К представительским автомобилям марки мы привыкли, поэтому удивительным было обнаружить на Шанхайском автосалоне две электрические новинки — седан Tiangong 05 и кроссовер Tiangong 06. Со старшими моделями их объединяет разве что фирменная красная линия, прочеркивающая капот. Модели построены на новой модульной электрической платформе Hongqi TianGong — «Тянь» олицетворяет могущественные силы природы и чудеса, а «Гонг» — изысканное мастерство.
Люкс с искусственным интеллектом: каким должен быть настоящий премиальный автомобиль

Болтливый автомобиль

Самый интересный — седан, явно ориентированный на молодежную аудиторию. Доказательство? Он один из первых в своем классе, получивший мультимедийную систему с поддержкой DeepSeek-R1! Старшему поколению это слово вообще ничего не говорит, а для молодежи — как пароль.
Поражает скорость внедрения системы — несколько месяцев, у европейских производителей на это ушли бы годы. Нет собственной нейросетевой модели и у Tesla, хотя Маск один из собственников разработчика Grok. Получивший один из самых мощных искусственных интеллектов на планете автомобиль способен болтать с хозяином на нескольких диалектах китайского языка, подстраивать климатическую систему под ваши ожидания, да и просто быть лучшим другом или психоаналитиком.
«Очеловечивание» автомобиля — один из трендов, который с появлением искусственного интеллекта только усиливается. А если вы с подружкой, то Tiangong 05 в одно касание разложит передние сиденья в горизонтальное состояние — моя несбыточная мечта в студенческом возрасте.

Третий глаз
Автомобиль получил систему автономного вождения Hongqi Sinan с технологией «Три глаза» — бионическая стереокамера плюс телеобъектив «во лбу», которые создают картину окружающей среды без использования лидара. Утверждается, что автомобиль распознает препятствия в 50 раз точнее, чем модели с традиционными системами помощи водителю, видит светофоры на расстоянии 300 метров, самостоятельно паркуется даже в узких местах, а также сам выезжает из запутанных мест, в которые забрался — еще бы не выбраться с DeepSeek на борту.
На эту тему удалось поговорить с вице-президентом Hongqi по дизайну Джайлсом Тейлором, который до этого отвечал за дизайн Rolls-Royce. Второй по значимости рынок имеет значение.

«У Hongqi почти такая же культурная и продуктовая история, как у Rolls-Royce, — говорит Джайлс. — В этих машинах есть ценности, пропорции, они прекрасно смотрятся на дороге. Эти бренды — как изысканная кухня или предметы роскоши. И мы хотим передать эти ценности молодым клиентам, но это непросто сделать, например, через электромобили. Поэтому нужна философия, которая даст опыт Hongqi и зрелому, статусному покупателю, и молодому, но под более динамичным и дерзким соусом. Это вызов: разделить бренд на две части. Молодежи недостаточно традиций, им нужны удобство, технологии и мгновенный отклик, как у iPhone».

Вот поэтому в новых электромобилях уже установлен DeepSeek-R1, скорость внедрения просто ошеломительна. Подход Джайлса Тейлора — отдельная философия для верхнего сегмента, как, например, для гибридного Hongqi H9, который выйдет на российский рынок, где элегантность и материалы совсем иные, чем у электромобилей. А вот последние — больше городская, «шанхайская», молодежная история. Сверхзадача — найти между этими двумя полюсами общую основу. Есть различия в материалах, удобстве, ощущении благополучия и благородства для премиум-сегмента, и более спортивный, дерзкий подход в младших моделях. Но есть и общие элементы дизайна, например, легендарная красная линия через капот.

Джайлс Тейлор не согласен, что китайцы только и могут, что копировать. Такое было: Джайлс называет период с 2000 по 2015 год «эпохой копирования». Но сейчас Китай лидер с точки зрения технологий и производства, и уже европейцы внимательно смотрят, что делают автомобильные компании из Поднебесной.
«Никто никого в Китае уже не копирует, здесь очень вдохновляющая и интеллектуальная среда, — продолжает Тейлор. — Здесь не просто дизайн и стилизация, а соединение новых технологий и методов производства. К тому же Китай имеет богатую историю ремесленного дела. Если хотите знать, где делают сумки Louis Vuitton, — в Китае. Все думают, что роскошь это Европа, но на самом деле — Китай».

Тем не менее, большинство премиальных автомобилей на Шанхайском салоне неуловимо напоминают британский легенды — Rolls-Royce, Bentley, Range Rover. Джайлс Тейлор отвечает, что современная роскошь — это простота, чистота линий и ясность. Первыми это уловили британский бренды, сегодня же это глобальный тренд. Но Hongqi хочет уйти вперед от консервативности, предложить свое прочтение современной роскоши.
«Мы очень заинтересованы в российском рынке, видим огромные перспективы в Санкт-Петербурге и Москве, — говорит Джайлс. — Но просто старомодная роскошь не подойдет — нужно что-то новое. В Китае типичный покупатель роскошного автомобиля — человек около 30 лет, в Великобритании или Германии — около 60-ти. И молодые говорят: "О, это дедушкина машина". Им нравится история бренда, но они не хотят старую машину. И мы должны дать им то, что они хотят в ближайшие годы».
В разговоре Джайлс Тейлор несколько раз повторил, что Китай и Россия очень похожи. «В России статус и сила важны для людей, достигших успеха, будь то мужчины или женщины, — говорит он. — Им нужен автомобиль, который подчеркивает их статус, что перекликается с Китаем. В Европе, например, наоборот, — не все хотят показывать свое богатство. А в России — статус важен, это очень по-китайски».

Современные представительские автомобили тоже похожи. «Я слышал про Aurus, на котором ездит Путин, — говорит Тейлор. — У Си Цзиньпина примерно такой же. Роскошь в интерьере, ощущение власти, комфорт. Эти машины — не для частных владельцев, а для пассажиров сзади. Как у аристократии».
Но компания стремиться делать автомобили не только для этой категории, за последние 7 лет бренд стал больше ориентироваться на частного клиента. Снял галстук, расстегнул пуговицу — стал менее формальным. Потому что нельзя продавать культуру роскоши только элите, нужно охватить более широкую аудиторию.

«Сегодня 200 миллионов человек в Китае покупают автомобили, все хотят разное, и китайские бренды готовы это предоставить, — заканчивает Джайлс Тейлор. — Но если бы я сейчас был европейским автопроизводителем, мне бы пришлось очень сложно в Китае. Китайские бренды дешевле, технологичнее и быстрее адаптируются. И это, возможно, мое преимущество как дизайнера». Люкс будущего будет говорить на мандаринском.