Почему поршни в двигателе круглые: неожиданный ответ
![Почему поршни в двигателе круглые: неожиданный ответ Почему поршни в двигателе круглые: неожиданный ответ](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/156/156a0c5f6f22d783b13f77f3faf0bb24_ce_1024x683x0x0_cropped_510x340.webp)
Тщательно измерив его ширину в разных местах, вы обнаружите, что он похож на перевернутый пластиковый стаканчик, слегка сдавленный с боков в широкой части. Окружность донышка поршня, обращенная к камере сгорания, немного уже, чем окружность в нижней части, где у поршня юбка.
Но это только до тех пор, пока поршень холодный. Во время работы донышко сильно нагревается взрывающимися в цилиндре газами и расширяется, так что поршень принимает почти цилиндрическую форму. Почти — потому что его нижняя часть скорее овальная, чтобы лучше противостоять нагрузкам со стороны шатуна.
Почему не квадрат?
Кажется, что двигатель с квадратными поршнями был бы компактнее и проще в изготовлении. Однако такой двигатель быстро придет в негодность, потому что нагрев и расширение стенок цилиндра будет неравномерным. Из-за этого неизбежно возникнут внутренние деформации и от граней побегут трещины.
Овальные поршни Honda
![В 1979 г. инженеры японской компании придумали гоночный мотоциклетный двигатель с продолговатыми овальными поршнями, каждый из которых соединялся с коленвалом двумя рычагами. В 1979 г. инженеры японской компании придумали гоночный мотоциклетный двигатель с продолговатыми овальными поршнями, каждый из которых соединялся с коленвалом двумя рычагами.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/d28/d28529bda091a9e62cba8c337a9fb45d_cropped_510x669.webp)
Правила мотоциклетных гонках серии GP ограничивали число цилиндров четырьмя, а конструкторы Honda сделали четырехцилиндровый двигатель, который работал как восьмицилиндровый. В каждом цилиндре было по 8 клапанов! Им удалось решить задачу, но возникло столько мелких и больших технических сложностей, что этот дизайн так и остался инженерной экзотикой.