Новая энергия: как устроены современные гибридные автомобили

Если раньше гибридные автомобили считали переходным звеном от моделей с ДВС к электротранспорту, то сегодня очевидно, что они взяли лучшее из обоих направлений. Рассказываем о том, каким должен быть гибрид, на примерах передовых моделей брендов концерна GWM – Wey и Tank.
Редакция сайта
Редакция сайта
Новая энергия: как устроены современные гибридные автомобили
Гибридный кроссовер Wey 07 (медиацентр Great Wall Motor)

Любой, кто хоть раз ездил на электромобиле, знает – мало что сравнится с тягой электрического двигателя, выдающего максимум крутящего момента с нулевых оборотов. И все же распространение «электричек» идет медленно. Дело не только в их дороговизне, которая связана с себестоимостью производства батарей, но и в недостаточно развитой инфраструктуре.

А вот гибриды, силовая установка которых включает и электромотор (а то и не один) и ДВС, к зарядным станциям не привязаны. У них электричество вырабатывает генератор, вал которого вращает бензиновый двигатель.

Современные гибриды строят в основном по двум схемам. При последовательной архитектуре ДВС не связан с колесами напрямую, а служит для зарядки батареи и питания электродвигателя, а тяга на колеса идет от электромотора. При параллельно-последовательной — моторы разных типов могут подавать крутящий момент в трансмиссию одновременно или по отдельности. Это более гибкий и выигрышный вариант. Кроме того, существуют мягкие гибриды, у которых небольшой электромотор работает как вспомогательный, только вместе с ДВС, и попутно выполняет роль стартера и генератора. Но и в этом случае он помогает экономить топливо и давать ощутимую прибавку крутящего момента.

Внедорожник Tank 700 (медиацентр Great Wall Motor)

А еще гибриды могут быть подзаряжаемыми или нет. Во втором случае тяговая батарея – просто компактный промежуточный накопитель энергии. А чем меньше аккумулятор, тем доступнее цена. Но и у подзаряжаемых гибридов, обозначаемых как PHEV (Plug-In Hybrid Electric Vehicle), батареи все равно примерно раза в два меньше (а также легче и дешевле), чем у электромобилей. Однако при относительно небольшом дневном пробеге эти модели можно эксплуатировать как чисто электрические.

Но даже гибриды, которые нельзя зарядить от сети, все равно экономичнее бензиновых аналогов. На большинстве из них ДВС работает по оптимизированной схеме, а в те моменты, когда нужно максимум тяги (и расход топлива должен был бы резко вырасти), на помощь приходит электромотор. Конечно, казалось бы, чем сложнее конструкция, тем ниже надежность. Однако в случае с гибридами это правило не действует. Фокус в том, что ДВС на них меньше нагружен, чем на традиционных моделях.

Так какой же гибрид выбрать? Решить это можно, определив условия эксплуатации автомобиля и свои предпочтения. И, конечно, в этом вопросе стоит опираться на репутацию автопроизводителя. Например, концерн Great Wall Motor (GWM), который в России официально представлен несколькими брендами, и два из них – Wey и Tank – предлагают и подзаряжаемые, и неподзаряжаемые гибриды в различных форм-факторах, от полноприводного минивэна до рамного внедорожника. Обе марки объединяет одно – премиальный уровень комфорта и динамические характеристики.

Часть I. Гибриды Wey: три мотора и полный привод

На гибридных моделях марки Wey применена специальная технология DHT (Dedicated Hybrid Transmission). И у премиального кроссовера 07, и у представительского минивэна 80 есть 1,5-литровый бензиновый двигатель и два электромотора – передний агрегатирован с двухступенчатой трансмиссией, а другой расположен на задней оси и используется при подключении полного привода, а также при максимальных ускорениях. Такая конструкция позволяет оптимально распределять крутящий момент и, кроме того, оснащать автомобиль полным приводом с минимальными затратами. Подчеркнем факт использования двухступенчатой трансмиссии. Благодаря тому, что основные элементы силового блока – электромоторы c их широчайшим диапазоном рабочих оборотов, гибриды Wey не нуждаются в обычной коробке передач. Но для движения на высоких скоростях у них все же есть повышенная передача.

