РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О них все забыли: самые необычные советские и российские легковушки

Те граждане СССР, которым посчастливилось стать автовладельцами, не были сильно избалованы. Им на выбор представлялись «Жигули» либо «Москвич», особо везучие имели честь посидеть за рулем «Волги», а инвалиды иногда получали «Запорожец». Однако не стоит судить об отечественном автопроме строго — на все были свои причины, и при этом временами появлялись воистину оригинальные и любопытные модели.
О них все забыли: самые необычные советские и российские легковушки
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внимательный читатель сразу нас упрекнет, мол ассортимент был гораздо больше: «Иж», ЗАЗ, ЛуАЗ, внедорожники УАЗ и «Нива». Справедливо, но если выбросить из списка идентичные практически на 100% модели разных заводов, останется лишь пара-тройка экземпляров. А с «козлами», «бобиками» и «буханками» регулярно имели дело только военные, до простых граждан эти машины доходили со скрипом (во всех смыслах). Список ниже начинается с наиболее массово производившихся, но все равно почти неизвестных машин.

Автомобиль дачника — «Иж-Ода»

Иж Ода
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Настоящий «Франкенштейн» советской разработки: Иж-2126 был сборной солянкой из агрегатов от разных машин. Пятидверный хэтчбек с колесной формулой 4х4, полноценной раздаточной коробкой и довольно комфортным салоном. Казалось бы, как о нем забыть? Это наиболее современный из описанных в данной статье автомобилей. Его производство началось в 1990 году, однако история разработки уходит корнями аж в 1970-е. Мелкосерийность и скромная популярность обусловлены целым рядом факторов. Среди них и финансовые трудности завода, появление одновременно с этой моделью множества альтернатив, а также выход на отечественный рынок иномарок. По сути, у «Оды» сложилась репутация «Девятки с полным приводом», которая оказалась не только мало кому нужна, но и не отличалась качеством изготовления и надежностью даже на фоне других советских и российских машин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Советский «Мерседес» — ГАЗ-3101

«Директорская Волга» или ГАЗ-3102 была недостижимой мечтой почти каждого советского автолюбителя в 1970-1980-е. Это был наиболее крутой из массово доступных автомобилей, однако на этапе разработки ему предшествовала модель на единичку в индексе «младше». И вот она была еще более фантастической: шестицилиндровый V-образный двигатель, автоматическая трансмиссия, пассивная безопасность на уровне зарубежных аналогов, продвинутая подвеска и впечатляющий дизайн. К сожалению, большинство новшеств было жестоко «зарезано» и концепт полностью переработали исходя из экономических соображений. Более того, завод так и не смог вовремя освоить производство многих деталей, поэтому единственным действительно инновационным в 3102 был только двигатель, а подвеска и трансмиссия остались архаичными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Восьмерка-кабриолет — ВАЗ-2108 «Тарга»

Ваз-2108 Тарга
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Европейская мода на автомобили без крыши медленно но верно дошла и до советских граждан: «восьмерки» и «девятки» переделывались в кабриолеты своими силами в гаражах. Не обошли вниманием эту тему и на заводе. Однако решили быть оригинальным, да и безопасностью не жертвовать — выбрали типа кузова «тарга». Крыша была жесткой, но съемной, заднее стекло сохранилось, а в конструкцию была добавлена дуга безопасности, связывающая средние стойки. Пожалуй, наиболее жизнеспособный концепт из всех подобных, но после представления в 1988 году, его забросили, а в 1992 распилили на металл.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый оригинальный Иж — ЗИМА

Иж ЗИМА

В середине 1960-х началось строительство нового завода в Ижевске, который должен был производить «Москвичи». Молодой коллектив без энтузиазма принял эту перспективу и занялся разработкой собственного изделия. «Москвич-408» претерпел существенную модернизацию всех агрегатов за исключением двигателя, а также полноценный рестайлинг кузова. Прототип получил название «ЗИМА» и был всесторонне испытан создателями, после которых его еще раз модернизировали. В итоге от «Москвича» практически ничего не осталось. В серию «ЗИМА-2» так и не пошел — энтузиастам сказали не страдать фигней, а заниматься наладкой производства московских изделий, как уже освоенных промышленностью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый полностью советский автомобиль — НАМИ-1

НАМИ-1 в Московском Политехническом музее

Ни для кого не секрет, что отечественный автопром очень часто либо полностью заимствовал, либо творчески переосмысливал технические решения с зарубежных машин. Но еще в середине 1920-х Евгений Чудаков смог скрестить простоту мотоцикла с комфортом и возможностями четырехместного автомобиля полностью своими силами. Получился «НАМИ-1»: простая, функциональная машина общей массой около 700 килограммов с двухцилиндровым двигателем, хребтовой рамой и несколькими вариантами кузова. В период с 1925 по 1932 годы на Московском заводе «Спартак» было произведено порядка 400 экземпляров. Однако на подходе был «ГАЗ-А», который представлял из себя советскую копию проверенного временем Ford-A и первый оригинальный отечественный автомобиль был забыт. До наших дней сохранились всего пара комплектных экземпляров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дизельные «Жигули» — ВАЗ-21045Д

ВАЗ-21045Д

АвтоВАЗ озаботился установкой дизельных двигателей в свои изделия в самом начале 1980-х. Это было обусловлено и недавним топливным кризисом и желанием освоить перспективные технологии. Разработка мотора была очень занимательной: блок двигателя взяли от VW Golf 1976 года, адаптировали его к «Жигулевским» поршням и клапанам для унификации, а топливную аппаратуру взяли Bosch. Получился довольно интересный агрегат, вполне отвечающий требованиям того времени, однако обладающий рядом «детских болезней» — первые несколько лет выпуска каждый второй мотор требовал капитального ремонта уже через 50 тысяч километров пробега. Развал Советского Союза и низкий интерес государства к теме дизельных автомобилей затормозили ввод нового двигателя в серию почти на 10 лет. Дизельные ВАЗ-21045 производились с 1999 по 2005 годы и популярностью не пользовались: всего было выпущено чуть более 6 тысяч машин.

