Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича»

«Москвич» — это сбывшаяся мечта миллионов советских граждан. И машина, изменившая судьбы сотен тысяч людей, сделавших эту мечту возможной. О том, как появился первый народный автомобиль, — рассказывает Музей Транспорта Москвы.
Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича»
WikiCommons
Днем рождения «Москвича» считается 4 декабря 1946 года, когда были собраны первые пять опытных образцов модели с индексом 400. Но их появлению предшествовали почти 10 лет исследований зарубежного опыта, собственных разработок, проб и ошибок...

Первым собственным серийным легковым автомобилем для московского завода стал КИМ-10-50. Для создания малолитражки в 1938 году за основу взяли английский двухдверный седан Ford Prefect.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Откуда название КИМ?

В 1930-1941 годах завод, наиболее известный как «Москвич» и АЗЛК, носил имя «Коммунистического интернационала молодежи». Название этой организации и по сей день можно встретить на капителях колонн станции «Комсомольская» Сокольнической линии.

КИМ-10-50
КИМ-10-50
Музей транспорта Москвы
КИМ-10-50
КИМ-10-50
Музей транспорта Москвы

Первые три автомобиля марки КИМ проехали по Красной площади весной 1940 года. Но Сталину не понравилось, что у машин нет задних дверей, что существенно усложняло посадку и высадку пассажиров. Разработчикам приказали переделать кузов по образцу четырехдверного немецкого Opel Kadett. Однако из-за начавшейся Великой Отечественной войны завод эвакуировали, а выпуск машин прекратили, не достигнув и отметки в 400 автомобилей. После окончания военных действий КИМ попытались дать «второй шанс», но Сталину новая версия снова не понравилась. Вместо КИМ было принято выпускать полный аналог «Кадета», который и станет первым «Москвичом».

Завод в 1945 году переименовали в «Московский завод малолитражных автомобилей», сокращенно МЗМА.
автомобиль КИМ-10-50 СССР
КИМ-10-50
WikiCommons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что общего у «Москвича» со слоном?

За «сутулый» профиль и сероватый окрас первый «Москвич» в народе прозвали «слоном». Но сегодня этот маленький автомобиль кажется не слоном, а мышонком. Трудно представить, что в нем путешествовали целыми семьями. А ведь пассажирам приходилось ездить в теплой одежде, потому что отопления в салоне не было. Большой руль занимал чуть ли не половину салона, сиденья куцые, потолок наезжает на глаза, а добраться до багажника можно только из салона через откидную спинку заднего дивана. Но это был 1946 год: война закончилась буквально позавчера, поэтому даже такой автомобиль казался пределом мечтаний.

«Москвич» стал первой советской малолитражкой, которую можно было приобрести в личную собственность. Правда, цена в 9000 рублей превышала годовой доход обычного рабочего.
«Москвич-400»
«Москвич-400»
Музей транспорта Москвы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нужного количества и качества автомобилей получилось добиться не сразу. Первые машины 1946 года решили не передавать в сбыт, но в следующие годы выпуск «Москвичей» шел с заметной скоростью: в 1947-м выпустили 1501 автомобиль, в 1948-м — 6706, а в 1949-м— 19 806 экземпляров. Когда удалось полностью освоить производство, настало время внедрения новшеств — к 1954 году на прежний кузов установили модернизированные двигатель и трансмиссию.

«Москвич» модели 400-420 стал первой и далеко не последней успешной разработкой предприятия, а торговое название произведенных автомобилей вскоре стало брендом. В 1993 году оно закрепилось и в названии всего завода.