Редкие советские и российские машины: 10 моделей АвтоВАЗа, о которых мало кто слышал

50 лет назад, с конвейера тольяттинского предприятия сошла первая партия из шести «копеек». Запуск серийного производства это всегда волнительно, хоть и отчасти скучно. «TechInsider» решила пойти другим путем и отыскала десяток редких (и редкие «десятки» тоже) моделей АвтоВАЗа, о которых вы могли даже и не знать.

ВАЗ-21106 GTI 2.0 16V

ВАЗ-21106 GTI 2.0 16V
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот только не спрашивайте, что в этой «десятке» необычного. Из названия же ясно — тачка огонь! «Опелевский» 2,0-литровый мотор в 150 л.с. и с 198 Нм тяги, заводской боди-кит и 15-дюймовые литые диски, расширенная на 76 мм колея и гидроусилитель ZF. Сегодня этим сложно удивить, но в конце 1990-х показатели 9,5 секунд до «сотни» и максималка в 205 км/ч вызывали стойкий экстаз.

ВАЗ-21055 дизель

ВАЗ-21055 дизель
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По другую сторону от четких парней на GTI стояли те, кто практичнее. Специально для таких в Тольятти выпустили «пятерку» с 53-сильным вихрекамерным дизельным двигателем ВАЗ-341. На движок поставили более производительный радиатор, новый вентилятор системы охлаждения и мощный генератор. «Gятерка» ехала ничуть не хуже классической, а потребляла всего-то 5,7 литров на 100 км. У нас модификация не прижилась, зато на экспорт машины уходили — краска не успевала высохнуть!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ВАЗ-2101 с роторным двигателем

ВАЗ-2101 с роторным двигателем
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Видите на этой фотографии быстрый автомобиль? А он есть! Эта с виду обычная «копейка» могла задать жару практически любой иномарке тех лет, ведь под капотом у нее стоял экспериментальный роторно-поршневой движок мощностью 70 л.с. и с неимоверной для классических агрегатов тягой. «Дикие» ВАЗ-2101 были доступны только чекистам, простой люд о таких даже не знал.

ВАЗ-2102Э

ВАЗ-2102Э
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Э — электромобиль. За 20 лет до всяких там Tesla АвтоВАЗ выпустил мелкую партию универсалов ВАЗ-2102 с электромотором мощностью 25 кВт (около 35 л.с.) который питался от блока никель-цинковых батарей весом 380 кг. Запас хода составлял 130 км, предельная скорость 87 км/ч. Часть партии трудилась в почтовой службе Тольятти, другая — уехала на Украину, пару экземпляров оставили для внутренних нужд АвтоВАЗа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ВАЗ-21109 «Консул»

ВАЗ-21109 «Консул»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лимузин? Да запросто! Пишите рецепт: удлиняем на 700 мм кузов, ставим мотор от ВАЗ-2112, ABS, литые диски и пару подушек безопасности. Сзади кожаный диван, настоящий бар и холодильник. А еще видик с телевизором и климат-контроль, и звуконепроницаемая перегородка между первым рядом и задней частью. Это вам не шпану по дворам гонять!

Lada «Тарзан»

Lada «Тарзан»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вам мало обычной «Нивы»? Тогда вот вам «Тарзан»! Невероятный Франкенштейн пера совместного производства АвтоВАЗа и дизайнерской компании Decon — полноценный рамный внедорожник с агрегатами от «Нивы» и «девятки». Мелкосерийное производство этого крутого во всех смыслах автомобиля остановилось после отметки в пару сотен экземпляров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ВАЗ-212180 «Фора»

ВАЗ-212180 «Фора»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1996 году спецы из ПСА «Бронто» («дочка» АвтоВАЗа) решили выпустить свою «Ниву». Да не простую, а чертовски крутую, за которой охотились все, кто в теме. Глубокий тюнинг предполагал увеличенный в длину на 300 мм кузов, пластиковую надстройку крыши и более комфортабельный задний диван от «восьмерки». За доплату предлагался боди-кит, гидроусилитель и даже кондиционер. Мотор не трогали: 1,7-литровый агрегат с карбюратором позже заменили на движок с впрыском.