Спортивная динамика

Колесная формула 4х4 в случае с гибридами Wey гармонично сочетается с впечатляющими тяговыми характеристиками. Так, у модели Wey 07 пиковая суммарная отдача силовой установки составляет 517 л. с. и 930 Нм. Это позволяет ей ускоряться от 0 до 100 км/ч за 4,9 с и набирать максимальную скорость 190 км/ч.

У модели Wey 80 пиковые показатели – 487 л. с. и 762 Нм, разгон до 100 км/ч – 5.7 с для комплектации Premium[1] с семиместной компоновкой и 5.9 с для Business Lounge[2] с удлиненным кузовом, а максимальная скорость – 170 км/ч. Впечатляющая динамика разгона обусловлена еще и тем, что электромотор способен отдавать максимум крутящего момента сразу, с нулевых оборотов. Кроме того, благодаря расположенной в базе, под полом, батарее у этих моделей улучшена развесовка и ниже расположен центр тяжести, что благотворно влияет на устойчивость и управляемость.

На чистом электричестве

И кроссовер Wey 07, и минивэн Wey 80 относятся к категории подзаряжаемых гибридов, PHEV. Так, 07 на тяговом аккумуляторе способен проехать до 201 км. При этом от обычной медленной зарядки АС (Alternate Current) его батарея пополняет запас энергии с 0% до 100% за 6,5 ч, а быстрая зарядка от DC-станции (Direct Current) с 0% до 80% занимает всего 25 минут. Минивэн 80 на «медленном» терминале ЭЗС c 15% до 100% заряжается 6 или 6,5 часа в зависимости от комплектации автомобиля, а на быстром от 30% до 80% – за 26 минут. Запас хода на электротяге достигает 160 км для комплектации Premium, 183 км для Business Lounge. Для повседневной эксплуатации это означает следующее: владелец частного дома ставит зарядное устройство у себя во дворе и заряжает автомобиль по ночам, а горожанин пользуется бесплатными муниципальными или коммерческими зарядками в своем районе или рядом с торговыми центрами, пока ходит за покупками. И при этом можно не опасаться остаться без заряда в случае внеплановых поездок – есть ведь еще и ДВС.

Чемпионы дальнобойности

Еще один плюс – впечатляющее увеличение максимального пробега. Так, кроссовер Wey 07 при старте с полностью заряженной батареей и полным баком способен преодолеть в автономном режиме 1140 км (по циклу NEDC[3]), а минивэн 80 – 800 км (по циклу NEDC).

Часть II. Tank: гибридная схема для внедорожника

Для своего внедорожного бренда Tank концерн GWM разработал параллельно-последовательную полноприводную гибридную схему Hi4-T (Hybrid Intelligent 4WD Tank). На российском рынке ею оснащаются Tank 500 в комплектациях Urban[4]и Hi-Charge[5] и Tank 700 в комплектациях Hi-Performance[6] и Edition One[7]. Список достоинств гибридов Tank обрекает их на успех в России, ведь они объединют все, что мы любим:

  • рамную конструкцию;
  • высокую проходимость;
  • отличную динамику;
  • топливную экономичность;
  • премиальный комфорт.
До 100% тяги на одно колесо

Передовая гибридная архитектура Hi4-T отличительна тем, что создана специально для экстремальных внедорожных условий. Она включает в себя систему интеллектуального полного привода Torque-on-Demand[8], оснащенную тремя механическими блокировками. Это позволяет бесшовно передавать крутящий момент – при необходимости до 100% тяги идет на любое колесо, так что автомобиль легко преодолевает сложные участки.

В архитектуре Hi4-T предусмотрены четыре основных режима трансмиссии:

  • AWD (All-Wheel Drive) – автоматическое распределение тяги посредством муфты с электромагнитным управлением. Оптимальный режим для российских зимних погодных условий и дорог без твердого покрытия;
  • 2H – движение только на заднем приводе для снижения расхода топлива;
  • 4H – работает полный привод, а межосевая муфта принудительно блокируется, рекомендуется для движения в условиях умеренного бездорожья;
  • 4L – работает полный привод, активируется понижающая передача с передаточным отношением 3,06 применяется в условиях тяжелого бездорожья.

В конструкции платформы Hi4-Т бензиновый двигатель и единственный электромотор стоят в передней части автомобиля. Поток мощности идет через 9-ступенчатую гидромеханическую АКП и двухступенчатую раздаточную коробку. Литий-ионная тяговая батарея емкостью 37,1 кВт∙ч с водяным охлаждением и функцией подогрева расположена в заднем свесе, внутри рамы. Только у Tank 500 Urban аккумулятор компактнее, но об этом чуть ниже. Однако в зависимости от моделей есть и другие отличия.