Юрий Синягин
Юрий Синягин 14 Января, 12:35
"появление одновременно с этой моделью множества альтернатив..." - не может быть много альтернатив, только одна из двух.
Сергей Филиппов
Сергей Филиппов 14 Января, 04:02
Статья ни очем,намешать экспериментальные авто с серийными и написать "забытые")),голове у него наверно точно винегрет))
Юрий Харитонов
Юрий Харитонов 13 Января, 19:50
Ни капли юмора.
Владимир Львов
Владимир Львов 08 Июня 2021, 22:19
ВАЗ 2105 с правым рулем , для Англий , а во времена союза на дизеле ни кто и не ездил !!!
Koozia
Koozia 05 Февраля 2021, 12:17
Ваз - 2145 с дизелем вышли ограниченной серией, иногда всплывают в авито, в очень приличном состоянии.
Гаврила Блокцилиндров
Гаврила Блокцилиндров 12 Октября 2020, 08:30
Аффтар, учи матчасть. Тарга - вполне себе тип кузова и отличается от кабриолета конструктивно, в первую очередь - наличием заднего стекла со своей рамкой. Фу быть безграмотным.
Константин Мясник
Константин Мясник 11 Октября 2019, 07:04
ИЖ-Ода в массе своей не был полноприводным, а был чем-то средним между ВАЗ-2106 и ВАЗ-2109. Двигатель стоял от "шестёрки" и большинство запчастей от неё же. В вариант с полным приводом - это более редкая модификация с уфимским мотором 1,7 литра, а не популярны они были по причине необоснованной дороговизны - полноприводная "Ода" стоила в 1998 году дороже "девятки".
Максим Попов
Максим Попов 11 Октября 2019, 00:04
"«Иж», ЗАЗ, ЛуАЗ, внедорожники УАЗ и «Нива». Справедливо, но если выбросить из списка идентичные практически на 100% модели разных заводов, останется лишь пара-тройка экземпляров." Когда "аффтар" статьи наконец-то закончит учебное заведение, получит высшее образование, сходит в армию (если состояние здоровья позволит) и в библиотеку (о да, они существуют!), статья обновится документальными сведениями, мы будем апплодировать...
Михаил Антипкин
Михаил Антипкин 29 Сентября 2019, 22:29
Автомобиль ВАЗ-21045 никогда не имел в маркировке литеры "Д". Отраслевая нормаль ОН 025270-66, согласно которой обозначались автомобили ВАЗ, не предполагала никаких букв для обозначения модификаций - только цифры. Тем более, что буква "Д" даже при старой системе обозначения далеко не всегда указывала на то, что автомобиль имеет дизельный двигатель. Например, шифром "УАЗ-452Д" обозначался бортовой грузовик на базе фургона УАЗ-452, оснащённый тем же карбюраторным двигателем, что и базовый автомобиль.
Михаил Демонтёров
Михаил Демонтёров 29 Сентября 2019, 09:17
Сама ты  СОВОК. Для меня СССР Родина.
Максим Попов
Максим Попов 11 Октября 2019, 00:09
Комментатор с годом рождения явно от где-то 1989 и позднее рассуждает об СССР))))))
Goras Фомин
Goras Фомин 29 Сентября 2019, 00:13
Да уж, совок во всей красе особенно проявился в автопроме
Артем Гордон
Артем Гордон 31 Мая 2021, 20:48
Проявился. Несомненно. И ещё как проявился! Первым в мире послевоенным автомобилем с кузовом понтонной компоновки (Победа), первым в мире лимузином с несущим кузовом (ЗИМ), первым в мире автобусом с пневматической подвеской и автоматической коробкой передач (ЛиАЗ 677), основоположником семейства кроссоверов (ВАЗ-2121 "Нива"), двумя автомобилями, получившими одновременно титулы автомобиля года на брюссельской выставке (ГАЗ-13 "Чайка" и ГАЗ-21 "Волга"), огромным количеством экспорта советских автомобилей в Европу, в том числе и в капиталистическую, причём, не только Жигули экспортировались, но и Москвичи, и Волги. Это так, навскидку. По памяти. Если почитать историческую литературу, ещё что вспомню. Так что, да, Союз советских социалистических республик очень ярко проявился в автомобилестроении. На весь мир гремел не один раз.
Максим Попов
Максим Попов 11 Октября 2019, 00:07
Как классно, скрывается за псевдонимом и писаешь (я не ошибся!), что хочешь...
Sandro Clarice
Sandro Clarice 28 Сентября 2019, 19:33
Сто с лишним потерянных лет для страны. Ностальгия и обида, что совок со всем его убожеством продержался так долго, и, судя по всему: «Ещё плодоносить способно чрево, которое вынашивало гада». Ностальгируйте, совок уже здесь, с вами, если он в вас.
валерий степкин
валерий степкин 12 Апреля 2021, 16:08
у русских интеллигентов есть сволочная черта во всем искать причину к чему бы придраться и выставить русских идиотами и бестолочами в отличии от американцев, которые гордятся всякой мелочью вообще ничего не стоящей , но имеющей к американским инженерам непосредственное отношение и это всё выставляется как достижение супер -класса. вот и у вас эта болезнь прогрессирует.
Загрузка статьи...