ВАЗ-2120 «Надежда»

ВАЗ-2120 «Надежда»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С «Нивой» вообще чего только не делали. Да, этот классический семейный однообъемник тоже построен на базе советского кроссовера. Задумка классная: полноприводная платформа от длинной «Нивы», семь посадочных мест и здоровенный багажник. В Тольятти планировали делать из автомобиля фургоны, пикапы и офисы на колесах. Но «Надежда» не оправдала надежд и продажи оказались ниже кардана — за восемь лет выпуска тираж модели не превысил восьми тысяч штук.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Lada Natacha

Lada Natacha
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все было у АвтоВАЗа, не хватало только кабриолета в модельном ряду. Закрыть брешь решили бельгийцы: тамошнее небольшое тюнинг-ателье выпустило на базе ВАЗ-2108 весьма оригинальную «открывашку». «Натача» (правильно говорить именно так, бельгийцы, что с них взять) продавались в Турцию, Египет, Грецию и Югославию. Нередко кабриолет добирался и до родных Советов, но официально у нас он у нас не продавался.

Lada 4x4 Кабриолет

Lada 4x4 Кабриолет
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Очередное доказательство успешности модели — признание и тюнинг за кордоном. Переделкой классической «Нивы» в мелкосерийный кабриолет занимались сразу несколько европейских ателье. Как правило, тюнинг затрагивал исключительно внешний вид, в то время как агрегатная часть оставалась нетронутой. Было несколько вариантов: с жесткой крышей над передними пассажирами, с крышей типа «банка сардин» и с полностью срезанной верхней частью, вместо которой ставили усиленный каркас безопасности как у Jeep Wrangler.

Кстати, у «TechInsider» появился новый раздел «Блоги компаний». Если ваша организация хочет рассказать о том, чем занимается — напишите нам

Юрий Чупин
Юрий Чупин 18 Сентября 2021, 18:25
ВАЗ-21055 Дизель: "У нас модификация не прижилась, зато на экспорт машины уходили — краска не успевала высохнуть!" (с) Хотелось бы, чтобы работник такого уважаемого издания привёл хотя бы какие-нибудь подтверждения своему по-детски эмоциональному высказыванию, например, какое количество автомашин с этим дизелем и за какой период было а) - произведено, б) - продано в разные страны и за какой период.
Дмитрий Комиссаров
Дмитрий Комиссаров 23 Июля 2021, 12:00
"«Натача» (правильно говорить именно так, бельгийцы, что с них взять)" - В Бельгии говорят по-французски, а во французском языке буквосочетание ch читается как "ш", а не как "ч" (это вам не английский язык). Так что всё-таки "Наташа" (хоть и с ударением на последний слог - опять же, по правилам французского языка).
Владимир Рябцев
Владимир Рябцев 23 Июля 2021, 02:17
Я в шоке.
Александр Захаров
Александр Захаров 22 Июля 2021, 19:29
В журнале "За рулем" представляли Ладу с Ванкелем мощностью 140 л.с. под капотом, и она была в корпусе "семеры", именовалась ВАЗ-21079, если правильно помню. И да, для спецподразделений. Производство прекращено в 2002г.
Сергей Юров
Сергей Юров 20 Мая 2021, 18:11
Тарзан с кузовом восьмёрки, не девятки.
Константин Кондратов
Константин Кондратов 22 Апреля 2021, 15:51
И какая это редкость я только ниву кабрио не видел
Владимир Рябцев
Владимир Рябцев 23 Июля 2021, 02:03
А ВАЗ-2102Э видел?
Михаил Антипкин
Михаил Антипкин 17 Апреля 2021, 16:49
Не "Натача", а именно "Наташа"! Основной язык в Бельгии - французский, а в нём диграф "ch" читается как "ш", а не как "ч".
Алексей Сафронов
Алексей Сафронов 20 Апреля 2020, 09:56
Первая партия «копеек» вышла 19 апреля 1970 года, 50 лет назад, а не 43 года..