РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему водители дорогих автомобилей плюют на ПДД: отвечает наука

Существует множество стереотипов об автомобилистах и не все из них ложные — научные исследования на подобные темы нередко преподносят сюрпризы. Например, так произошло и в этот раз, когда ученые решили проверить, связан ли стиль вождения со стоимостью или статусом автомобиля.
Почему водители дорогих автомобилей плюют на ПДД: отвечает наука

Жан-Эрик Лонквист (Jan-Erik Lönnqvist) и сам автолюбитель, так что он не раз замечал, что всякие разные BMW, Mercedes и Audi чаще остальных марок нарушают правила дорожного движения. Поскольку кроме водительского удостоверения у него есть степень доктора социальных наук и ставка в Хельсинском университете, Жан-Эрик все же решил проверить, является ли это наблюдение когнитивным искажением или имеет реальное обоснование.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Финские ученые установили, люди с какими типами личности чаще выбирают статусные автомобили и как это связано с их стилем вождения

При подготовке научной работы выяснилось, что владельцы дорогих машин действительно чаще остальных ведут себя на дороге неосмотрительно, грубо и опасно, а также чаще нарушают ПДД и демонстрируют пренебрежение к остальным участникам движения. Этому были посвящены несколько ранее опубликованных другими исследователями работ. Но причинам подобного поведения ни одна статья должного внимания не уделяла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лонквист вместе с коллегами опросили 1892 финских автомобилиста об их стиле вождения, попутно составляя психологический портрет респондента. Характер человека оценивался по стандартной пятифакторной модели личности, а в анкету были включены вопросы о машине, доходе, покупательских привычках и здоровье. Целью исследования было установить, есть ли какая-то корреляция между личностными качествами человека (напрямую влияющими на стиль вождения) и его выбором средства передвижения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Финские ученые установили, люди с какими типами личности чаще выбирают статусные автомобили и как это связано с их стилем вождения
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Результаты оказались весьма интересным. Выяснилось, что за рулем статусных автомобилей премиального ценового сегмента («старшие» модели «немецкой тройки» — BMW, Mercedes и Audi) очень часто можно встретить пренеприятных личностей. Это эгоистичные, несговорчивые, упертые, любящие спорить и не страдающие излишней эмпатией мужчины. Да, среди женщин подобной зависимости обнаружено не было, хотя в опрошенной группе их было предостаточно.

Причем реальное богатство владельцев автомобилей далеко не всегда соотносилось с их стоимостью. Опубликованная в Международном психологическом журнале (International Journal of Psychology) работа показала, что среди мужчин, обладающих BMW, Audi и Mercedes очень велика доля тех, для кого автомобиль — демонстрация статуса, а не просто средство передвижения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Финские ученые установили, люди с какими типами личности чаще выбирают статусные автомобили и как это связано с их стилем вождения
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это идет вразрез с более ранним предположением о причинах распространенности некорректного поведения на дороге водителей дорогих автомобилей. Предыдущие исследователи считали, что агрессивное вождение и пренебрежение другими участниками дорожного движения вызвано пагубным влиянием богатства. Мол, оно развращает и заставляет чувствовать себя выше остальных.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако не стоит сразу записывать всех водителей дорогих машин в негодяев. Вторая по распространенности группа людей среди них — ответственные, дисциплинированные амбициозные личности, крайне не склонные к нарушению законов и правил поведения. В ней больше женщин, чем мужчин, но в любом случае это любопытный и неожиданный результат.

Финские ученые установили, люди с какими типами личности чаще выбирают статусные автомобили и как это связано с их стилем вождения
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Таким образом, в кои-то веки наука не опровергла, а доказала стереотип, пусть и не самый позитивный. Тем не менее, есть и хорошие новости. Теперь, попав в спорную дорожную ситуацию с участием премиального автомобиля можно быть уверенным, что ситуация не всегда обязана быть конфликтной. Вероятность, что выяснять отношения и обстоятельства из нее выйдет не хамоватая агрессивная персона, а вполне разумная и адекватная также велика.

Для полноты картины исследование предстоит еще повторить на большей выборке и в других странах. Однако, как показывает неумолимая статистика, пожалуй, это единственный стереотип насчет автомобилистов, который подтвердился экспериментально. Например, миф о том, что недальновидное и опасное поведение на дороге зависит от пола водителя и вовсе оказался зеркальным. Полицейские отчеты и данные страховых компаний по всему миру говорят о том, что количество ДТП по вине мужчин радикально превосходит в процентном соотношении инциденты в которых виноваты женщины.

