Редкие и малоизвестные автомобили ЗИЛ: 10 разработок знаменитого завода, которым было не суждено воплотиться в жизнь
![Редкие и малоизвестные автомобили ЗИЛ: 10 разработок знаменитого завода, которым было не суждено воплотиться в жизнь Редкие и малоизвестные автомобили ЗИЛ: 10 разработок знаменитого завода, которым было не суждено воплотиться в жизнь](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/b56/b5639e7b13bdb2ddd2e3374501461e4d_ce_1000x533x0x60_cropped_510x340.webp)
ЗИЛ-111 «Москва» (1956)
Первый после переименования завода из ЗИС в ЗИЛ проект «членовоза», правительственного лимузина, должного сменить уже устаревший ЗИС-110. Дизайн «Москвы» разработал Валентин Ростков, в качестве шасси служил ЗИС-110. Этот редкий ЗИЛ был изготовлен в единственном экземпляре и в серию не пошёл.
![Разработка ЗИЛ‑111, выпуск которой начали в ноябре 1958 года, должен был стать примером того, что СССР может не только догнать, но и перегнать Америку ЗИЛ-111 «Москва»](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/b8c/b8c37d38502cca5b4ba8616307a8974e_cropped_510x348.webp)
ЗИЛ Э134, «Макет №2» (1956)
Проект военного тягача. Формула 8x8 позволяла обеспечить проходимость, сравнимую с гусеничными тягачами, а резиновые шины — ездить по обычным дорогам. Все было три образца с разными кузовами, этот, второй, был амфибией, развивавшей на плаву скорость до 6 км/ч. Эта разработка ЗИЛ существовала в единственном экземпляре.
![В середине 50-х годов прошлого века Специальное конструкторское бюро московского Завода им. Сталина (позже Завода им. Лихачева) занималось разработкой автомобилей сверхвысокой проходимости, пригодных для эксплуатации в армии на различных ролях. За несколько лет были разработаны, построены и испытаны четыре опытных образца под общим названием ЗИС-Э134. Самые лучшие и эффективные наработки теперь следовало использовать в проекте ЗИЛ-134 ЗИЛ Э134, «Макет №2»](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/c08/c082c03e214b7eec848b119fc4ddd396_cropped_510x383.webp)
ЗИЛ-129Б (1958)
Проект редкого ЗИЛа - городского автобуса на шасси туристического ЗИЛ/ЗИС-127. В отличие от туристического собрата, в серию так и не пошёл.
![Редкая разработка ЗИЛ — опытный образец городского автобуса большой вместимости ЗИЛ-129Б изготовлен Московским автомобильным заводом имени Лихачёва в 1958 году ЗИЛ-129Б](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/caf/caf45ac379f9523fbd3e39818a1c4ff8_cropped_510x383.webp)
ЗИЛ-159 (1958)
Ещё одна разработка ЗИЛ - опытный автобус, который должен был заменить модель ЗИЛ-158. В серию он так и не пошёл не из-за недостатков конструкции, а из-за бюрократических проволочек. Было решено свернуть автобусное производство на ЗИЛе и передать его на ЛИАЗ.
![Разработка ЗИЛ отличалась от предшественника увеличенной вместимостью, тремя рядами сидений в салоне (два справа, одно слева), увеличенными площадками для приёма пассажиров и задним расположением двигателя ЗИЛ-159](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/82f/82feeee24b04628d69db4b6744f7d329_cropped_510x383.webp)
ЗИЛ Э169А (1964)
Первая попытка сделать бескапотник, альтернативный ЗИЛу-130 проект. Разрабатывались машины параллельно, но 130-й выиграл этот своеобразные тендер, попав в итоге в серию. Бескапотные разработки ЗИЛ не пропали впустую — впоследствии они достались «КамАЗу».
