продвигает свою камеру формата 720p очень агрессивно, и ситуация может измениться в любой момент. Кроме того, компания Thomson вышла на рынок со своей камерой Viper, которая снимает в «нестандартном» формате 1080/60p (то есть 1920 x 1080 точек, 60 полных кадров в секунду).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все равно мало!

Но и эти цифры вызывают недовольство профессиональных режиссеров и операторов — им «маловато». Но давайте разберемся, как обстоят дела на самом деле.

Кинематографисты измеряют разрешающую способность в «K». Специалисты компании Cintel любезно объяснили, что «K» — это количество тысяч точек по горизонтали кадра (количество точек по вертикали вычисляется исходя из формата фильма). Так вот, у негативной кинопленки (а именно на нее снимают кино) разрешение составляет 6K. Но стоит вставить в камеру пленку и самый лучший объектив («киношники» называют его «prime lens»), разрешение тут же падает до 5K. А если нужен не prime lens, а объектив с переменным фокусным расстоянием (зум), то разрешение уже становится 4K. Но и это не предел. После обработки изображение переносится на позитивную пленку, которую уже крутят в кинотеатрах. Ее разрешение уже ближе к 3K. А проектор в кинотеатре довершает издевательство над качеством, доводя разрешение до 2K, а нередко и до 1,5K. То есть, фактически в кино мы все равно не получаем больше 1500−2000 точек по горизонтали. На фоне этих цифр разрешение 1280 и особенно 1920 точек уже не выглядит таким оскорбительным для зрителя.

Тем не менее массовой миграции на цифровые кинокамеры пока не наблюдается. На сегодня удел HDкамкордеров — съемка современных сериалов. Например, последние сезоны сериалов «Звездные врата» («Stargate SG-1») и «Секс в большом городе» («Sex and the City») снимают и показывают в формате HDTV.