Триумф в Ле-Мане. Что особенного в Ford GT40 – машине, которая превзошла Ferrari

Легендарный гоночный автомобиль Ford GT40 появился на свет благодаря обиде. В начале шестидесятых наследник автомобильной империи Генри Форд II вел переговоры с Энцо Феррари о покупке его компании. Глава Ford Motor Co заметил, что американское поколение беби-бумеров хочет покупать дорогие и мощные спортивные автомобили и решил приобрести Ferrari целиком. Его людям почти удалось уговорить итальянцев, но в последний момент коммендаторе отказался. Форд был в ярости. Он поставил перед своей командой задачу разработать машину, которая обойдет Ferrari в гонке на выносливость «24 часа Ле-Мана», а значит, утрет нос самому Феррари, ведь его болиды побеждали в Ле-Мане много лет подряд.
Триумф в Ле-Мане. Что особенного в Ford GT40 – машине, которая превзошла Ferrari
Unsplash

Это была тяжелая и опасная гонка: болиды нарезали круги по треку сутки подряд почти без остановок, а поломки и несчастные случаи стоили жизни многим пилотам. Так из жажды мести родилась технологическая легенда: болид Форда GT40 выигрывал престижную гонку четыре раза подряд, с 1966 по 1969 год.

Историю первой победы болида Ford GT40 рассказывает американский журналист Эй Джей Бэйм в опубликованной издательством «Альпина Паблишер» книге «Ford против Ferrari», но наследие автомобиля не ограничивается успехами на трассе. Суперкар считается произведением искусства благодаря дизайну и инновационным инженерным решениям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История создания модели Ford GT40

Разработкой первого поколения Форд GT40 с 1963 года занимались инженеры Рой Ланн, Кэрролл Шелби, Фил Ремингтон и архитектор Эрик Бродли. Для прототипа закупили лучшие европейские компоненты: в Италии — 15-дюймовые спицованные колеса Borrani и трансмиссию Colotti, в Англии — муфты карданных валов Metalastic и тормозные суппорты Girling. Все эти части требовалось идеально подогнать друг к другу, поскольку малейший дефект мог привести к тому, что машина сошла бы с дистанции. По правилам «Ле-Мана» после старта замена основных компонентов автомобиля была запрещена.

Выбор двигателя был очевиден: в середине корпуса GT40 встал самый мощный на тот момент модифицированный Fairlane V8 объемом почти 4,2 л. Настроенный для работы в течение 24 часов двигатель выдавал 350 л. с. — на 30 «лошадей» больше, чем победитель гонки в Ле-Мане 1965 года Ferrari 250LM.

Для создания независимой подвески для GT40 инженеры использовали компьютер — инструмент, который никогда не применялся при проектировании машин. Он позволил оценить движение автомобиля в разных проекциях и под разными углами. Инженеры обеспечили модель Ford GT40 mk1 двумя мягкими резиновыми топливными баками, похожими на желудки: они имели заливные горловины и электрический топливный насос, были обернуты в огнестойкий неопрен и встроены в рамы под каждой из двух дверей. Их общая вместимость составляла почти 160 л — предельно допустимое значение на трассе «Ле-Мана».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Автомобиль Ford GT40 Mk I на гонке 1965 года, занявший 8 место
Автомобиль Ford GT40 Mk I на гонке 1965 года, занявший 8 место
Wikipedia

Но подлинным шедевром стал дизайн спорткара. Высота корпуса от земли не превышала сорока с половиной дюймов, чуть больше метра. «Каждый квадратный сантиметр автомобиля был создан для того, чтобы рассекать воздух: длинный скошенный нос, приподнятый и подрезанный хвост. Он был выкрашен в темно-синий и белый цвета, причем на капоте матовой краской, чтобы блики не мешали пилотам. На обоих бортах автомобиля красовалась надпись "Ford"», — описывает Бэйм внешний вид GT40.

Болид был создан за рекордные 11 месяцев. Но, несмотря на все усилия команды, первые GT40 машины показали себя на гонках плохо: один автомобиль сгорел, в двух других отказали коробки передач.

Как создавался Ford GT40 Mk II

После серии неудач гоночный проект Ford GT40 для «Ле-Мана» полностью получил в свои руки Кэрролл Шелби — бывший гонщик и автомобильный конструктор. Шелби никогда не называл себя гением по части техники. Его стратегия заключалась в том, чтобы привлечь к работе талантливых людей и дать им работать.

Одним из таких талантов стал гонщик Кен Майлз, которому предстояло несколько месяцев жить рядом с машиной и раз за разом проверять характеристики GT40 на треке. Для начала Майлз проехался в первой версии автомобиля, чтобы диагностировать ее проблемы. «Дерьмо», — охарактеризовал спортсмен машину после пары кругов

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для создания второго поколения авто была привлечена команда аэрокосмического подразделения Ford. Компьютерный анализ данных показал нехватку воздуха в подкапотном пространстве. Из-за неудачной конструкции воздуховодов терялось как минимум 76 л. с. Поэтому Майлз и главный инженер Фил Ремингтон модернизировали воздуховоды, а также систему смазки для модели GT40.