Умножаем тягу на два

Tank 700 в комплектациях Hi-Performance и Edition One – подзаряжаемый гибрид с бензиновым V6 объемом 3.0 л (354 л. с. и 560 Нм) и электродвигателем (163 л. с., 400 Нм). Благодаря помощи электромотора разгон до 100 км/ч занимает 5,9 с, а максимальная скорость – 190 км/ч. Средний расход топлива – 10,6 л/100 км (без учета электроэнергии, NEDC), а запас хода на электродвигателе без подзарядки составляет 100 км (по циклу NEDC).

Меню позволяет выбрать режим работы гибридной установки и задать приоритет ДВС или электродвигателя либо перейти на гибридную систему. То есть, как и в случае с моделями Wey, при небольшом дневном пробеге можно эксплуатировать внедорожник только на электричестве. Время быстрой зарядки батареи от 30% до 80% составляет 22 минуты, от 0% до 100% – до 1 часа, медленная зарядка занимает 7 часов.

Батарейка для походной жизни

Близкими характеристиками к модели Tank 700 обладает и новинка 2025 года на российском рынке – гибридный внедорожник Tank 500 в комплектации Hi-Charge. Это подзаряжаемый гибрид с запасом хода на электротяге до 115 километров (по циклу NEDC). Он оснащен двухлитровым бензиновым двигателем (231 л. с. и 380 Нм) и электрическим мотором (163 л. с. и 400 Нм) крутящего момента. Отметим: больше половины тяги дает электродвигатель.

В результате до 100 км/ч Tank 500 Hi-Charge разгоняется за 6,9 с, а потребление топлива (без учета электроэнергии, по циклу NEDC) составляет 8,4 л/100 км. Модель поддерживает и быструю (24 минуты от 30% до 80%, до 1 часа от 0% до 100%), и медленную зарядку (до 7 часов).

А еще Tank 500 Hi-Charge, как и флагманский Tank 700, радует владельцев функцией внешней раздачи электроэнергии (до 3,3 кВт) и выводит уровень комфорта отдыха на природе на принципиально новый уровень.

Без внешней энергии

Особняком стоит Tank 500 в комплектации Urban, ставший первым гибридом в сегменте рамных внедорожников Tank на российском рынке. У него 4-цилиндровый турбомотор 2.0 л (245 л. с. и 380 Нм) и компактный электродвигатель, встроенный в 9-ступенчатую автоматическую коробку передач. Он используется как для движения автомобиля, так и для рекуперации энергии торможения. Его вклад – 54 л. с. и 268 Нм.

Тяговый аккумулятор тоже компактный, емкостью 1,75 кВт⋅ч. Он заряжается в автоматическом режиме и может накапливать высвобождающуюся при торможении энергию или получать ее от работающего ДВС.

Большую часть времени движение автомобиля осуществляется за счет работы двигателя внутреннего сгорания, но на малых скоростях Tank 500 Urban может ехать исключительно на электромоторе. А вот когда необходима максимальная тяга, ДВС и электромотор работают одновременно. За счет этого Tank 500 Urban разгоняется до 100 км/ч за 7,9 с, а средний расход топлива в смешанном цикле составляет 8,5 л/100 км.

Гибридное будущее

Нетрудно заметить, что в случае с гибридами Wey мы получаем сочетание экономичности, спортивной динамики и комфорта, что делает модели бренда премиальным продуктом. В случае с Tank к этому добавляется еще и высокая проходимость – эти автомобили проедут везде, где нужно, в то же время демонстрируя хорошую плавность хода, низкий уровень шума и премиальный уровень отделки. И при этом мы говорим о продуктах, которые идут в авангарде технологий GWM и демонстрируют передовые и эффективные решения.

[1] Премиум

[2] Бизнес Лаунж

[3] New European Driving Cycle — «Новый европейский цикл вождения»

[4] Урбан

[5] Хай-Чардж

[6] Хай-Перформанс

[7] Эдишн Уан

[8] Торк-Он-Диманд

Реклама. ООО «Грейт Волл Мотор Рус»

ИНН 7729763331 Erid: 2W5zFHDajUL