Сам себе Фердинанд Порше: автомобиль мечты
В 1913 году Генри Форд научил мир штамповать машины, как пуговицы, сотнями тысяч. Еще через полвека Toyota придумала метод производства, при котором все эти пуговицы получались дешевыми, качественными и... скучными. Сегодня для мировой автоиндустрии, по мнению 36-летнего бывшего морпеха Джея Роджерса, наступило время очередных радикальных перемен. Крошечная компания Роджерса, Local Motors, намерена дать каждому то, что раньше было доступно только небожителям, — возможность воплотить автомобиль своей мечты в металле.
Распечатайте мне машину
Мы покупаем машины сердцем. Если бы это было не так, то, по меткому выражению веселого толстяка Джереми Кларксона из шоу Top Gear, на дорогах остались бы только VW Golf. И продаем мы их тоже не по зову разума. Износ, близкое окончание гарантийного срока и другие рациональные аргументы — это всего лишь прикрытие нашей эмоциональной опустошенности. То, что еще пару лет назад казалось автомобилем мечты, превращается в наших глазах в холодную кучу болтов и гаек. Каковой, впрочем, она и является: душа покидает машину еще до ее появления на конвейере. Сравните любой концепт с тем, что от него остается в итоге. В сверхсекретных студиях автокомпаний десятки дизайнеров упорно трудятся над превращением блестящих идей в серийные мыльницы. Процесс отсекания лишнего применительно к автомобилю напоминает пластическую операцию, в результате которой красота превращается в безнадежную скуку. Аэрография, технический и бутафорский тюнинг, красивые номера — это всего лишь жалкий макияж на лишенном индивидуальности лице, попытка сделать мертвое живым. Джей Роджерс считает, что мы достойны лучшего.
Роджерс не собирается соперничать с мировыми автогигантами. Более того, они вообще никогда не смогут пересечься на рынке, потому что ориентируются на разного покупателя, продают разный товар и используют разные бизнес-модели. Если General Motors и Toyota — ширпотреб, то Local Motors, по утверждению Роджерса, это индпошив. Еще несколько лет назад подобная идея была бы отнесена к разряду бредовых, но сегодня продвинутые веб-технологии и новая экономическая реальность дают Роджерсу шанс. В 2006 году во время своего обучения в Гарвардской бизнес-школе он стал свидетелем рождения проекта Threadless, процветающего и по сей день. Ребята из Threadless открыли интернет-магазин по продаже маек, дизайн которых создается посетителями сайта — профессиональными художниками или обычными людьми, имеющими минимальные навыки рисования. Каждый, чьи майки найдут своего покупателя, может зарабатывает на этом. Иногда — очень солидные деньги. Оборот компании выражается семизначными цифрами и не падает даже в кризис. Затраты при этом минимальны: у Threadless нет склада, так как каждая конкретная майка изготавливается только после оплаты через электронные платежные системы. Threadless стал первым в истории примером успешного коммерческого использования краудсорсинга (от англ. сrowd — толпа) — сетевого коллективного разума.
Автомобили не майки за $20, и на принтере их не сделать, но Роджерсу идея понравилась сразу. Тем более что семья Роджерса давным-давно уже владела легендарным мотоциклетным брендом Indian Motorcycles — в 1945 году дед Джея стал его хозяином. Правда, вскоре слишком бурная деятельность Роджерса-старшего подвела Indian к банкротству, но внук незадачливого автопромышленника не собирался повторять его печальную судьбу. Вместе с Джеффом Джонсом осенью 2006 года они придумали, как будет работать их бизнес, а весной 2007-го проект Local Motors занял первое место в конкурсе идей Pitch for Change, опередив более 70 конкурентов. Но первые деньги друзья нашли только в сентябре, когда их взяли под свое крыло братья Дэйв и Майк Смит из Factory Five Racing, известной компании, выпускающей кит-кары. В Уорхэме, недалеко от штаб-квартиры Factory Five, был куплен полуобвалившийся просторный гараж, и друзья приступили к его реконструкции и оснащению.
