РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как в СССР копировали автомобили капиталистического автопрома: не хуже оригинала

Автопром в Советском Союзе всегда был как хромая лошадь: отставание от мировых тенденций в этой сфере было велико. С одной стороны, это странно, ведь инженерный состав у нас всегда был первоклассный. С другой — у капиталистов автопромом командовал рынок, а у нас как такового рынка-то и не было: большинство автомобилей расходилось по госорганизациям. Поэтому копировать в такой ситуации было куда проще, чем изобретать что-то новое.
Как в СССР копировали автомобили капиталистического автопрома: не хуже оригинала
Автомобиль
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История заимствований в нашей стране началась довольно безобидно. Партийные чины быстро поняли, что ни к чему изобретать колесо, а также конвейер и первый массовый автомобиль, если это уже за них сделал Генри Форд. По такому случаю в 1929 году отечественное правительство вполне официально закупило в Штатах пачку инженерной документации и соответствующее оборудование для выпуска лицензионной копии Ford Model A. Производство наладили к концу 1933 года, когда в Америке Model A уже давно была снята с производства. Это не помешало ГАЗ-А стать первым и чертовски популярным массовым автомобилем: за четыре года производства было выпущено 42 000 автомобилей — до фордовских миллионных тиражей далековато, но для нашей страны огромная цифра.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Автомобиль
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дальше больше. Когда модель ГАЗ-А уже окончательно устарела даже на родных просторах, решили поступить по отработанной схеме. На смену модели «А» пришел ГАЗ М-1 — лицензионная вариация на тему Ford Model B. Под капотом надежная и неприхотливая «четверка», куда более пригодный в наших широтах цельнометаллический кузов, простота в ремонте и уходе... Как результат — тираж почти 63 000 автомобилей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Автомобиль

В послевоенные годы в Советском Союзе появилась необходимость в массовом автомобиле, доступном для индивидуального пользования. Поговаривают, что сам Сталин настоял на том, чтоб им стал приглянувшийся ему еще до вoйны Opel Kadett. Более того, сам генсек внес запрет на какие-либо изменения в конструкции до постановки автомобиля на конвейер. Никаких лицензий и консультаций завода-разработчика: советские инженеры просто взяли ворох «Опелей», оставшихся на просторах нашей необъятной после Второй мировой вoйны, все досконально изучили, взвесили и перерисовали. А вы как хотели — завод Opel в Рюссельхайме разрушили союзники, никакой проектной документации на автомобиль не осталось. Так в 1946 году с конвейера Завода малолитражных автомобилей (ЗМА) вышел «Москвич-400», в простонародье просто «Москвич», ибо других моделей завод тогда не выпускал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Автомобиль
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Потребность в более современных автомобилях в СССР росла вместе со смекалкой чиновников и инженеров НАМИ. «Четырехсотый» довольно быстро стал нуждаться в апгрейде, для чего были закуплены на Западе Fiat 1100, Lancia Aurellia, Simca Aronde, Ford Consul, Ford Taunus и даже Citroen 2CV. Это обходилось правительству куда дешевле покупки лицензии, которую Советы пока не могли себе позволить. Правда, ни один из них не послужил прототипом в чистом виде, но каждый был изучен вдоль и поперек. В результате совместных усилий проектировщиков ГАЗа (на предприятии параллельно вовсю работали над созданием ГАЗ-21) и ЗМА получился не самый передовой на фоне западных аналогов, но вполне себе современный в СССР «Москвич-402», без преувеличения младший брат первой «Волги».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Автомобиль

В СССР копировали не только массовые автомобили. Сталин души не чаял в «Паккардах», но ездить Иосифу Виссарионовичу на американском автомобиле было как-то не с руки. Так что группе инженеров ЗИСа было дано указание сделать свой легковой автомобиль представительского класса, а за основу велели взять Packard 160. Причем, за исполнением проекта следил сам Сталин. В итоге, 1-й государственный автомобильный завод имени Иосифа Виссарионовича Сталина в 1945 году выпустил ЗИС-110, мелкосерийное производство которого свернули только спустя 16 лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Автомобиль

