От серебряных стрел до гибридных болидов: история Формулы-1

Сегодня Формула-1 — это знаменитый на весь мир чемпионат по кольцевым гонкам, который притягивает миллионы любителей больших скоростей, высоких технологий и адреналина. Это вершина автоспорта, где инженеры и конструкторы представляют самые передовые технологичные решения автомобилестроения. Сотню лет назад никто и представить не мог, что гонщики смогут разгоняться до 370–380 км/ч, а, кстати, как вообще изначально выглядели гонки? Рассказываем, как появилась и развивалась Формула-1.
Екатерина Николаева
Екатерина Николаева
Редактор сайта TechInsider.ru
От серебряных стрел до гибридных болидов: история Формулы-1
Unsplash
Первый официальный Гран-при чемпионата мира Формулы-1 состоялся 13 мая 1950 года на трассе Сильверстоун в Великобритании. Но история гонок началась гораздо раньше.

Кто в детстве не гонял с другом наперегонки на велосипеде, самокате да или просто на ногах, тот не видел жизни. Расшифрую: во многих людях как будто на генетическом уровне заложена жажда соревнований. «Как будто» — потому что факт этот научно не доказан, но многие эксперты склонны придерживаться данной теории.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так вот, с появлением машин любовь к соревнованиям только подогрелась. Примерно в 1884 году во Франции стали проводиться скоростные заезды — сначала из одной деревни в другую, а затем они превратились в более сложные соревнования с определенными правилами.

Еще немного неФормулы

В 1900 году Париж принимал Олимпийские игры и в честь этого события устроил не просто церемонию открытия, фестивали и прочие развлекательные программы. Здесь в течение семи месяцев проходила Парижская выставка, цель которой заключалась в представлении столицы Франции в качестве инновационного центра. Естественно, продемонстрировать все свое превосходство и передовые решения хотели производители автомобилей и ради мероприятия изготовили несколько новых моделей авто.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Renault Voiturette, первый автомобиль Renault, выпускавшийся с 1898 по 1903 годы
Renault Voiturette, первый автомобиль Renault, выпускавшийся с 1898 по 1903 годы
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ну а чтобы проверить все представленные машины на выносливность и надежность, в рамках фестиваля провели гонки. Соревнования разделили на 14 категорий в зависимости от типов автомобилей-участников. Победителям вручали медали, однако автоспорт в программу Олимпийских игр не вошел.

В 1904 году по инициативе Уильяма Киссама Вандербильта II — американского газетного магната, популяризатора спортивных соревнований, яхтсмена, своеобразного Илона Маска своего времени — состоялось первое крупное соревнование по автоспорту. Нетрудно догадаться, какое название оно имело: «Кубок Вандербильта». И, надо сказать, имело ошеломительный успех, ведь в гонке приняли участие десятки людей, а любовь к автомобилям начала распространяться дальше на весь мир.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спустя два года все в той же Франции состоялась первая гонка под названием Гран-при, организованная Автомобильным клубом Франции. Трасса, расположенная в Ле-Мане, имела общую протяженность около 105 км. На ней удалось прокатиться 32 двум участникам на автомобилях 12 разных марок, но первым прибыл Ференц Шиш из Венгрии — обычный слесарь, устроившийся в Renault на работу и взлетевший по карьерной лестнице от автомеханика до гонщика.

Позже именно Ле-Ман станет местом проведения знаменитой по сей день автомобильной гонки «24 часа Ле-Мана».

Формула Свободы

Незадолго до начала Первой мировой войны Гран-при, теперь уже проводившиеся в нескольких странах на регулярной основе, начали действовать единые правила, в основном касающиеся объема двигателя и веса автомобиля. В 1924 году даже была создана Международная ассоциация признанных автомобильных клубов для неофициального регулирования таких гонок. Организаторы гонок терпели натиски от членов ассоциации на протяжении четырех лет, а затем психанули и решили начать проводить гонки практичекси без ограничений. Эту эпоху они прозвали Formula Libre, или Формула Свободы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К 1934 году количество гонок Гран-при выросло до восемнадцати в разных странах! И ввести хотя бы минимальные правила было просто необходимо. Тогда на трассах Европы доминировали так называемые «Серебряные стрелы» — немецкие машины Mercedes-Benz и Auto Union, поражавшие скоростью и технологичностью. Чтобы создать более менее равные условия для всех участников, организаторы гонок утвердили определенный технический регламен.