Алексей C
Алексей C 06 Декабря 2020, 04:18
www.suzdalenko.com
Вилюс
Вилюс 17 Февраля 2020, 15:45
Вот, кстати, еще выборка из вашего источника, на последок: "Motor vehicle crash deaths by type and gender, 1975-2018, Large truck drivers, Male, Female". Тут мы имеем выборку со сравнимыми навыками и пробегом. 97,56% жертв за период - мужчины. Подозреваю, вполне соответствует гендерному соотношению водителей, даже без учета больших рисков, выпадающих на долю мужчин на этой работе (женщины - дальнобойщицы встречаются, а вот чтобы работали в зонах повышенного риска или с грузами повышенного риска - не видел)
Вилюс
Вилюс 17 Февраля 2020, 15:30
Ну, спасибо на добром слове. Но по-моему Вы, батенька, в сторону философии подались :) Не забывайте, что любая выборка основана на личных взглядах исследователя, лишь ограниченно репрезентативна и когнитивные искажения присутствуют в любом случае. В случае исследований, проводимых большими коллективами или организациями - не забудьте добавить политкорректность, алчность, тщеславие, инертность мышления,  политическую ангажированность и эффект толпы -  и это еще не все искажающие факторы, которые перемножаются и накладываются друг на друга самым причудливым образом... Социология - самая сложная наука в мире. именно по этому мы так далеко продвинулись в естествознании и математике, и так сильно облажались во всех социальных экспериментах 20 и 21 века... По этому мы можем более или менее доверять исследованиям в области физики, но любым исследованиям в области социологии следует относится в высшей мере критически. Особенно, если они противоречат повседневному опыту, или претендуют на формирование общественного мнения. Возможно, имели место когнитивные искажения. :) Выдал, и сразу почувствовал, как постарел лет этак на 30 :) Насчет огульного отрицания. Насколько я заметил, эффект огульного отрицания обычно вызывают безапелляционные утверждения, сильно диссонирующие с повседневным жизненным опытом. В советское время это называлось "Синдром ухо - глаз". В данном случае, я в отпуску. У меня есть время порыться в интернете, поискать информацию и ее по-быстрому обработать. И вам отписать. А вы встаньте на место человека, пашущего изо дня в день, усталого и вынужденного еще противостоять потоку информации, противоречащей его повседневному опыту, возможно ложной и манипулятивной - получите огульное отрицание, да. Для меня это аргумент перепроверить собственные взгляды - нередко оказывается, отрицающий не так и неправ. И не важно, что на аргументацию у него меньше времени, чем у меня. Интуицию никто не отменял :)
Василий Парфенов
Василий Парфенов 17 Февраля 2020, 12:34
Спасибо за интересные ответы. Да, выглядит разумно, однако в этом и проблема. Один из главных камней преткновения в этом вопросе -- репрезентативность выборки. Даже если нам кажется, что наш опыт подтверждает наши выводы, личная выборка _всегда_ нерепрезентативна и подвержена когнитивным искажениям. В любом случае, ваш ответ, как минимум, нельзя назвать оголтелым отрицательством. Мне, на самом деле, интересно, что покажут подобные исследования на более крупных выборках, в других странах и лет через 10, когда гендерные различия еще сильнее смажутся. И, кстати, я бы еще один фактор добавлял в такие исследования -- поправку на индекс гендерного равенства. Вдруг окажется, что в тех странах, где по этому показателю все хорошо и мужчины меньше нарушают?)
Вилюс
Вилюс 17 Февраля 2020, 12:13
Все это, известно, мои прикидки на пальцах, и я не претендую на истину в последней инстанции. Но это, повторюсь, согласуется с тем, что я ежедневно вижу на дорогах Голландии и Германии. Не думаю, что ситуация в России сильно отличается. Оценивать ситуацию в США не берусь, да и среди дальнобойщиков водителей - женщин в США несколько больше. Однако аварийность, при корректном подсчете, навряд ли сильно отличается. Однако причины аварийности между нами - в самом деле несколько разные.
Вилюс
Вилюс 17 Февраля 2020, 11:59
