Моделист-конструктор, который смог: как Алексей Гарагашьян создал лучшие в мире вездеходы

Разработанные еще в СССР гусеничные и колесные машины считались весьма неприхотливыми и отличающимися невероятной проходимостью. Сегодня постройкой вездеходов в России занимаются сотни компаний, в одной только Вологодской области их десятки. Но безусловная величина среди конструкторов таких машин – Алексей Гарагашьян, которого называют деревенским самоучкой, хотя это совсем не так.
Моделист-конструктор, который смог: как Алексей Гарагашьян создал лучшие в мире вездеходы
Артем Ачкасов; личный архив А. М. Гарагашьяна

Разработки Гарагашьяна легли в основу популярнейших «Шерпов», а также их современной версии – «Архантов». Да что там, вездеходостроители всего мира разобрали идеи Алексея по косточкам: предложенные им конструкции всегда отличались изяществом инженерной мысли, малым весом и демонстрировали прекрасные характеристики. Как же деревенский парень мог придумать такое?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Легенда неодолимого болота

Секрет в том, что Алексей Гарагашьян родился вовсе не в деревне. По материнской линии он коренной питерец. Родители познакомились во время учебы в одном из старейших вузов страны – Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной.

Юный Алексей посещал английскую и художественную школы. Некоторое время учился в ленинградском Политехе по специальности «гусеничные и колесные машины», но потом бросил институт: спорт победил. Мотокросс, мотомногоборье, мототуризм, триал – Гарагашьян не только гонял, но и создавал собственную технику, о его разработках писали в журналах «За рулем» и «Моделист-конструктор». Первый проект инженера-самоучки, получивший широкую известность в 1991 году, эндуро-мотоцикл «Белый», стал уже 12-й моделью, придуманной Алексеем. Полноприводный «Белый» с 12 передачами в коробке был не просто прототипом – на нем конструктор день за днем лично преодолевал экстремальные маршруты. Проезд легендарного Неодолимого болота первым в абсолюте на «Ладоге Трофи» сделал создателя модели-победительницы объектом пристального внимания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Алексей Гарагашьян штурмует реку на полноприводном мотоцикле «Белый», 1991 год.
Алексей Гарагашьян штурмует реку на полноприводном мотоцикле «Белый», 1991 год.
Личный архив А. М. Гарагашьяна
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Деревенский левша

В возрасте 25 лет – в разгар развала страны – Алексей с женой Ольгой переехал в глушь, подальше от суеты.

«Зимой без вездехода или лыж от дома не отойти. Именно тогда я и начал
делать вездеходы»
Алексей Гарагашьян

Денег было мало, так что в ход шло все, что валялось вокруг соседних деревень. Редукторы удалось открутить с брошенной сельскохозяйственной техники, двигатель – с мотоцикла «Урал», мосты от БТР нашлись среди вторчермета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После постройки легкого мотоцикла «Барс» с алюминиевой рамой-монококом инженер сосредоточился на вездеходах. Сначала он построил машину с сочлененной рамой, а затем модель с «ломающейся» рамой на камерах от машины залпового огня «Ураган». Новый вездеход с прицепом не только мог проехать где угодно, но и плавал, как пробка. 750-килограммовая махина с камерами от Т150 вместо шин и мотором от «Урала» оснащалась цепным приводом на задние колеса и прямым приводом через редуктор на передние. Конструкция показала себя с лучшей стороны.

«Этот вездеход из воды на лед выбирался – не в пример нашим современным. Словно на джипе
на тротуар заезжаешь!»
Алексей Гарагашьян

Простой, как автомат Калашникова

Спокойная деревенская жизнь закончилась через 12 лет – во многом благодаря Ольге, не готовой смириться с тем, что ее муж, гениальный конструктор, зарывает свой талант в землю. Постройка вездеходов начала обретать призрачные коммерческие очертания. У модели «Чебуратор» 2007 года уже были нормальные шины низкого давления – «Арктиктранс-1400». С этой машиной Гарагашьян получил первые заказы – на прокладку трасс гонок и работу по ЛЭП. Всего было собрано шесть экземпляров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Инженеру хотелось перейти с цепей на мосты, но смущала надежность доступных комплектующих. Тогда он вывел самую простую схему вездехода: «Два моста от джипов сварены между собой двумя трубами-лонжеронами. Поскольку мосты являются частью рамы, общий вес конструкции снижается. Между мостами располагается двигатель с переднеприводной коробкой и два привода – на передний и задний редукторы. Такую схему осилит большинство любителей: здесь не требуется большого количества деталей собственного изготовления. Бортоповоротный вездеход только кажется кубиком на больших колесах. Начнем с того, что нужно приспособить механизм поворота, а он, как правило, не приспосабливается, его нужно везде изменять. Аналогичная ситуация со ступичными узлами, цепным приводом. Важно соблюдать правильную геометрию. А моя машинка с двумя лонжеронами из 108-й трубы и двумя мостами от "Патруля" поедет, даже если сварить ее криво».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гарагашьян всегда мечтал о машинах сложных, с повышенной проходимостью, которые созданы по бортоповоротной схеме: в этом случае поворот выполняется торможением колес с одной стороны, что позволяет отказаться от подвески и руля, облегчает и упрощает конструкцию и дает возможность увеличить размер колес. Управляют такой машиной так же, как гусеничным трактором, – парой рычагов.

