В 2004 году на заброшенные торфоразработки под Всеволожском потянулись вереницы самосвалов. Днем и ночью грузовики привозили песок, в прямом смысле создавая почву для строительства мощного завода по производству шин. Уже в июне 2005-го российское предприятие компании Nokian Tyres выпустило первую продукцию, а в сентябре заработало в полную силу.
Шинный суверенитет: репортаж с одного из самых больших шинных заводов в Европе

Свои разработки
После того как в 2022 году финский концерн заявил о контролируемом выходе из России, новым собственником завода стала Группа компаний Татнефть, а сам он получил название Ikon Tyres. При этом предприятие сохранило технологии, рецептуру, рисунки протекторов и, конечно, систему контроля качества выпускаемой продукции.

Как рассказал Андрей Пантюхов, генеральный директор Ikon Tyres и руководитель Шинного Дивизиона ПАО «Татнефть», в новое подразделение собрали как инженеров-исследователей из России, так и зарубежных специалистов. Сейчас в отделе 60 человек, но в ближайшее время его численность планируют увеличить вдвое.
Результатом деятельности исследовательской команды стало расширение линейки типоразмеров: уже в 2024 году завод, в основном за счет расширения линейки типоразмеров, увеличил продуктовый портфель на 32 новых артикула, а в 2025-м – на 270. Пришедшие в Россию китайские марки автомобилей зачастую используют не самые распространенные в Европе типоразмеры, и это пришлось учитывать при развитии производства. Зато сейчас, осенью 2025 года, типоразмерный ряд шин Ikon способен покрыть 93% автопарка страны. А если говорить об автомобилях 2024-2025 годов выпуска, то и 99%.
В 2025 году появились и новые модели премиальных шин – шипованные Autograph Ice 10 и фрикционные Autograph Snow 5. Это собственные разработки компании – при том, что обычно создание новинки в этой сфере занимает около 5 лет.

Отдельно отметим, что в Ice 10 реализована инновационная система Doublebite: в центральной части протектора и в плечевых зонах установлены шипы разной формы, что, по идее, должно привести к повышению улучшению характеристик шин. А еще у новинок увеличено количество использованного в их составе вторично переработанного материала: в Autograph Ice 10 его 5.5%, а в Autograph Snow 5 – 20%.
Индустриальный премиум
Автомобильных журналистов трудно удивить экскурсией по шинному производству, но этот завод впечатляет. Это одно из самых высокоавтоматизированных предприятий в мире в своей сфере. Установленные на нем линии – своего рода премиальный уровень индустриального оборудования, и 20 лет для такой техники – не срок.
По коду на заготовке аппараты распознают модель будущей шины и действуют соответственно. В итоге линией, на которой проходит полтора десятка операций, может управлять всего один человек.

Но люди на этом предприятии не только присматривают за роботами. Ручной контроль качества – обязательное условие приемки для каждой шины. И его проводят уже после серии автоматизированных проверок на разных стадиях производства. Целевой предел по количеству брака на текущий год – 1%.
Значительную часть сырья компания по-прежнему получает из-за границы: речь прежде всего о натуральных каучуках, которые везут из дружественных стран Юго-Восточной Азии. Любопытно, что в состав каждой модели шин входят каучуки из разных регионов. Дело в том, что они отличаются друг от друга в зависимости от места происхождения, от года и сезона, и потому отвечают за различные свойства шин. Кстати, сырье нынче недешево: как нам рассказали на производстве, килограмм резиновой смеси при закупке обходится примерно в 6 евро.

До 2022 года завод поставлял продукцию и в Европу, и в Северную Америку. Его проектная мощность – 17 млн шин в год. Сейчас он загружен на 50%, но для нас, как потребителей, важно другое: компания инвестирует в разработку новых моделей, заявляя о себе как о сильном и независимом производителе.