![Редкий грузовик ЗИЛ должен был пополнить гамму «бескапотников», производившихся либо готовившихся к производству на таких автозаводах, как Кутаисский (КАЗ-608), Горьковский (ГАЗ-62, ГАЗ-66), Минский (семейство МАЗ-500) и Ульяновский (УАЗ-451) ЗИЛ Э169А](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/f44/f44967e6743bf6fc616ccc424e1bdb0b_cropped_510x383.webp)
ЗИЛ 3Э169А (1969)
Собственно, вот и «прото-КамАЗ». Наследником этой машины стал ЗИЛ-170, а его производство уже передали в Набережные Челны на новый советский автозавод. Который, в отличие от «родителя», существует до сих пор.
![Предполагалось, что эта разработка ЗИЛ заменит устаревающий ЗИЛ-130. Впоследствии наработки ЗИЛ были использованы в разработке целого семейства КамАЗов ЗИЛ 3Э169А](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/c37/c3791fbf60db31652e3b18e2b3d12b94_cropped_510x383.webp)
ЗИС-132С (1964)
Эта разработка ЗИЛ — попытка сделать вездеход-тягач с высокоэластичным движителем. Кабина взята от ЗИЛ-164. Машина оказалась крайне тяжёлой, трудно поддающейся управлению и не оправдывающей себя. От дальнейшей разработки отказались.
![Основа этого редкого ЗИЛа была взята у грузовика ЗИЛ-164, кабина, все мосты и агрегаты были его. Отличались лишь колеса, те что стояли спереди были неподвижными, а управление осуществлялось с помощью задних ЗИС-132С](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/987/98773e8d98c6e941aa1bc59396f2b7d3_cropped_510x383.webp)
ЗИЛ-135П «Дельфин» (1965)
Военно-транспортная амфибия на базе ЗИЛ-135К. Изначально этот редкий ЗИЛ планировался как самоходный понтон для наведения переправ, затем перепрофилировался в универсальное средство вроде невооружённого БМП, но в серию в итоге так и не пошел.
![Этот редкий ЗИЛ представлял собой грузовик-амфибию. Он побил несколько мировых рекордов, был способен решать сложнейшие транспортные задачи, но в серию так и не пошел ЗИЛ-135П «Дельфин»](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/2a4/2a4e6f1a30144d3bb7e21674fa39c7df_cropped_510x332.webp)
ЗИЛ-130Г (1970)
В чертах этой стеклопластиковой кабины узнаётся обычный ЗИЛ-130. Разработка была попыткой редизайна «классики», а в итоге прошла испытания в ходе Каракумского автопробега 1971 года (снимок как раз оттуда) и в серию не попала.
![Эта разработка ЗИЛ предназначалась для перевозки длинномерных грузов и грузов с малым удельным весом. В этом плане она пришлась очень кстати при создании ряда спецмашин для обслуживания аэропортов, которым требовалась большая монтажная длина рамы или просто большой кузов (к примеру, для перевозки багажа) ЗИЛ-130Г](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/629/62920cc82085a1fd9cd00dd1f7c35cf6_cropped_510x383.webp)
ЗИЛ-4305 «Чебурашка» (1983)
Внутризаводской фургон, довольно редко выезжавший за пределы производственного комплекса. Также использовался для доставки запчастей с отдалённых филиалов завода и для перевозки спецгрузов в Кремль. Интересно, что шасси этого редкого ЗИЛа — от легкового представительского ЗИЛ-4304, а кабина — от гигантского 131-го.
![Одни говорили, что этот редкий ЗИЛ создан для езды по секретным тоннелям под Москвой. Другие утверждали, что в кузове этого грузовика ездят бойцы спецподразделения, сопровождающие кортежи первых лиц страны. Третьи намекали на то что, под личиной заниженного «сто тридцатого» прячется ходовая часть новейшего скоростного мини-броневика и в таком виде он проходит ходовые испытания ЗИЛ-4305 «Чебурашка»](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/8e6/8e6f54e6fb5b7947f2548875208c104b_cropped_510x383.webp)