«Туризм в борьбе с алкоголизмом»: как авантюристы путешествовали на заре СССР

Московское лето 1929 года. Парк культуры и отдыха заполнен людьми: в самом разгаре парад членов Общества пролетарского туризма (ОПТ). В первой колонне парада-карнавала походники-пешеходы, велосипедисты и альпинисты. Параллельно по Москве-реке плывёт лодка с поклонниками водных путешествий. Вслед за ними на автомобилях едут переодетые «буржуи», высмеивающие «ленивый» стиль западных путешествий. А замыкают шествие участники в костюмах разных народностей СССР и «туристы», приехавшие познакомиться с Москвой. Всё проходит под задорными лозунгами «Турист, крепи оборону Советского Союза» и «Туризм в борьбе с алкоголизмом и религией».

В конце 20-х годов XX века парады превратились в отдельный вид искусства, а туризм оказался во власти идеологии и политики. Разбираемся, как отечественные путешественники дошли до такой жизни.

Свистопляска с туристскими обществами

Понятие туристского отдыха появилось вместе с понятием отпуска. В России постановление «Об отпусках» было подписано только 14 июля 1918 года. Декрет запрещал любую трудовую занятость «на стороне», так что советским гражданам пришлось придумывать, чем себя занять в освободившееся время. С этой задачей помог справиться Народный комиссариат просвещения. В начале 20-х годов в центральной России было создано несколько экскурсионных станций для школьников и экскурсионное бюро для взрослых. Именно во внутреннем туризме правительство видело главный способ «развития и воспитания масс».

«Экскурсии могут носить самый разнообразный характер: естественноисторический, исторический, эстетический, археологический — могут иметь целью изучение экономической, общественно-политической жизни и т. д. Насколько разнообразны явления, настолько же могут быть разнообразны и экскурсии, имеющие целью изучение этих явлений», — писала Надежда Крупская.

Подход был серьёзным, и варианты досуга советских граждан обсуждали на научных конференциях и заседаниях Центрального музейно-экскурсионного института (создан в 1921 году). И институт, и разнообразные школьные станции просуществовали всего несколько лет и исчезли отчасти по политическим причинам, отчасти из-за нехватки денег. Не смог закрепиться в системе и Институт методов внешкольной работы (ИМВР), сотрудники которого разработали первый советский маршрут многодневного путешествия (Москва — Бахчисарай — Коккоз (Соколиное) — Ай-Петри — Кореиз — Ялта — Алушта — Севастополь — Москва). Самоокупаемость организации, живущей за счёт взносов школьников, студентов и рабочей молодёжи, оказалась нулевой. А условия в местах, где останавливались путешественники, были настолько скромными, что более обеспеченные люди ехать туда не решались.

«С современным сервисом та наша база не имела ничего общего... — вспоминает заведующая базой в Алуште М. В. Паладиева. — Кроватей, подушек не было. Матрацы — сенные, а постельное бельё, одеяла, полотенца привозили экскурсанты сами. Было в чём варить... но не было из чего есть».

Благоустроенные турбазы, в первую очередь крымские, за отдельную плату начали обслуживать так называемый «самотёк» — людей, путешествующих самостоятельно. А поскольку греться на солнышке семь дней в неделю скучно и неполезно, граждане путешествующие охотно соглашались на частные экскурсии. Крым захлестнула толпа непрофессиональных гидов, толком не знающих регион. Разумеется, воплотить программу полной политизации и идеологизации туризма в таких условиях было невозможно. И государство придумывало всевозможные общества и устанавливало правила, запрещавшие частные экскурсии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1928 году был взят курс на самоокупаемость туризма. Появилось акционерное общество «Советский турист» (Совтур), но и оно не устроило партийное руководство. Созданное в эпоху НЭПа общество предлагало дорогой отдых только для состоятельных держателей акций и никак не хотело связываться с рабочей молодёжью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Правильным аналогом Совтура должно было стать возродившееся после революции Российское общество туризма (РОТ). Изначально оно было весьма малочисленным, но буквально за год существования обросло отделениями по всей стране. В рамках общества проводились конкурсы на лучшую ячейку и массовую агитацию, соревнования по общественно-политической работе, самообразованию и научному исследованию, словом, всё то, что помогло бы стать «выше, быстрее, сильнее» огромной машине Страны Советов.

Главная идея таких обществ, ячеек и институтов — показать, что «пролетарский туризм не есть безыдейная прогулка». С этой целью 8 марта 1930 года ОПТ и Совтур были объединены во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Общество фактически монополизировало туризм, завладев множеством баз, приютов и хижин для ночёвок, фабриками по производству снаряжения и профильными магазинами, пунктами проката и фотоателье.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Турист и доярка

География советских путешественников стремительно расширялась с развитием транспорта. Однако в СССР существовали и, мягко говоря, необычные маршруты. Так, под лозунгом «Обмен производственным опытом — задача каждой ячейки ОПТЭ, каждой группы туристов, каждого путешествия, каждой экскурсии» несчастных отпускников призывали на заводы и в колхозы. При этом посещения хозяйств, например, не всегда ограничивались лёгкой прогулкой по полям и коровникам. Починить инвентарь, помочь в уборке урожая, провести партийное собрание — советские отпускники были мастерами на все руки.