На цепи

И вот мечта о «бортоповороте» осуществилась. Оставалось выточить несколько важных деталейна токарном станке. Но Алексей и тут переиграл систему: в серии вездеходов «Диф» он сделал трансмиссию без сложных ступичных узлов. Привод с цепью на звездочку шел прямо на ступицу – минус вал, шлицы и все прочее. Конструктор признает, что решение было спорным: цепь в этом случае постоянно находилась в грязи. Зато сам вездеход оказался легким и недорогим, а замена советских индустриальных цепей не составляла труда.

«Регулярно менять цепи дешевле,
чем делать дорогой ступичный узел
и загонять цепи внутрь кузова»
Алексей Гарагашьян

К прототипу «Шерпа» инженер шел долго, однако не отступал, поскольку был убежден в перспективности конструкции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«У моего первого бортоповоротного вездехода были планетарные механизмы поворота. Но они очень сложные: не владея нужными технологиями, на их изготовление лучше не замахиваться. Я придумал собственный вариант, и он работал нормально. А потом сделал дифференциальный механизм поворота, потому что он проще и дешевле», – объясняет Алексей.

Вездеход «ДИФ» совместил бортоповоротную схему и простоту конструкции.
Вездеход «ДИФ» совместил бортоповоротную схему и простоту конструкции.
личный архив А. М. Гарагашьяна
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2012 году у проекта появился серьезный инвестор, и Алексей получил возможность воплотить свои идеи в серийной машине. Тогда же началась разработка шин – их удалось запустить в производство не с первой попытки.

«Мне говорили, что такая шина станет "копать грунт", что будет забиваться, что проходимости не получится, что так нельзя, начнется вибрация. Я настоял – и, как выяснилось, оказался прав. Сейчас, куда ни посмотришь, все стремятсяк такому рисунку», – констатирует Гарагашьян.

Плавающий вездеход задумывался простым, недорогим, со стальным кузовом. Двигатель – неприхотливый индустриальный «дизель», ВАЗовская коробка. От КП короткой цепной передачей крутящий момент передавался на механизм поворота от советского гусеничного транспортера ГАЗ-71 – точнее, только на часть этого механизма, вал и фрикционы; корпус и коническая угловая передача не задействовались. Вместо ленточного тормоза поставил обычные автомобильные дисковые тормоза. Шины сверхнизкого давления образовали контур пневмоциркуляционной подвески с рабочим давлением в сотые доли (до 0,2) атмосферы. Прототип весил всего 1350 кг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Комфортные серийные вездеходы с топливными баками в колесах были тяжелее на несколько сотен килограммов, но это не сделало их проходимость менее впечатляющей. Несколько лет спустя серийная модель получила мировую известность.

Сам себе конструктор

Еще одной примечательной разработкой Алексея стала 10-колесная машина, ставшая прототипом для серийного «Архант-10».

«Мне очень хотелось отправиться в серьезную экспедицию, но я понимал, что на маленьком вездеходе это невозможно. Поэтому я придумал 10-колесный вариант», – улыбается инженер. «Для самого себя?» Улыбка Гарагашьяна становитсяеще шире: «Я всегда делаю что-то, только если вижу себя в этом проекте. Мне неинтересно работать над асфальтовым катком, потому что я не хочу быть оператором асфальтового катка. Но я очень четко представляю себя водителем 10-колесного вездехода в экспедиции, потому и предложил свою конструкцию».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Прототип 10-колесного вездехода на маршруте экспедиции «На Восток!».
Прототип 10-колесного вездехода на маршруте экспедиции «На Восток!».
Артем Ачкасов; личный архив А. М. Гарагашьяна

В итоге трансконтинентальная экспедиция «На Восток!» на четырех вездеходах, включая один 10-колесник, за полгода преодолела считавшийся непроходимым маршрут от Архангельска до Анадыря протяженностью 9700 км, сумев даже подняться на плато Путорана и проехать через него. И это на «сыром» прототипе!

