Как устроена машина для обработки самолётов антиобледенителем
![Как устроена машина для обработки самолётов антиобледенителем Как устроена машина для обработки самолётов антиобледенителем](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/afb/afb5cc2e8bb2436c007170471f8b943d_ce_1920x1008x0x128_cropped_510x340.webp)
Для того, чтобы обработать самые труднодоступные места, форсунка распылителя вместе с установленной фарой поворачивается в двух плоскостях. Оранжевые «усы» выполняют важную функцию – ультразвуковые радары на их концах подают сигнал об опасном приближении к поверхности самолета, и система управления автоматически останавливает движение телескопической штанги.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/0ad/0ad2618dc1dc87641481884caf86105a_cropped_510x543.webp)
Машины для противообледенительной обработки воздушных судов (на профессиональном жаргоне «деайсеры», от английского de-icer) — полноправные обитатели любого крупного аэропорта. На грузоподъемном шасси (полная снаряженная масса составляет более 20 т) расположены баки для воды и двух типов противообледенительных жидкостей и система подогрева воды, а также стрела с выдвижной телескопической штангой, на конце которой установлена распылительная форсунка. Первый этап обработки — удаление уже намерзшего льда с помощью струи, состоящей из смеси горячей воды (до 82°С) и жидкости Type I, подаваемой под давлением. На втором этапе происходит обработка жидкостью Type IV, которая образует на поверхности защитный слой и предотвращает дальнейшее образование льда до взлета самолета. Время между этапами не должно превышать трех минут, так что при неблагоприятной погоде самолеты приходится обрабатывать по частям.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/08b/08bb5f2fcb845fa1fcc217c09a67f534_cropped_510x340.webp)
Во время первого этапа (удаление льда) в зависимости от температуры воздуха, влажности и осадков (как на земле, так и на различных высотах) используется смесь горячей воды и жидкости TypeI. Соотношение между компонентами выставляется либо оператором, либо компьютером в соответствии с температурой окружающего воздуха. В зависимости от толщины слоя льда оператор также устанавливает давление струи. Жидкость Type IV, используемая на втором этапе для защиты от дальнейшего образования льда, применяется без смешивания с чем-либо другим.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/3d8/3d8fba3ce7f20b9a87e753ade062e6a3_cropped_510x574.webp)
Нижняя кабина машины – это место водителя, верхняя кабина – место оператора, который проводит противообледенительную обработку. Обзорность в верхней кабине – почти круговая, все окна снабжены стеклоочиститетелями. На фото не показаны педали управления в верхней кабине, их две. Правая педаль предназначена для управления подачей жидкости. Левая – контрольный выключатель по типу «мертвой руки»: при отпускании педали все операции останавливаются. (Хотя, вероятно, в данном случае точнее будет назвать эту педаль выключателем «мертвой ноги».)
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/d5d/d5d52a859c007b3a92c13f3ad5572dd8_cropped_510x765.webp)
Органы управления в нижней кабине – традиционные автомобильные, исключение составляет небольшая коробка транспондера системы Advanced Surface Movement Guidance & Control System (A-SMGCS), благодаря которому диспетчеры и пилоты воздушных судов видят местоположение всех машин в аэропорту. В нижней кабине также установлен главный выключатель системы противообледенительной обработки, переключатель, управляющий подогревом воды в различных режимах, продублированы несколько контрольных приборов, показывающих запас и расход жидкостей. По окончании обработки принтер блока контрольных приборов печатает чек – подтверждающий документ, одну из копий которого передают авиакомпании. В этом документе указана вся подробная информация – фамилия оператора, время и дата обработки, номер стоянки, номер борта, расход жидкостей и т.п.
Благодарим за помощь в подготовке репортажа пресс-службу и коллектив Московского аэропорта Домодедово