ПМ: Что произошло с автомобилями за последние 20 лет?
Интервью с техническим директором Ford Полом Маскаренасом

Произошло многое, но общие тенденции понятны. Автомобили стали безопаснее за счет значительного усовершенствования систем пассивной безопасности — ремни, подушки, даже надувные ремни, которые были совсем недавно представлены компанией Ford. Современные методы компьютерного моделирования значительно облегчили работу инженеров, рассчитывающих структурную схему жесткости и прочности кузова, деформируемых зон. В области активной безопасности прогресс еще заметнее — от расширения возможностей ABS и ESP до систем предупреждения столкновений и систем автоматической парковки, использующих радары, лидары и камеры. Автомобили стали эффективнее и экологичнее, поскольку наблюдается переход на малолитражные турбированные двигатели с прямым впрыском — такие как 3-цилиндровый литровый Ecoboost.

ПМ: Кстати, о двигателях. У вас нет ощущения, что ДВС морально устарел и должен вскоре полностью уступить место электрическим машинам?
(Смеется.) Уж сколько раз ДВС пытались похоронить! Между тем в запасе любой автомобильной компании есть перспективные разработки на десяток-другой лет вперед: от повышения экономичности до бензоэлектрических и дизель-электрических гибридов. Так что ДВС еще много лет будут царствовать в автопромышленности. Хотя, конечно, это будут совсем другие ДВС — более компактные, эффективные, экономичные и экологичные.
ПМ: что будет делать автоиндустрия, если на Земле закончится нефть?
Рассматриваются разные варианты — например, ДВС на водороде или на природном газе. Природный газ — очень перспективный источник: он очень дешев и распространен во многих странах, для него отработана вся инфраструктура, да и кардинально менять схему работы двигателя не надо.
ПМ: А как насчет электромобилей и гибридов?
Сейчас доля электромобилей — всего лишь около 1% от общего количества. Эксперты говорят, что к 2020 году этот показатель вырастет до 10%. В настоящее время основным сдерживающим фактором является малый запас хода и дороговизна батарей. Но в некоторых регионах, таких как Калифорния или Лондон, владение электромобилем может быть выгодным из-за налоговых льгот. А бензоэлектрические и дизель-электрические гибриды — как раз наиболее разумный подход в настоящий момент.
ПМ: Когда автомобили научатся ездить самостоятельно?
Вот посмотрите, чем управляет водитель: акселератором, тормозом и рулем. А чем может управлять автомобиль? Адаптивный круиз-контроль — акселератором, система автоматического торможения — тормозами, система автоматической парковки — рулем. Так что самостоятельное управление автомобилям уже по силам, технически это реализуемо.

ПМ: А как насчет полностью беспилотных автомобилей?
Прототипы уже есть, например автомобиль Google. Но даже сами разработчики этой машины из Google придерживаются мнения, что до полностью автономного автомобиля еще как минимум несколько десятилетий. Я тоже не думаю, что через 20 лет автономный автомобиль возьмет и появится. Это длительный процесс технологической эволюции — шаг за шагом будут понемногу расширяться диапазоны условий для работы многочисленных систем помощи, «страхующих» водителя в фоновом режиме.
ПМ: А с чем будет связана следующая революция в автомобилестроении?
С коммуникациями, «большими данными» и облачной обработкой этих данных. С кардинальным изменением взаимодействия между водителем и автомобилем. Под коммуникациями я имею в виду, конечно, не подключение вашего смартфона к магнитоле, а обмен самой различной информацией между соседними автомобилями, а также между автомобилями и «облаком». Такие данные, например, могут помочь избежать пробок, поскольку водители будут получать оперативную информацию о загруженности тех или иных дорог. А прямая связь между автомобилями поможет избежать столкновений при движении в предельно плотной колонне. Совсем недавно Ford создал в Кремниевой долине специальную исследовательскую лабораторию, которая будет заниматься всеми этими аспектами.

ПМ: А в чем наибольшая проблема автопроизводителей?
Все очень просто. Ford как компания должна предоставлять клиентам мобильность. Но эта мобильность должна быть безопасной, эффективной и, что крайне немаловажно, доступной. Именно в том, чтобы сделать технологии доступными широкому кругу покупателей, и заключается основная проблема производителей. Сами технологии (по крайней мере, большинство из них) уже существуют.
ПМ: Какими, по вашему мнению, будут автомобили 2030 года?
Не думаю, что они все станут беспилотными. А вот в том, что все они будут подключены к «облаку», я абсолютно убежден. Информация, которую предоставляют облачные сервисы, сделает жизнь водителя более комфортной. Еще одна интересная концепция — это общественный персональный транспорт, такой принцип реализует, например, компания Zipcar. Ведь далеко не у каждого клиента есть необходимость в персональной машине все 24 часа в сутки. Такой подход значительно (в несколько раз) сокращает количество машин на улице и тем самым позволяет разгрузить дорожную инфраструктуру.