Новый мотор для Niva Travel, а впоследствии и Legend, будет 1.8-литровым и восьмиклапанным. У него стандартные для АвтоВАЗа блок цилиндров и головка блока, и все же он официально считается новым. Справедливо ли это? Судите сами.
Мечта нивовода: что известно о новом моторе Niva Travel и других важных доработках модели


Максимум крутящего момента вырос со 129 Нм до 153 Нм, а его значение при 1000 об/мин — с 97 Нм до 124 Нм. Фактически, теперь на холостом ходу доступно то, что раньше было пиковым значением. Именно поэтому за основу и взяли восьмиклапанный движок — по словам представителей завода, «шестнарь» такого потенциала для наращивания тяги не имеет.

Глубокий картер и ремень ГРМ
Вместо компактного стального поддона картера на новом двигателе стоит глубокий алюминиевый — новая форма позволит избежать масляного голодания на уклонах и эффективнее охлаждать систему смазки. Кстати, дорожный просвет не уменьшился — весь двигатель подняли вверх, сохранив при этом угол наклона промежуточного кардана между КП и раздаткой.

Привод ГРМ осуществляется ремнем, который потребуется менять через 60 000 км, а поршни у новинки с оптимизированной камерой сгорания и «безвтыковые» — при обрыве ремня ГРМ они не встретятся с клапанами. Маслосъемные кольца трехкомпонентные, позволяющие избежать масложора.
Небольшое, но важное дополнение — установка термостата прямо на блоке цилиндров, что позволило сделать более эффективной регулировку температуры в малом круге системы охлаждения. Кроме того, установлены новый впускной тракт, корпус рампы форсунок, тепловой экран выпускного коллектора и ряд других узлов - всего мотор получил 50 новых деталей по сравнению с предшественником. При этом он стал легче на 25 кг, но на общей массе автомобиля это не сказалось: возросший крутящий момент потребовал доработки трансмиссии, которая стала тяжелее.

Сталь крепче, шлицов больше
К новому двигателю пристыковывают более выносливое и массивное сцепление, а в коробке передач стоят новые шестерни пятой передачи и заднего хода. Как показали испытания, именно они оказались слабым звеном в сочетании с тяговитым агрегатом. Есть и еще один момент: раньше пятой передачей нивовод пользовался только на трассе, а теперь за счет изменившихся характеристик на нее можно переключаться чуть ли не с 60 км/ч.
Вибраций меньше, торможение эффективнее
Поскольку обновленная Niva Travel стала динамичнее, ее оснастили более эффективными передними тормозами от Lada Vesta. Кроме того, инженеры модифицировали переднюю подвеску. В ней теперь стоят новые пружины и амортизаторы с улучшенными характеристиками. Поворотные кулаки — тоже новые, а подшипники передних ступиц нерегулируемые.

А еще конструкторы вынесли вперед стабилизатор поперечной устойчивости, сняв с него функцию поддержки редуктора переднего моста. Да, так тяга более уязвима, но зато она не передает на кузов вибрации от редуктора — теперь у него своя опора, установленная на амортизирующих элементах. Крепление тяги реализовано через шарнир, но кронштейны этого крепления задорно торчат вперед.

Решается настройкой
После официального доклада заводчан мы не могли не спросить у главного инженера проекта Niva (и, разумеется, нивовода) Дмитрия Грюнвальда: «А что с гудением, которое традиционно издает трансмиссия "Нив"?». Оказалось, что теперь, на фоне снижения шумов от двигателя, оно слышно даже отчетливее. Но есть и хорошая новость: согласно заводским исследованиям, основной источник «пения» трансмиссии — главная пара. В индивидуальном порядке ее вполне можно отрегулировать, сведя звук к минимуму. Но на конвейере, увы, эту проблему решить невозможно.

Поинтересовались мы у представителей АвтоВАЗа и о том, за счет чего так выросла цена на автомобили семейства Niva после 2022 года — ведь импортных деталей в этих автомобилях немного. Нам пояснили, что имевшие место изменения прайс-листа фактически меньше, чем инфляция. А главное — что спрос на Niva Travel, самый доступный пятиместный внедорожник в России (да и, пожалуй, в мире), такой, что дилеры даже скидок на нее не дают. Из чего следует простой вывод — нравится нам цена или нет, но она соответствует рынку.

Что же касается стоимости обновленной Niva Travel, то она будет начинаться от 1 400 000 рублей, а за комплектации с новой LED оптикой — от 1 450 000 рублей. В продажу машины поступят в четвертом квартале 2025 года.