«Пролетарские туристы. В дни своего отдыха организуйте вылазки в деревню. Распределяйте литературу, устраивайте митинги, выступайте на сходках, проводите беседы в избах-читальнях и чайных, выпускайте стенгазеты, давайте справки крестьянам, проверьте по заданиям земельных органов и РКИ ход подготовки к весеннему севу, активно участвуйте в весеннем севе», — гласил призыв Центрального совета туристического общества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 30-х некоторые группы путешественников фактически превратились в передвижные агитационные бригады. Они делали политические и антирелигиозные доклады, формировали новые турячейки и отмечали в рапортах неблагонадёжных колхозников. Отчёты о таких поездках бережно собирали сотрудники ОГПУ, так что туристы выполняли ещё и роль бесплатных осведомителей.

Похожая ситуация была и на заводах. ОПТЭ разработало 78 индустриальных маршрутов. Тут туризм отличался от рабочей командировки лишь тем, что знакомиться с производством других предприятий приходилось во время законного отпуска. Впрочем, руководство Центрального совета Общества это не смущало. Оно ратовало за темпы социалистической стройки, которые станут «ещё сильней, еще крепче, а многие трудности и искривления будут преодолеваться ещё с большим успехом».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В отпуск за полезными ископаемыми

К счастью, не все велись на призывы потратить заслуженные дни отдыха на агитацию неразумных «деклассированных элементов». Сохранился дневник одного из участников похода на Эльбрус 1930 года. Среди прочего молодой инженер писал:

«Моё упорство и надежда на благополучный исход моего предприятия начали заметно покидать меня, тем паче, что срок отпуска моего кончался. Но я особенно не следил за сроком. Ведь администрация у меня украла ровно 20 летних дней отпуска. А почему и мне не украсть? Как в поговорке: "Вор у вора дубинку украл!"».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но и туристов-экстремалов государство находило чем занять. Под лозунгом «Пролетарский турист — массовый исследователь производительных сил страны» ОПТЭ организовывало походы в плохо изученные уголки СССР. А чтобы путешественники не искали «то, не знаю что», члены Академии наук и других институтов разработали методички и разнообразные памятки. Среди них были брошюры «Как искать месторождения слюд», «Как собирать горные породы·и минералы», листовки «За полезными минералами», «На поиски цветных металлов» и многое другое.

Надо сказать, это дало свои плоды. Так, поклонники Урала и его красот обнаружили месторождения каменного угля, хрусталя и железной руды. Сахалинская нефть, лапландские аппатиты, кара-кумская сера — тоже заслуга туристов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С ледорубом на защиту страны

Помимо исследований и пропаганды, советский турист был в ответе и за оборону страны. В 1927 году, когда установившаяся было англо-советская дружба переросла в торговый и дипломатический конфликт, правительство СССР твёрдо решило обезопасить себя от западной угрозы. Для этого было создано легендарное ОСОАВИАХИМ («Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству») и организована переподготовка советских туристов.

«Пролетарское туристическое движение в Советском Союзе по самой своей сути, по своему содержанию, неразрывно связано с задачами и интересами обороны Советской страны, неотделимо от этих задач. Далеко не случайно на знамёнах пролетарского туризма начертаны лозунги "Через пролетарский туризм крепи оборону СССР", "Кто не растерялся в снежных горах, тот не струсит и в бою"», — гласила брошюра 1930 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для красноармейцев организовывались специальные походы, отдельные от учений, была разработана система скидок на транспорт и снижена ставка членских взносов в ОПТЭ. Гражданским путешественникам приходилось изучать пограничные районы и общаться с местными жителями (читай — заниматься внутренним шпионажем). Для этих целей создавались особые маршруты, например «Дороги Гражданской войны», и специальные военизированные базы, на которых отпускников учили обращаться с оружием и тренировали выносливость. Но главное, что сделали разработчики этого направления для туристов прошлого и настоящего, — поставили во главу угла здоровье путешественников. Будущие солдаты должны быть здоровыми, решила партия, и в Советском Союзе начались исследования того, как большие нагрузки влияют на организм, чем можно помочь альпинистам на высокогорье и как преодолеть перемены климата. Теперь можно было идеологизировать и оправдать даже ленивый отдых на море, просто обозвав турбазы «оздоровительными стройками».

Итак, туристы-походники были весьма полезным приобретением для молодого СССР. Пропаганда велась успешно, и во многих районах страны путешественники действительно выполняли множество задач, о которых сегодня и подумать сложно. После войны популярность туризма пошла на спад и возродилась только в середине 60-х.