Страх аэрофоба: что чинят в самолетах скотчем

Настоящему аэрофобу после посадки в самолет лучше всего заткнуть уши берушами и надеть на глаза светозащитную повязку. Иначе все, что видно и слышно вокруг, будет интерпретироваться беднягой как свидетельство неминуемой катастрофы. Что-то скрипнуло под днищем? Наверно сломалось шасси. Выпущены закрылки? Мамочки, крыло разваливается! Что-то двигатель стал тихо работать. Сейчас упадем! А что это они, мерзавцы, делают? Чинят самолет скотчем? Это конец... высадите меня!
Страх аэрофоба: что чинят в самолетах скотчем

Фото, на которых авиатехник приклеивает на самолет полоску липкой ленты, не раз попадали в сеть с комментариями на тему легкомысленности и безалаберности технического персонала. Как же можно скотчем ремонтировать такую серьезную машину и отправлять ее в полет?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом вопросе содержится два неправильных представления о происходящем. Во-первых, липкой лентой самолеты не ремонтируют, если под ремонтом мы понимаем восстановление функциональности. Вот, например, прохудился у нас садовый шланг. Берем липкую ленту и заматываем дырку. Вуаля! Шланг больше не протекает. Или разломился корпус шариковой ручки. А мы ее раз скотчем! Теперь ей снова можно писать. Так вот, от ленты, которую наносят на детали самолета авиатехники, исправность самолета не зависит. С ней или без нее лайнер способен выполнить безопасный полет. Если в этом есть сомнения, самолет отправляют в ремонт, а не в рейс.

Ну, а во-вторых, это никакой не скотч в нашем бытовом понимании. Лента называется Speed Tape (Скоростная лента) и является расходным материалом профессионального класса. Рулон такой ленты обходится в 600-700 долларов (а то и намного дороже) и в обычных хозяйственных магазинах не продается. Speed Tape по праву можно считать высокотехнологичным изделием. В основе своей это полоска мягкого алюминия (или композита на основе алюминия и синтетической ткани) покрытая специальным клеящим составом. Но ее параметры подобраны так, чтобы вместе с элементами фюзеляжа без проблем воспринимать циклы температурного расширения и сжатия, при этом не разрушаясь. Также она должна выдерживать мощь набегающего потока воздуха и не отрываться в полете. Ясно, что бытовой и даже металлизированный водопроводный скотч этим параметрам не соответствуют. На самом деле «авиационных» клейких лент есть несколько типов, и руководства по обслуживанию самолетов четко регламентируют, когда и какую ленту применять. Кроме металлизированной Speed Tape существуют прозрачные ленты на основе майлара – пластика из полиэфирного волокна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для чего же тогда Speed Tape применяется? Прежде всего, для изоляции. Например, если вы видите, что авиатехник наклеивает ленту на кромку стекла пилотской кабины, это не значит, что без «скотча» окно выпадет в полете или что произойдет разгерметизация пилотской кабины. Скорее всего, это означает, что был обновлен герметик, устанавливаемый в местах сопряжения стекла и металла. Герметику требуется время (до суток) чтобы затвердеть. Пока этого не случилось, лучше изолировать его от набегающего потока воздуха. Для этого на кромку окна наносится липкая лента, которая отлично обтекается воздухом, не пропуская его к герметику.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А если лента оторвется в полете, что будет? Как уже говорилось – абсолютно ничего страшного. Speed Tape также применяют для изоляции мелких сколов и трещин, пока они не представляют опасности. Если их не изолировать, мощный поток воздуха скорее всего продолжит разрушения, и угроза со временем возникнет. А под лентой мелкие дефекты легко «доживут» до очередного ремонта. Speed Tape – это точно не навсегда.