Такси «Красная шапочка» и «широколобый» трамвай: редкий городской транспорт из коллекции Музея транспорта Москвы

Специально ко Дню московского транспорта, который отмечается 12 июля, Музей транспорта Москвы показал редакции Techinsider.ru самые редкие экспонаты городского транспорта из своей коллекции.
Редакция сайта
Редакция сайта
Такси «Красная шапочка» и «широколобый» трамвай: редкий городской транспорт из коллекции Музея транспорта Москвы
Музей Транспорта Москвы
В числе исторических машин — метровагон В 1927 года, автомобиль ГАЗ-М21 «Волга» или «Красная шапочка», Троллейбус ТБЭС–ВСХВ, макет неходового Daimler Omnibus 1 T Typ 10 personen 1905 года, трамвай МТВ-82 и автобус АКЗ-5.

«Музей транспорта Москвы обладает крупнейшим собранием исторической городской техники. В его коллекции находится более 250 экспонатов, с помощью которых можно проследить всю историю городского транспорта столицы. Среди них есть уникальная техника, которой в мире больше не осталось, например, Метровагон В, Троллейбус ТБЭС–ВСХВ и автобус АКЗ-5. По поручению Мэра Москвы Сергея Собянина продолжаем масштабную программу по сохранению транспортного наследия столицы», — рассказал Максим Ликсутов, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам транспорта и промышленности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Метровагон В 1927 года

В коллекции Музея Транспорта Москвы представлен единственный сохранившийся метровагон типа В восьмидверной модификации. Метровагоны В работали с конца 1940-х до конца 1950-х, немногим более 10 лет. Это небольшой срок для вагонов метро — обычно они служат около 30 лет.

Метровагон В
Метровагон В
Музей транспорта Москвы
Метровагон В
Метровагон В
Музей транспорта Москвы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вагон BVG C1 был выпущен городе Баутцен и работал на линии С Берлинского метрополитена. Но 2 мая 1945 года, в числе прочих вагонов, он оказался затоплен в тоннеле, а после войны был перевезен в Москву. В мытищинских вагоноремонтных мастерских в 1946-1948 годах вагон отремонтировали и адаптировали для работы в столичном метрополитене — здесь он и получил новое название. Уровень пола кузова повысили на 20 см, устранив перепад высот между полом и платформами станций, были заменены электросхемы, восстановлены тяговые двигатели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Метровагон В
Метровагон В снаружи
Музей транспорта Москвы

Вагон был списан в 1968 году — но не утилизирован, а оставлен в депо «Красная Пресня» в качестве подсобного помещения, где и находился до июля 2021 года. Сохранившийся кузов вагона отправился на реставрацию, в ходе которой под слоем поздней обшивки обнаружили оригинальную деревянную отделку салона и множество артефактов — например, таблички и схему берлинского метро. Метровагон В стал первым экспонатом постоянной экспозиции музея и уже занял свое место на минус первом этаже гаража Константина Мельникова на Новорязанской, 27.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Метровагон В
Метровагон В внутри
Музей транспорта Москвы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ГАЗ-М21 «Волга», или «Красная шапочка»

ГАЗ-М21 «Волга» — советский автомобиль среднего класса, выпускавшийся с 1956-го по 1970-й год. Всего в СССР было произведено более 700 000 таких автомобилей. В годы наибольшего расцвета тираж таксомоторов мог превышать треть от всех выпущенных «Волг».

ГАЗ-М21 «Волга»
ГАЗ-М21 «Волга»
Музей транспорта Москвы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

C конца 1965 года автомобили такси, прошедшие капитальный ремонт на Московском Втором авторемонтном заводе (ВАРЗ), стали окрашиваться по новой схеме с оранжево-красной крышей, из-за чего в народе машину прозвали «Красной шапочкой». По одной из версий, это было сделано, чтобы в случае угона такси можно было легко отличить в дорожном потоке с милицейского вертолета.

Салон ГАЗ-М21 «Волга»
Салон ГАЗ-М21 «Волга»
Музей транспорта Москвы
Салон ГАЗ-М21 «Волга»
Салон ГАЗ-М21 «Волга»
Музей транспорта Москвы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В таксопарках столицы автомобили ГАЗ-М21 проработали больше двух десятков лет — до 1975 года. До наших дней дошло всего несколько сохранившихся экземпляров, поскольку работа в таксопарках шла на износ.

ГАЗ-М21 «Волга»
ГАЗ-М21 «Волга»
Музей транспорта Москвы

Троллейбус ТБЭС–ВСХВ

Уникальную модель с футуристическим дизайном разработали в 1955 году на заводе СВАРЗ специально для перевозки гостей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ, сейчас — ВДНХ). В 1954 году ВСХВ открылась после войны. Торжество советской технической мысли должен был олицетворять и транспорт, курсирующий по главной союзной выставке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Троллейбус ТБЭС–ВСХВ
Троллейбус ТБЭС–ВСХВ
Музей транспорта Москвы