В каждом живет дизайнер
Сайт — основа основ концепции Local Motors — появился в сети в марте 2008 года. Для раскрутки были приглашены несколько талантливых молодых дизайнеров с кучей нереализованных идей, которые наполнили его своими портфолио, и дело пошло. Популярность сайта стабильно растет, и сейчас в сообществе Local Motors насчитывается уже более 5000 единомышленников.
Не стоит думать, что все настоящие мастера автодизайна трудятся по специальности. Только треть выпускников различных школ и университетов находят себе место в штате автокомпаний. Да и те, кто попадает в обойму, годами занимаются подсобными работами — прорисовкой второстепенных деталей, подбором цветовой гаммы обивки салона, разработкой аксессуаров
Механика процесса очень проста. Каждый месяц Local Motors объявляет очередной тематический конкурс — к примеру, дизайн электромобиля для Сан-Франциско или пикапа для просторов Техаса. Желающие предлагают свои эскизы. Лучшая работа определяется самими пользователями после открытого обсуждения проектов. Подтасовка результатов или поблажки для «своих» невозможны — это мгновенно уничтожило бы бизнес Роджерса, в который уже вложено $7млн. Победителю конкурса тут же предлагается подписать контракт о передаче прав на интеллектуальную собственность в пользу Local Motors. Максимальная выплата по контракту может составить $10000. Лучший, по мнению сообщества, проект года принесет счастливчику вдвое больше.
Далее виртуальное сообщество принимает решение о запуске концепции в производство. Утверждаются базовые параметры модели, выбирается подходящий мотор и коробка. С этого момента в работу включаются профессиональные конструкторы во главе с Майком Пизани и Дэйвом Риха. Их задача — разработка легкой пространственной рамы автомобиля и адаптация к ней силовой установки и вспомогательных систем. В распоряжении инженеров Local Motors имеется мощный конструкторский софт, используемый ведущими автокомпаниями. Никакой кустарщины и обходных технологий — все комплектующие Local Motors покупает у компании Penske, крупнейшего американского поставщика автокомпонентов. К примеру, первенец Роджерса, внедорожник Rally Fighter, основой которого стал эскиз дизайнера Санго Кима, почти целиком сделан из деталей от различных моделей BMW, исключая оригинальный композитный кузов и раму.
Пока специалисты колдуют над внутренностями будущего автомобиля мечты, на сайте продолжается работа над его дизайном. Причем прорисовка отдельных деталей выполняется в режиме онлайн благодаря использованию графической программы Aviary. Стать соавтором и добавить свои пять копеек в общий котел может каждый член сообщества. После тщательной проработки дизайна кузова инженеры Local Motors приступают к изготовлению прототипа. Затем начинается этап тестирования, тонкой настройки подвески и устранения дефектов. Краш-тесты компания не проводит из-за чрезвычайной дороговизны этой процедуры — стоимость одного испытания переваливает за $700 000. Благо, что в Америке автомобили, собранные своими руками, регистрируются без особых проблем. Роджерс утверждает, что его компания будет получать прибыль при годовом объеме продаж всего 2000 единиц. Спрос же на малосерийные автомобили измеряется десятками тысяч.
Любишь кататься — крути гайки!
Для того чтобы купить Rally Fighter, первую готовую модель Local Motors, покупатель вносит на счет компании депозит в размере $99 и занимает место в очередь на сборку. После получения извещения о точной дате поставки машинокомплекта клиенту необходимо перечислить взнос в $5000. При отказе от покупки эти деньги не возвращаются. Остальные $45000 надо оплатить непосредственно на фабрике. Здесь начинается самый захватывающий этап покупки — участие в сборке вашего личного Rally Fighter. Даже если вы полный чайник и никогда не держали в руках торцовый ключ, эта работа станет для вас настоящим праздником. Шесть дней подряд опытные профессионалы будут работать вместе с вами на каждой из нескольких десятков сборочных операций. Factory Five Racing уже давно использует такой прием при продаже своих кит-каров. Покупатели в восторге — сборка автомобиля своими руками сродни присутствию при рождении собственного ребенка. Такая машина сразу становится частью вашей души. Кроме того, вам не придется волноваться за качество — помощь профи исключает возможность ошибок.
