Забытое советское прошлое: история легендарного завода «Уралец»
![Забытое советское прошлое: история легендарного завода «Уралец» Забытое советское прошлое: история легендарного завода «Уралец»](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/97b/97b2bfaf6f3ff1ce068f0fd4b3597e42_ce_390x260x14x0_cropped_510x340.webp)
Это был относительно небольшой, но очень значимый завод. История его может показаться печальной.
Механический завод «Уралец» родился из мастерской по ремонту земснарядов — он был образован в поселке Красный Урал (позже Кировский). Первоначально созданный как поселок для переселенцев из концлагерей, в дальнейшем он стал полноценным поселением, а небольшая мастерская превратилась в механический завод, ставший настоящим градообразующим предприятием.
1950-е годы
В 1950-х годах компания специализировалась на запасных частях для легковых автомобилей и автобусов, а в 1954 году смогла организовать полномасштабное собственное производство. В 1954 был выпущен первый «Уралец». Это один из многих клонов легендарного ГЗА-651 - классического капотного автобуса на шасси ГАЗ-51. Кузов был деревянным, производство было нетехнологичным, а автобус номинально даже не имел названия. Ежегодно выпускалось до 130 штук, и производство было свернуто только в середине 1960-х годов.
1960-е годы
До 1965 года автобусы были побочной продукцией завода. Основным заказчиком было Министерство обороны, а завод в основном производил запчасти и кузова для военной техники. Однако в 1965 году фабрика была передана Министерству культуры РСФСР, и завод использовался в культурных целях, например, для перевозки оркестров и театральных трупп.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/f08/f08728ec57e219c9372ca02333b441ef_cropped_510x287.webp)
1970-е годы
В 1972 был выпущен «Уралец-66С». Это улучшенная модель, выпускавшаяся до 1979 года. Она получила новое остекление и утепленный салон, а в 1974 году ее шасси ГАЗ-51 в конечном итоге было заменено на более современный ГАЗ 52-04.
«С» означает «Север». Это потому, что изначально предполагалось, что выпускаемые под этим наименованием машину будут производиться параллельно с обычными и поставляться в северные регионы (отсюда и дополнительная изоляция). Существовал также вариант «Уралец-66АС» — передвижной автоклуб.
Конец производства
В 1979 году производство «Уральцев» было прекращено. Автобус не прошел сертификационные испытания НАМИ из-за отсутствия двухконтурной тормозной системы. Фабрика переключилась на производство аттракционов. До наших дней в разной степени сохранности дошло около двадцати «Уральцев» различных моделей.