Они использовали диски из магниевого сплава Halibrand, облегчив их почти на 14 кг, поставили на задние колеса болида Ford GT40 mk2 более широкие шины Goodyear, чтобы улучшить сцепление с дорожным покрытием, и взяли мощные передние тормоза, чтобы машина быстрее входила в повороты.

Компания Amalgam представила точную копию победного Ford GT40 1969 года. Всего планируется выпустить 199 автомобилей
Компания Amalgam представила точную копию победного Ford GT40 1969 года. Всего планируется выпустить 199 автомобилей
The Amalgam Collection
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но второй блин тоже вышел комом: в 1965 году на гонке в Ле-Мане из шести стартовавших GT40 ни один не смог продержаться на трассе больше семи часов. Бэйм пишет, что после провала Шелби и другие ключевые участники проекта GT40 получили открытки с изображением трассы в Ле-Мане и короткой надписью: «Только попробуй не выиграть. Генри Форд II».

Уникальность гоночного Ford GT40 1966 года

Весь следующий год Майлз, Шелби и другие инженеры продолжили доводить кит-кар GT40 до ума. Майлз днями и ночами накручивал круги, бросая автомобиль в заносы в поворотах и разгоняясь до 320 км/ч на прямых участках. С каждым кругом Майлз все лучше узнавал машину. И усилия команды проекта наконец стали давать плоды.

Новая тормозная система справилась с огромным, тяжелым и мощным 7,0-литровым мотором. Главный инженер Шелби Фил Ремингтон придумал двухточечную систему фиксации суппортов, которая позволяла менять диски всего за минуту. Шелби собрал четырехступенчатую коробку передач с усиленными шестернями от коробки, которую ставили на славившиеся надежностью седаны Ford Galaxie. GT40 стал гораздо прочнее и жестче, не потеряв в скорости.

В 1966 году болид блестяще показал себя: три машины одновременно финишировали в Ле-Мане. Ford GT40 на четыре года стал бессменным лидером сложнейшего соревнования, а Феррари наконец-то познал вкус поражения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Гоночный Ford GT40 1966 года, выставленный на торги компанией RM Sotheby's
Гоночный Ford GT40 1966 года, выставленный на торги компанией RM Sotheby's
RM Sotheby's

Новое поколение GT

В 2015 году, в год 50-летия первой победы модели GT40 во Франции, Ford поставил сверхзадачу перед новым поколением своих инженеров. Руководство компании потребовало повторить успех с новой гоночной техникой класса GT. Спустя десятилетия после первой победы в Ле-Мане суперкары нового поколения GT победили в «24 часах Ле-Мана» сезона-2016. После этого болиды больше не участвовали в гонках — кажется, доказывать было больше нечего.

Современный кузов GT40 изготовлен из углеродного волокна и спроектирован таким образом, чтобы обеспечивать аэродинамическую эффективность и нулевую подъемную силу: у GT40 коэффициент сопротивления до сих пор лучше, чем у некоторых современных суперкаров.

Автомобиль 2015 года оснащен 3,5-литровым двигателем V6 с двойным турбонаддувом, который выдает 647 л. с. и 550 фунт-фут крутящего момента. Этой мощности достаточно, чтобы разогнать GT40 до 60 миль/ч всего за 3,3 секунды и развить максимальную скорость 205 миль/ч. Чтобы машина не взлетала, были созданы массивные шины Michelin Pilot Sport Cup 2. Новый GT стал достойным наследником легендарного победителя Ле-Мана, который заложил основу спортивного успеха Ford на долгие годы вперед.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Победа GT40 в 1966 году во время марафона «24 часа Ле-Мана» стала прорывом в противостоянии компаний Ford и Ferrari
Победа GT40 в 1966 году во время марафона «24 часа Ле-Мана» стала прорывом в противостоянии компаний Ford и Ferrari
Соцсети

Можно ли сегодня стать владельцем Ford GT?

В 2018 году аукционная компания RM Sotheby’s выставила на продажу один из трех автомобилей Ford GT40, который участвовал в «24 часах Ле-Мана». Перед аукционом машина была восстановлена. Теперь она выглядит так же, как и во время марафона 1966 года. За болид планируется получить 12 миллионов долларов. По курсу на 17 сентября 2023 года цена Ford GT40 равняется 1 159 605 600 рублей.

Купить Ford GT40 Mk II в России достаточно сложно: с 2016 по 2020 годы компания выпустила всего 1 тысячу машин. За автомобиль на момент расчета поставщик предлагает от 196 307 012 рублей. В стоимость GT40 уже включена доставка и таможенное оформление. Более совершенную модель Ford GT в России можно купить от 500 тысяч евро – около 52 миллионов рублей.