Почему «серебряные стрелы»?
widget-interest

Бытует легенда, что как раз-таки в 1934 году компания Mercedes-Benz привезла новый автомобиль — W25, который, как оказалось перед стартом, не соответствовал разрешенным параметрам. Машина была на килограмм тяжелее (на тот момент верхний порог составлял 750 кило). Неожиданная идея, как заставить авто «похудеть», пришла руководителю команды Альфреду Нойбауэру: он предложил соскрести с кузова автомобиля белую эмаль и выпустить его «голым». Схема оказалась рабочей, спорткар допустили к гонке, и на трассе под солнечными лучами он казался серебристого цвета. Кстати, гонщик «Мерседеса» одержал тогда победу.

Формула-1

После войны мир жаждал возвращения автоспорта. В первый год после ее окончания в категории Гран-при было всего четыре гонки. Тогда же Международная автомобильная федерация разработала технический свод правил — «формулу» для машин с объемом двигателя до 1,5 литров с компрессором или до 4,5 литров без него. А все многочисленные гонки решили объединить в одно большое соревнование. Отсюда и пошло название — Формула-1, как «первая» (высшая) формула.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Формула 1
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первая гонка по новым правилам прошла 13 мая 1950 года в Сильверстоуне, Великобритания. В этот чемпионат вошли шесть европейских этапов и гонка «500 миль Индианаполиса» (чисто формально, поскольку туда европейские пилоты почти не приезжали). «Формула» длилась 70 кругов, лидером стал Джузеппе (он же Нино) Фарина на Alfa Romeo. Стартовав с поул-позиции, он доминировал на протяжении всей гонки и финишировал за 2 часа 13 минут 23,6 секунды. Его средняя скорость составила 146,378 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тот сезон включил в себя еще шесть гонок, но победитель чемпионата был определен еще в самом начале — да-да, речь про Фарину.

Нино Фарина
Legion-Media
Нино Фарина
Legion-Media

Золотая эра

В 1950-х и 1960-х Формула-1 быстро развивалась: появлялись новые команды — Ferrari, Lotus, BRM, Cooper. Именно Cooper в 1958 году перевернула мир спорта, выпустив болид с задним расположением двигателя — эта идея стала стандартом. В 1960-х впервые всерьез задумались о безопасности после ряда трагических аварий, начали сильно меняться конструкции автомобилей, двигатели. Все стало развиваться стремительнымм темпами.

В тот же период на сцену вышли легенды: Хуан-Мануэль Фанхио, Джим Кларк, Грэм Хилл, Джеки Стюарт.

К концу 1960-х гоночные авто высшего класса стали оснащаться более мощными двигателями (до этого в них было всего 220 лошадиных сил), и, чтобы гонщики могли справиться с дополнительной мощностью, в «Формуле-1» 1968 года ввели обязательные спойлеры и антикрылья.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В конце 1970-х годов произошла еще одна техническая революция: победа Марио Андретти в чемпионате мира, который он «откатал» на Lotus 79, сделала популярными так называемые гоночные автомобили с эффектом земли. Он позволяет увеличить прижимную силу и сцепление с дорогой, чтобы гонщики могли развивать более высокую скорость при поворотах и на других опасных участках трассы.

Марио Андретти и Ронни Петерсон на Lotus 79 в 1978 году
Марио Андретти и Ронни Петерсон на Lotus 79 в 1978 году
Wikipedia

В следующем десятилетии автоспорт захватили турбомоторы, которые разгоняли машины до немыслимых скоростей, 1990-е ознаменовались доминированием Михаэля Шумахера и Ferrari, а также ужесточением правил безопасности. В современной Формуле-1 с 2014 года используются гибридные силовые установки с рекуперацией энергии, в спорт пришли новые поколения гонщиков — Льюис Хэмилтон, Себастьян Феттель, Фернандо Алонсо, а позже — Макс Ферстаппен, Шарль Леклер и другие.