«Мы намерены создать самую успешную компанию в истории автоиндустрии. Local Motors дает возможность каждому построить машину своей мечты от первого карандашного наброска до завинчивания последнего колесного болта. Такую тачку не сравнить ни с чем, она Твоя!- говорит Джей Роджерс. — General Motors сначала делает автомобили, а потом пытается убедить покупателя в том, что это именно то, что ему нужно. У нас все наоборот».
Local Motors уже оснастила свою первую микрофабрику в Уорхэме. Летом в Финиксе откроется вторая. Всего же Роджерс планирует создать в Америке 50 маленьких технических центров, на которых будет производиться не только сборка машин, но и их сервисное обслуживание и ремонт. Объем выпуска каждой из фабрик — 2000 машин в год. Штат — 20 человек. Производительность труда в 100 автомобилей на каждого работающего — это вдвое выше, чем у Toyota. Если дело пойдет как задумано, то Local Motors начнет предлагать свои машины и на других рынках. Пока же под руководством Ника Смита, главного конструктора Factory Five Racing, полным ходом идет отработка технологических операций сборки Rally Fighter. Официальный старт продаж внедорожника назначен на начало июня 2010 года.
Автоконструктор
По всей видимости, Джею Роджерсу вскоре придется делить свою нишу рынка с десятками конкурентов. Количество небольших и мобильных автопроизводителей во всем мире может резко вырасти. А все из-за Сета Сиберга и его компании Trexa. В январе этого года Trexa вышла из режима секретности и продемонстрировала модульное шасси Trexa EV с электрической силовой установкой и литий-ионным аккумулятором. Фактически это готовый электромобиль со всеми необходимыми системами, но без кузова. Кузов может иметь любую конфигурацию и попросту монтируется на плоском шасси. Рулевой механизм, двухступенчатая трансмиссия и электродвигатель связаны с внешними органами управления по принципу by-wire. Цена базового варианта Trexa EV с батареей емкостью 7 кВт•ч и запасом хода 40 км — всего $16000. $32000 будет стоить полноприводное шасси с бортовым зарядным устройством мощностью 6 кВт и 28-киловаттным аккумулятором, энергии которого достаточно для пробега в 200 км. Для электромобиля в наши дни это очень дешево.
Trexa EV оснащается независимой подвеской с регулируемым клиренсом. Шасси может выпускаться в трех вариантах колесной базы — 1626, 2032 и 2438 мм. Это значит, что на его основе можно делать как суперкомпактные модели, так и большие кроссоверы. Гибкая электронная система управления силовой установкой может быть настроена по желанию клиента. Емкость нанофосфатного аккумулятора регулируется в диапазоне 7−28 кВт•ч простым добавлением отдельных модулей емкостью 7 кВт•ч каждый. Гарантия на них составляет 160000 км пробега. Как и любой электромобиль, Trexa оснащается системой регенеративного торможения. Безопасность электромобиля обеспечат передняя сминаемая зона и усиленная клетка силовой установки. Установка кузова на шасси Trexa EV не составит никаких проблем — для этого разработчики предусмотрели стандартные точки крепления. Фактически электромобиль на такой платформе может иметь несколько различных кузовов, которые можно менять хоть каждый день по желанию владельца. В комплекте шасси производители поставляют компьютерную программу для самостоятельного конструирования кузова.
Trexa окружена ореолом таинственности. Нет никакой информации о том, кто стоит за Сетом Сибергом, а, судя по серьезности проекта, это должны быть очень большие деньги. Не разглашаются имена поставщиков батарей и электрических компонентов шасси. Кто работал вместе с Сибергом над Trexa EV, также неизвестно. Это верный признак того, что мы видим лишь вершину айсберга. Интересно, что там в глубине?
В любом случае вполне возможно, что в ближайшем будущем крупным автогигантам придется постараться стать гибче: многочисленные компании, работающие с покупателями лицом к лицу и готовые решать возникающие проблемы без изнуряющей волокиты, могут отвлечь на себя ощутимую долю спроса. Нетрадиционный подход к бизнесу в изменившемся мире дает гораздо больше шансов остаться на плаву, чем старые методы. Но самое главное — от этих тектонических сдвигов в конечном итоге выиграем мы, покупатели.