Забытое наследие СССР: завод автобусов «Уралец»
![Забытое наследие СССР: завод автобусов «Уралец» Забытое наследие СССР: завод автобусов «Уралец»](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/be6/be65cef0053b601ca6b8951582ce3bcf_ce_1024x768x0x0_cropped_510x340.webp)
Механический завод «Уралец» вырос из мастерских по ремонту драг, сформированных в посёлке Красный Урал (позже — Кировский). Изначально основанный как рабочий посёлок для поселенцев системы ГУЛАГ, он стал впоследствии полноценным населённым пунктом, а механический завод превратился в градообразующее предприятие. В 1950-х он специализировался на запасных частях для автомобилей и автобусов, а в 1954-м появилось и полноценное собственное производство.
История: завод «Уралец» и создание города вокруг него
Механический завод «Уралец» — это предприятие с богатой историей, которая начинается еще в первой половине XIX века. В 1837 году на месте современного поселка Кировский был открыт Авроринский прииск, где обнаружили залежи золота и платины. В 20-х годах XX века на прииск попали многие ссыльные переселенцы по системе ГУЛАГ, и он был переименован в Красный Урал, а позже в Кировский. Здесь началась строительство рабочего поселка, а также мастерских по ремонту драг. Эти мастерские, состоящие из нескольких механических и литейных цехов, после закрытия прииска стали единственным местом работы всех 2000 жителей поселка.
В 1954 году Кировские механические мастерские (КММ) вошли в состав Всесоюзного треста «Золототранс» Министерства цветной металлургии СССР. Тогда это было не лучшее время для предприятия: отсутствие квалифицированных кадров, обветшалые и потрепанные здания и оборудование. Но несмотря на это КММ начали выпускать автобусы капотного типа на шасси ГАЗ-51, которые распределялись по различным приисковым управлениям Урала и Сибири. Эти автобусы были достаточно простыми в производстве, но изготавливались поточным способом и имели высокий спрос. Пик производства каждый год составлял не более 130 единиц.
В конце 1950-х годов КММ были переданы в подчинение Среднеуральскому совнархозу и переименованы в Автоагрегатный завод «Уралец». Здесь профиль предприятия окончательно сформировался — выпуск запчастей. В 1962 году завод получил крупный военный заказ на производство кунгов на шасси ЗИЛ-157 и специальных кузовов на шасси МАЗ-200 для газодобывающих станций АДС-50 и АКДС-70. Военные предъявляли к этой продукции очень жесткие требования по качеству и срокам изготовления, поэтому благодаря этому заказу предприятию удалось значительно обновить свой станочный парк и набрать на работу квалифицированных специалистов, что положительно сказалось на статусе самого завода.
Автобусы «Уралец»: внешний вид и характеристики в хронологии
1954. «Уралец». Классический капотный автобус на шасси ГАЗ-51, один из многочисленных клонов легендарного ГЗА-651 (о нём мы делали отдельный материал). ГЗА-651 начали производить в 1949 году, производство «Уральца» стартовало малой партией 5 лет спустя. Кузов был деревянным, производство — низкотехнологичным, а номинально автобус даже не имел названия. В год производилось максимум 130 штук, свернули производство лишь в середине 1960-х.
![Один из первых автобусов, произведенный «Уральцем», имел деревянный кузов Один из первых автобусов, произведенный «Уральцем», имел деревянный кузов](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/889/889ca79690be1172f10c1089b5dc3240_cropped_510x524.webp)
1966. «Уралец-66». До 1965 года автобусы были вторичной продукцией завода — основным заказчиком выступало Министерство обороны, и завод делал в основном запчасти и кузова для военной техники. Но в 1965-м завод передали в ведение... Министерства культуры РСФСР, и завод разработал новый автобус (всё равно 651-й уже безнадёжно устарел) для культурных целей, например, для перевозки оркестров или театральных трупп. Предсерийная версия с первоначальным вариантом облицовки радиатора:
![Модель автобуса «Уралец-66» использовали для перевозки оркестров и театральных трупп. Все дело в том, что завод был передан в ведение Министерству культуры РСФСР Модель автобуса «Уралец-66» использовали для перевозки оркестров и театральных трупп. Все дело в том, что завод был передан в ведение Министерству культуры РСФСР](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/c47/c478f52768c39b9c4e9db2e0c1671d16_cropped_510x383.webp)
Серийный 66-й, производился с 1967 по 1972 год. Строилось 200−300 таких машины в год, причём внешность постоянно понемногу менялась (сравните две нижеследующие фотографии с «Уральцами-66» разных годов выпуска, многие мелкие детали изменились).
![Казалось бы, отличий новых экземпляров «Уральца-66» от первых типов почти нет. Однако с развитием серийного производства существенно менялись детали, например, кузова Казалось бы, отличий новых экземпляров «Уральца-66» от первых типов почти нет. Однако с развитием серийного производства существенно менялись детали, например, кузова](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/cb1/cb1f15ada3637d6d473477e625b5b4d0_cropped_510x383.webp)
![Серийное производство автобуса «Уральца-66» продолжалось до 1972 года Серийное производство автобуса «Уральца-66» продолжалось до 1972 года](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/87e/87ea8b1f3cd3158ce53bcbdf786671bc_cropped_510x383.webp)
1972. «Уралец-66С». Это усовершенствованная версия, производившаяся с 1972 по 1979 год. Она получила новое остекление, утеплённый салон, а в 1974 году шасси ГАЗ-51 заменили наконец на более современное ГАЗ 52−04. «С» означало «северный», потому что изначально полагалось, что он будет производиться параллельно с обычным и поставляться в северные районы (отсюда и дополнительное утепление). Также существовала версия «Уралец-66АС», передвижной автоклуб.
![Усовершенствованная версия автобуса «Уралец-66С» обладала утепленном салоном Усовершенствованная версия автобуса «Уралец-66С» обладала утепленном салоном](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/d74/d7486e2e3fe0d8770961cb04a94288ef_cropped_510x383.webp)
1970. «Уралец-69». Опытный автобус на шасси ГАЗ-53А, изначально разрабатывавшийся на замену 66-му. Основной проблемой стало неподходящее для данного шасси распределение нагрузки, в серию 69-й так и не пошёл.
![Автобус «Уралец-69» разрабатывался на шасси ГАЗ-53А Автобус «Уралец-69» разрабатывался на шасси ГАЗ-53А](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/3f4/3f465b37c19bff1b2c509ce050b53dbb_cropped_510x383.webp)
1971. «Уралец-70С». Тем не менее, 69-й дал начало новой серии — машина была модифицирована под северные условия, кузов был изменён, индексом новой модели стал 70С. Всего было изготовлено около 500 таких автобусов.
![Модель автобуса «Уралец-70С» была выпущена заводом в количестве 500 елиниц Модель автобуса «Уралец-70С» была выпущена заводом в количестве 500 елиниц](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/ad2/ad2bd26511dbc5310aa3a3eb1ac6a84b_cropped_510x383.webp)
В 1979 году производство «Уральцев» было прекращено: автобус не прошёл сертификационные испытания НАМИ из-за отсутствия двухконтурной системы торможения. Завод перешёл на выпуск аттракционов. До наших дней сохранилось около 20 «Уральцев» разных моделей в разной степени сохранности.