Что произойдет с водителем и пассажирами, если автомобиль на большой скорости врежется в столб: проверка на практике

Несмотря на максимальный рейтинг пассивной безопасности при фронтальном ударе, боковое столкновение для водителя и пассажиров с большой вероятностью окажется фатальным. Краш-тесты о столб наглядно показывают это.

Чем выше скорость, тем опаснее для жизни может быть столкновение машины с препятствием. Тем не менее, кроме скорости важны и характеристики самого автомобиля — система безопасности и прочность его конструкционных материалов. Важно и то, на какое место пришелся удар. Показать влияние всех этих факторов на выживаемость пассажиров в салоне может краш-тест. Столб — одно из препятствий, в которое чаще всего врезаются водители. Разберемся, что происходит при таких столкновениях, и можно ли в них выжить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Краш-тест о столб: боковой удар

Эксперты европейской организации EuroNCAP каждый год проводят несколько серий испытаний новых автомобилей на пассивную безопасность — краш-тесты предусматривают фронтальные удары на скорости 64 км/ч о недеформируемый барьер с полным перекрытием и удар о сминаемое препятствие водительской стороной машины с 40% перекрытием. Также проверяется безопасность при боковом ударе. Тесты показывают, что происходит, когда машина врезается в столб боковой частью.

Краш-тест о столб Nissan Leaf
Краш-тест о столб Nissan Leaf
DEKRA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но если условия испытаний изменить — например, поднять скорость столкновения или провести краш-тест о столб, то ситуация изменится в худшую сторону. Даже если проверять автомобиль, который изначально в тестах EuroNCAP получил максимальный 5-звездный рейтинг пассивной безопасности.

Последствия бокового удара в краш-тесте о стобы
Последствия бокового удара в краш-тесте о столб
DEKRA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2012 году японский хэтчбек Nissan Leaf набрал 89% за защиту водителя и взрослого пассажира, 83% за защиту ребенка-пассажира, 65% за защиту пешеходов и 84% за системы активной безопасности. Впрочем, два последних показателя оказались не важны для краш-теста о столб DEKRA.

Нажми и смотри

Чтобы испытать систему на практике, в 2018 году эксперты немецкой организации, контролирующей техническое состояние автомобильного транспорта, провели серию испытаний. В них машина врезалась в столб на скорости 75 км/ч и 84 км/ч: на меньшей скорости электромобиль били боком, а на большей — имитировали фронтальный удар.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фронтальный удар в краш-тесте о столб
Фронтальный удар в краш-тесте о столб
DEKRA

Результаты оказались неутешительными. При боковом ударе о столб автомобиль буквально наматывается на препятствие, не оставляя шансов выжить людям, находящимся в салоне. При этом, если машина врежется в столб не средней стойкой кузова, а другой частью, последствия могут быть еще хуже. Так что, Nissan Leaf в краш-тестах о столб при боковом ударе показал весьма удручающие результаты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Момент фронтального удара в краш-тесте о столб Nissan Leaf
Момент фронтального удара в краш-тесте о столб Nissan Leaf
DEKRA

Краш-тест о столб: фронтальный удар

При фронтальном ударе в краш-тесте о столб повреждения сильнее, чем при столкновении с полным или частичным перекрытием, но такой инцидент, по оценке DEKRA, оставляет возможности для выживания как для водителя, так и для пассажиров.

Нажми и смотри

Отдельно эксперты подчеркнули, что в обоих ударах, несмотря на серьезную деформацию литий-ионной батареи, она сохранила свою целостность и не привела к замыканию, пожару или утечке тока. Также в DEKRA отметили, что в аналогичных испытаниях характер повреждений у машин с двигателями внутреннего сгорания будет несущественно отличаться от повреждений электромобиля. Так что, выживаемость пассажиров при такой аварии зависит от того, какой частью кузова машина въехала в столб.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Краш-тест о столб EuroNCAP

EuroNCAP в 2020 году модернизировала протоколы краш-тестов с ударами о столб. Теперь в испытаниях EuroNCAP автомобиль в боковом направлении перемещают на скорости 32 км/ч и сталкивают его с жестким узким столбом. Автомобиль располагается под прямым углом к направлению движения либо под небольшим углом к перпендикуляру.

Краш-тест о столб EuroNCAP
Краш-тест о столб EuroNCAP

Если автомобиль оснащен центральной подушкой безопасности для защиты пассажиров передних сидений при боковом ударе, то в краш-тесте о столб на передних сиденьях размещают два мужских манекена. При отсутствии центральной подушки безопасности размещают один манекен на сиденье водителя. В таких краш-тестах лучшего всего себя показали боковые шторки безопасности, а также подушки для защиты головы и грудной клетки.

Canis Major
Canis Major 22 Ноября 2020, 10:45
Сделать автомобиль прочнее и безопаснее не сложно. Но за это придётся заплатить динамикой разгона и торможения. И если торможение действительно важный фактор для безопасности, то разгон почти не имеет значения. Но люди только и говорят "За 2.5 секунды до сотки разгоняется!", и никто не говорит "за 2.5 секунды тормозит с сотки до полной остановки!". Люди сами не хотят безопасные машины. Им надо чтобы сел, на педальку нажал и как в ракете улетел. Какой спрос, такое и предложение.
Pale
Pale 20 Ноября 2020, 15:41
А достаточно ли реалистичные эти ситуации? Обратим внимание на то, что столб, в который направляют машину, дополнительно укреплён укосом против опрокидывания и сам по себе едва ли является обычной трубой. Для теста это оправдано, конечно - исследовать только деформации автомобиля, по возможности исключив деформации препятствия. Но на практике подобные препятствия встречаются не так часто. Ближе всего, пожалуй, опоры рекламных щитов, предназначенные выдерживать ветровую нагрузку, действующую на щит. Но рекламных щитов существенно меньше обычных опор ЛЭП, осветительной сети, они установлены не у самой обочины, а их опоры большего диаметра. То есть вероятность попадания в опору рекламного щита невелика, у водителя почти наверняка будет возможность для торможения, а площадь деформаций конструкций автомобиля будет больше, что повысит эффективность работы систем безопасности. Все же прочие препятствия малого сечения сами пострадают от автомобиля не меньше, что так же погасит часть энергии. Сценарий с боковым ударом (вернее, скорость, на которой он происходит) ещё более фантастичен. Специальных тележек под обычным автомобилем нет. Если подобный недеформируемый столб не вырастет прямо посреди проезжей части, покрытой коркой льда, я не представляю, как такой удар может произойти. Либо автомобиль должен уже просто лететь кувырком. Но после кувырков любые системы безопасности могут повести себя непредсказуемо - они уже частично отработали - смысл тогда в таком тесте?
Виталий Резников
Виталий Резников 31 Января 2020, 09:21
Боковой удар самый опасный и при нем достаточно небольшого удара чтобы ломались позвонки шеи и совершенно неважно какой уже будет кузов при большем ударе. Человека там уже не спасти.
Сергей Хрулев
Сергей Хрулев 27 Ноября 2019, 22:22
Просто надо было дать маникенам по поллитру, и все маникены выжилиб!