Wirraway: новая система запуска спутников на «зеленом» топливе

Австралийская компания Hypersonix Launch Systems стремится не только сделать доставку спутников на орбиту дешевле и доступнее, но и сделать ее более экологичной. Она разрабатывает многоразовую систему запуска, работающую на «зеленом» водороде, которая будет доставлять на орбиту небольшие спутники, не производя выбросов углерода или других вредных газов.
Wirraway: новая система запуска спутников на «зеленом» топливе

Известная как Wirraway, трехступенчатая система запуска состоит из орбитального аппарата Delta Velos и ракеты-носителя первой ступени Boomerang, обе из которых будут многоразовыми. «Бумеранг» должен был разогнать орбитальный аппарат «Дельта Велос» до 5 Маха, прежде чем отделиться и, как следует из названия, вернуться обратно на базу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Затем орбитальный аппарат продолжит движение, разогнавшись с 5 до 12 Маха, и отправится в верхние слои атмосферы, откуда выпустит полезные нагрузки спутника массой 50 кг, которые затем будут разогнаны до околоземной орбиты. После этого орбитальный аппарат вернется на базу и приземлится, как обычный самолет, готовый к дозаправке для повторного полета.

Схема полного цикла
Схема полного цикла
Hypersonix Launch Systems
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Delta Velos Orbiter будет оснащен четырьмя ГПВРД Hypersonix Spartan, которые, по словам компании, являются результатом 30-летних исследований и «более 6000 наземных запусков и 11 суборбитальных полетов в рамках программ HiFiRe и HyShot». Эти программы также предоставили непосредственный опыт многим сотрудникам Hypersonix.

Изготовленный из компонентов из композита с керамической матрицей (CMC), напечатанных на 3D-принтере с использованием технологии аддитивного производства нового поколения в Сиднейском университете, Spartan является самовоспламеняющимся, многоразовым и не содержит движущихся частей, что повышает его надежность. Он также обеспечивает нейтральную по выбросам углерода тягу, поскольку питается от водорода, вырабатываемого с использованием солнечной энергии, и выделяет только водяной пар. Команда надеется, что Delta Velos Orbiter поднимется в воздух примерно в конце 2024 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Движок на экологически чистом водородном топливе
Движок на экологически чистом водородном топливе
Hypersonix Launch Systems

Тем не менее, инженеры начнут с образцов меньшего размера, чтобы проверить эффективность системы запуска, а также скорость, возможность повторного использования и дальность полета конструкции транспортного средства. Размер демонстрационного Dart AE составит около 2,8 м: он будет оснащаться одним двигателем Spartan и иметь запас хода 500 км. Этот проект стартует в начале этого года с целью первого запуска в первом квартале 2023 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За ним последует более крупный демонстратор Delta Velos. Имея длину 5,5 м, размах крыла 2 м и диаметр фюзеляжа 0,6 м, он будет оснащен четырьмя спартанскими ГПВРД, обеспечивающими дальность полета 2500 км и максимальную скорость 12 Маха. Планируется, что он поднимется в небо в четвертом квартале 2023 года.

Полноразмерная ракета Delta Velos Orbiter
Полноразмерная ракета Delta Velos Orbiter
Hypersonix Launch Systems
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После того, как конструкция будет проверена, появится полноразмерный орбитальный аппарат Delta Velos, который будет иметь длину 12 м, размах крыльев 3,5 м и диаметр 1 м.

Поскольку Orbiter предназначен для работы с любым ускорителем, что позволяет запускать его с любой стартовой площадки, только после того, как Delta Velos полетит, Hypersonix будет стремиться разработать ускоритель Boomerang в партнерстве с существующим производителем ракет. Хотя выбор технологии еще не установлен, компания предпочитает, чтобы ракета-носитель Boomerang также работала на экологически чистом водороде.