Машина с колесной формулой 10х10 получила сочлененную раму: две оси спереди, остальные сзади. Рулевое управление – гидрообъемное, позволяющее легким движением штурвала приподнять переднюю ось вездехода или сложить его «домиком». Техника, создававшаяся с упором на профессиональное применение, изначально получалась тяжелее, чем базовые модели, но при этом оказалась более выносливой и намного более грузоподъемной – 3,5 т вместо 1 т.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вездеход «Архант» на маршруте этапа экспедиции «Чистая Арктика — Восток-77» на Кольском полуострове.
Вездеход «Архант» на маршруте этапа экспедиции «Чистая Арктика — Восток-77» на Кольском полуострове.
Артем Ачкасов; личный архив А. М. Гарагашьяна

В дальнейшем «голова» 10-колесной машины стала основой для нового четырехколесного вездехода «Архант N», разработанного опытной командой инженеров уже без участия Алексея. Конструкция вездеходов, выпускавшихся в то время знаменитым Обуховским заводом, потребовала изменения, а значит, модернизации как самого производства, так и модельного ряда. В модели «Шерп Про» поставили раму из стали горячей оцинковки и алюминиевый кузов вместо стального. В модели «МАКС» сделали более просторный, удлиненный на 20 см кузов, изогнутые панели которого несли помимо прочего и силовую нагрузку – в дополнение к интегрированному каркасу безопасности. Начали применяться более надежные зарубежные коробки передач.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Непростая конструкция

«Архант N» – уже четвертое поколение машин, разработанных на предприятии из Санкт-Петербурга. В 2021 году завод ввел в эксплуатацию новые производственные мощности, сейчас здесь выпускается до 50 вездеходов в год. Комплектующие почти полностью российские, за исключением двигателя и шин. Кстати, новый поставщик специальных шин диаметром 1,8 м нашелся в Беларуси.

Увеличенный размер кабины и колес сочетается в «Арханте» с прочным каркасом безопасности. При этом машина «в габарите»: ее ширина составляет 2520 мм при длине менее 4 м. Поперечно расположенный 55-сильный дизельный двигатель в сочетании с шестиступенчатой ручной коробкой от микроавтобуса получил не только экологический класс Stage 5 / Tier 4, но и электронное управление: преодолевать крутые подъемы теперь можно, отпустив педаль газа, – компьютер не даст мотору заглохнуть. Рулить вездеходом просто: тут всего два рычагаи две педали. За легкость управления отвечает гидравлическая система. Бортовой привод по-прежнему цепной, но цепи теперь располагаются в закрытых масляных ваннах, что значительно увеличивает срок их службы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Архант N» передвигается по суше со скоростью до 40 км/ч, по воде – до 6 км/ч и способен перевозить восемь человек или 1200 кг груза. В кунге машины можно оборудовать сиденья или спальные места. Запас хода на бездорожье составляет 500–700 км – если вы не забыли заполнить колесные баки: в каждый из них стоит залить по 55 л в дополнение к штатному баку на 95 л. Конструкция этого вездехода, конечно, уже далеко не такая простая, как у первых моделей Алексея, зато очень надежная: движение можно продолжать даже при потере двух колес.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По снегу и болоту

Современный снегоболотоход умеет свободно перемещаться по любому рельефу и покрытию, включая тундру и топи, в любое время года – это выгодно отличает его от гусеничной техники, проходимость которой на слабонесущих грунтах летом сильно ограничена. Через серьезные водные преграды гусеничные машины тем более перебраться не в состоянии, зато для конструкций Гарагашьяна с герметичной лодкой кузова и большими водоизмещающими колесами это не проблема.

Путешествия для Гарагашьяна – образ жизни. Для этого он на самом деле и создает свои вездеходы.
Путешествия для Гарагашьяна – образ жизни. Для этого он на самом деле и создает свои вездеходы.
Личный архив А. М. Гарагашьяна

«Архант N» выпускается также в модификации «Арктика»: термоизолированная кабина, подогрев спальных мест, дублированные автономные отопители и множество технических усовершенствований, которые обеспечивают комфортную и безопасную работу в Арктике. Сегодня машины, созданные питерским инженером, успешно эксплуатируются на нефтегазовых, геологоразведочных и горнодобывающих предприятиях, при обслуживании электросетей, проведении поисковых работ.

Испытания, выполненные в рамках крупнейшей за 40 лет российской научной высокоширотной экспедиции РАН «Чистая Арктика – Восток-77», подтвердили пригодность техники к профессиональной эксплуатации в условиях Крайнего Севера.