Согласно источнику (https://www.marklines.com/en/statistics/flash_sales/salesfig_germany_2019), продажи нового коммерческого транспорта в Германии составляют порядка 10% от количества новых легковых авто. Стоит заметить, что к коммерческому транспорту они причисляют "Trucks и Buses". При этом не ясно, куда деваются легковые фургоны и универсалы, составляющие до 20 - 25% видимых на дорогах Европы авто. Подозреваю, их относят к легковушкам, хотя по характеру использования их скорее следует относить к коммерческим авто. Также стоит отметить, что от 25 до 40%  легковых авто состоит на балансе предприятий и работают в качестве служебных.  Я долго работал в автотранспорте и знаю, что для успешной коммерческой окупаемости в Европе месячный коммерческий пробег седельных тягачей должен составлять 10 - 12 000 км. Для автобусов, думаю, цифра сравнимая. Для легкового частного транспорта - от 750 до 1500 км, для простоты расчета пусть будет 1200. Таким образом,  на 10% тяжелого коммерческого транспорта навскидку пусть приходится около 50% ежемесячного пробега всего автопарка.  Если оценивать пробег легкового коммерческого и служебного транспорта, по собственному опыту склонен его оценивать 5000 - 6000 км.  Таким образом, если в сумме штучно оценивать количество коммерческого автопарка в Европе около 50% (а это согласуется с тем, что я ежедневно вижу на дорогах Голландии и Германии), то их долю приходится не менее 80 - 85% всего пробега. Я думаю, не надо напоминать, что свыше 95% водителей коммерческого транспорта - мужчины. И согласитесь, при такой оценке показатели аварийности выглядят несколько в ином свете.
Вилюс
Вилюс 17 Февраля 2020, 11:12
Приведенная Вами цитата содержит выводы со статистики. Именно с ними я не согласен, и вот почему: Ниже по своей ссылке Вы найдете таблицу распределения происшествий по половому и возрастному признаку в зависимости от пройденного расстояния: "Fatal passenger vehicle crash involvements per 100 million miles traveled by driver age and gender, 2017"  Если просмотрите таблицу, увидите что расстояние, пройденное водителями обоих полов, оценивается примерно поровну, в некоторых возрастных группах даже с перевесом в женскую сторону. А это в принципе не соответствует тому, что я вижу в жизни, что и заставляет меня сомневаться в выводах.
Вилюс
Вилюс 17 Февраля 2020, 10:55
Здравствуйте Василий. Кажется, тема заинтересовала только нас двоих. Попробую Вам ответить.
Василий Парфенов
Василий Парфенов 05 Февраля 2020, 12:04
Цитата из последнего источника: Men typically drive more miles than women and more often engage in risky driving practices including not using safety belts, driving while impaired by alcohol, and speeding Довольно странно думать, что очевидные вопросы не учитываются при оценке статистики. И, да, женщины ездят, в среднем, на меньшее расстояние, но не настолько радикально, чтобы делать оголтелые выводы, будто у них, в среднем, сильно меньше опыта и навыка.
Вилюс
Вилюс 05 Февраля 2020, 10:06
Создаётся впечатление, что при оценке количества аварий, вызванных водителями обоих полов, обычно напрочь игнорируется фактор пройденного расстояния.  В силу объективных причин расстояние пройденное обоими полами отличаются кардинально и, предполагаю, куда сильнее, чем показатели аварийности. Женщины по умолчанию избегают вождения в сложных погодных условиях, я а ихние маршруты чаще всего ограничиваются четырехугольником дом - работа - магазин - школа. Мужчины в силу своей деятельности проезжают расстояния, на порядок или 2 больше, в любое время суток, при любых погодных условиях. Следственно, пропорционально возрастает также и шанс попасть в автопроисшествие, а также и стать виновником оного. Поэтому оценивать аварийность без оценки пройденного расстояние крайне неверно. Утверждается, что женщины в вождении более дисциплинированны, чем мужчины . Однако долгий процесс приобретения навыков никто не отменял, и в конечном итоге лучшими навыками вождения обладает тот, который проехал большее расстояние. Посему, утверждение о том , что мужчины вызывают большее количество аварийных ситуаций на дорогах - это только просто статистика . А вот утверждать, основываясь на этом, что мужчины водят хуже - это уже образец некорректной трактовки этой статистики.
Загрузка статьи...