Исследование: 30% водителей не могут перехватить управление от автопилота вовремя

Полуавтономные автомобили, такие как Tesla с опцией FSD, в целом более безопасны, чем ручное вождение. Однако есть критический момент, когда опасность ДТП резко возрастает. Дело в том, как взаимодействуют автопилот и водитель.
Исследование: 30% водителей не могут перехватить управление от автопилота вовремя
ThisisEngineering RAEng / Unsplash

В конце 2010-х годов разработчики автономных автомобилей предвещали скорое сокращение аварийности и смертельных случаев на дорогах. Теоретически, беспилотник никогда не устаёт и не засыпает, не пьёт алкоголя, а скорость его реакции гораздо выше, чем у человека, он даже видит лучше.

Если обернуться назад, в историю автоматизации автомобилей, мы обнаружим, что чем более автономными становились автомобили, тем безопаснее они становились. Начался этот тренд в 1980-х годах с появлением электронных помощников водителя (ADAS, англ. Advanced Driver Assistance System), первым из которых стала антиблокировочная система тормозов. За ней последовали адаптивный круиз-контроль, системы электронной стабилизации в поворотах, экстренного торможения и другие. Каждый новый помощник приводил к снижению общей аварийности и серьёзности ДТП.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наконец, сейчас появились такие полуавтономные системы, как Tesla Full Self-Driving. Они относятся к третьему уровню автономности — то есть, автомобиль может долгое время ехать автономно по шоссе или в пробке. В это время водитель может заняться другими делами — позвонить, почитать почту, поговорить с пассажироами. В ситуации, с которой электроника пока не может справиться - например, на дорожной развязке или съезде с магистрали — система подаёт водителю сигнал и тот берёт управление на себя.

В исследовании университета Саутгемптона водители получали такой сигнал о том, что нужно взять управление на себя.
Take Over Signal
ResearchGate
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Трудности коллаборации

Этот момент, когда управление переходит от автопилота к водителю, является критическим. Оцените сложность задачи, стоящей перед водителем: ему нужно выбросить из головы то, что он делал до того, заново сориентироваться в дорожной обстановке и приспособиться к органам управления. Причём сделать это в сложной дорожной ситуации — ведь автопилот именно потому и передаёт управление человеку, что не может справиться.

Несколько исследований подтвердили, что водителям довольно сложно взять на себя управление. Например, совместное исследование Volvo и университета Саутгемптона подтвердило, что у каждого третьего водителя уходит на это больше времени, если он был занят посторонними делами, чем если бы он продолжал следить за дорогой, «подстраховывая» автопилота.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бывает, что водитель не может сразу переключиться, например, если в момент сигнала о переходе управления он говорил по телефону, занимался с детьми, сидящими на заднем сиденье, или задремал.

Tesla FSD
Tesla FSD
Roberto Nickson / Unsplash

Помощник для помощника

Решение проблемы автопроизводители видят в том, чтобы добавить ещё одну подсистему ADAS, которая будет сглаживать этот переход. Например, Hyundai представила адаптивный круиз-контроль, который имитирует стиль водителя.

А пока технологический челлендж не преодолён, водителям, использующим автопилот, стоит выбирать только такие занятия, которые не помешают быстро включиться в управление.