В основу смелого дизайна ТБЭС легли легкие материалы нового времени: пластик и изогнутое стекло. В троллейбусе практически не было боковых стекол — их роль выполняли прозрачные пластиковые шторки, которые при хорошей погоде можно было поднять, и они, благодаря пластичности, скрывались под крышей, повторяя ее округлую форму. За счет этого пассажирам было удобно разглядывать выставку прямо из салона. Дополняли необычный облик троллейбуса буферы из хромированной стали и барельеф с символом ВСХВ с входной арки выставки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Салон троллейбуса ТБЭС–ВСХВ
Салон троллейбуса ТБЭС–ВСХВ
Музей транспорта Москвы

Daimler Omnibus 1 T Typ 10 personen 1905 года

Первые городские автобусные маршруты в России появились в 1907 году. Пробная линия моторных омнибусов была открыта 17 июля 1907 года, между Марьиной Рощей и Останкино, графом А.Д. Шереметевым. Шереметев получил разрешение Городской управы, так как маршрут считался пригородным и с трамваем не конкурировал. Для этого он купил автобус «Даймлер» на 12-14 мест.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Daimler Omnibus 1 T Typ 10 personen: советский шаттл на ВДНХ
Daimler Omnibus 1 T Typ 10 personen
Музей транспорта Москвы
Daimler Omnibus 1 T Typ 10 personen: советский шаттл на ВДНХ
Daimler Omnibus 1 T Typ 10 personen
Музей транспорта Москвы

Шереметевский «Даймлер» представлял собой максимально простой вариант автобуса. На шасси грузовика установили длинные лавки по бокам, а крышей служил брезентовый балдахин, опирающийся на стойки. Такую машину можно было использовать только летом и в хорошую погоду. По своей сути это было скорее маршрутное такси: летом оно подкидывало дачников на приусадебные участки, располагавшиеся рядом с имением Останкино, которым владел граф Шереметьев. Продержавшись один летний сезон автобусное сообщение было закрыто. В коллекции музея воссоздан макет первого московского автобуса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Трамвай МТВ-82

После окончания Великой Отечественной войны возникла острая потребность в обновлении трамвайного парка. Работа над проектированием нового трамвайного вагона велась на Тушинском авиазаводе № 82, где разрабатывался и частично унифицированный с трамваем троллейбус МТБ-82. В 1947 году выпущена опытная партия из 25 моторных вагонов, во многом повторявших конструкцию троллейбуса. Но испытания показали, что узкие двери и широкий кузов для трамвая не годятся. За свои габариты МТВ-82 первых годов выпуска прозвали «широколобый». В 1948 году Тушинский завод стал выпускать новую «зауженную» в передней и задней части и удлиненную на одну оконную секцию модификацию трамвая, которая и стала основной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Трамвай МТВ-82
Трамвай МТВ-82
Музей транспорта Москвы

Вместо дощатых скамеек в салоне размещались мягкие диваны, для открытия и закрытия дверей использовался пневмопривод. Кабина водителя была отделена от салона сплошной перегородкой. Последний МТВ-82 прошел по Москве с пассажирами в 1982 году.

Трамвай МТВ-82, троллейбус МТБ-82М, автобус ЗИС-154 и теплоход «Москвич» стали единственным случаем в истории отечественного машиностроения, когда четыре разных вида транспорта были унифицированы. Такое решение было принято для ускорения разработки и оптимизации послевоенного производства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Автобус АКЗ-5

Во время Великой Отечественной войны автобусное движение в стране практически прекратилось, поскольку еще в 1941 году большинство автобусов было мобилизовано в действующую армию и службы местной противовоздушной обороны (МПВО). После войны большинство автобусов полностью утрачивали ремонтопригодность, поэтому восстановление чаще всего происходило по методу донорства, когда из 2-3 автобусов собирается один.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Автобус АКЗ-5
Автобус АКЗ-5
Музей транспорта Москвы
Автобус АКЗ-5
Автобус АКЗ-5
Музей транспорта Москвы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такой метод капитального ремонта уже тогда был признан неэффективным, поскольку резко уменьшал количество восстановленных машин, а на заводе образовалось огромное количество неликвидов: главным образом рам и мостов, которые вполне можно было использовать при создании новых автобусов. Именно так на заводе «Аремкуз» и строились автобусы АКЗ — из останков автобусов ЗИС-8, ЗИС-16 и некоторых других отечественных и трофейных машин. Конечно, это было временное решение, не способное подарить комфорт и технические новшества пассажирам и водителям, но зато дешевое и быстрое.

Автобус АКЗ-5
Автобус АКЗ-5
Музей транспорта Москвы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Автобусы АКЗ-5 сочетали в конструкции новые шасси грузовика ЗИС-150 и кузовные панели, использовавшиеся на довоенных автобусах ЗИС-16. АКЗ использовались в Москве исключительно как служебные — например, московскими планетарием и зоопарком в качестве передвижных лекториев. В коллекции Музея транспорта Москвы сохранился единственный уцелевший автобус АКЗ послевоенной эпохи.

Салон автобуса АКЗ-5
Салон автобуса АКЗ-5
Музей транспорта Москвы

Кстати, увидеть его и еще 19 автомобилей из коллекции можно будет на фестивале Музея транспорта Москвы «Ретрорейс» уже в это воскресенье. Вход на фестиваль бесплатный, по предварительной регистрации.