В 1959 году уже Горьковский автозавод решил выпустить свой лимузин. Правда, опять получился Packard. Ярые патриоты до сих пор кричат, мол, наша первая «Чайка» (ГАЗ-13) не имеет ничего общего с Packard Patrician, дескать, все у нее оригинальное, ничего заимствованного. Но даже старожилы ГАЗа подтверждают, что закупленные в то время НАМИ американские лимузины пристально изучались как советскими инженерами, так и дизайнерами, что конечно же отразилось на модели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Автомобиль

Во конце 1950-х СССР остро нуждался в народном автомобиле, ведь «четырехсотый» с производства уже сняли, а его преемник «четыреста-второй» был чересчур хорош да и дорог простому пролетариату. Так что инженеры приступили к созданию очередной микролитражки. И тут опять подсобил НАМИ со своим огромным парком западной техники и спецами, собаку съевшими на заимствованиях. Из большого списка первоначальных претендентов был выбран Fiat 600 как идеальный образец для подражания с некоторыми доработками. В итоге получился советский народный автомобиль ЗАЗ-965, который выпускался на запорожском заводе «Коммунар», прежде выпускающим сельхозтехнику. При многих конструктивных недостатках автомобиль пользовался огромной популярностью: с 1962 по 1969 год было выпущено 322 166 автомобилей всех модификаций.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Автомобиль

В 1960-х советский автопром уже достаточно окреп, но не настолько, чтоб построить полностью свой автомобиль. Поэтому, летом 1966 года в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянской компанией Fiat и советским «Внешторгом» о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей. В рамках соглашения был построен автозавод для выпуска двух моделей, которые впоследствии назовут ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103. За основу был взят Fiat 124, в конструкцию которого было внесено порядка 800 изменений для адаптации автомобиля к эксплуатации на просторах СССР.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Автомобиль

Инженерный состав московского АЗЛК в 1970-е вовсю работал над созданием промежуточной модели между тольяттинскими «Жигулями» и «Волгой». Но кадровые перестановки так и не дали им показать себя: «Минавтопром» буквально потребовал скопировать франко-американскую модель Simca 1308. Команда дизайнеров долго не могла отойти от унизительного приказа, при том что на тот момент имело сразу несколько годных прототипов. Причем, внешний вид первоисточника максимально упростили, а от многих элементов декора пришлось отказаться. Так появился многострадальный «Москвич-2141» — в общем-то, не самый плохой, но безнадежно устаревший хетчбек, выпускавшийся с 1986 по 1998, и даже поставлявшийся на экспорт.

Не стоит впрочем думать, что все советские машины были скопированы с западных аналогов. Наоборот, прародителем самого популярного в мире класса автомобилей — кроссоверов - стала старушка «Нива» (ныне Lada 4x4), но это уже совсем другая история.

Victor Snitkovsky
Victor Snitkovsky 03 Января, 07:46
Завод ЗИС, позднее ЗИЛ, ранее был заводом американца Форда. Автомобили Победа и Москвич выпускались на вывезеном из Германии трофейном оборудовании немецких автомобильных заводов. ТоварЫш Сталин, сменив американский Паккард на "членовоз", и последующие вожди СССР ездили на американских автомобилях с советскими кузовами и шинами. Фрагменты кузовов "членовозов" выбивались киянками, а затем сваривались в цеху неподалёку от главной проходной ЗИЛа. ВАЗы выпускались на закупленном в Италии полном комплекте оборудования, снятом ФИАТом с производства. Грузовики КАМАЗ выпускались на полностью закупленном в США комплекте оборудования. Поскольку мне приходилось часто бывать на почти всех советских автомобильных заводах по впросам проектирования и реконструкции,, то сказки советского пропагандиста Евгения NULL мне читать смешно.
Евгений null
Евгений null 01 Января, 21:16
Вообще-то немецкий Опель кадет образца конца 30-х годов был слизан с французского автомобиля (марку не помню). Тупо слизан, а наш москвич - 400 все-таки дорабатывали и улучшали.
Евгений null
Евгений null 01 Января, 21:11
Полнейшая чушь. Например, ЗАЗ 965 и Фиат 600 объединяет только очень не большое внешнее сходство, не более того. Двигатель предоставил НАМИ собственной конструкции (предназначавшийся для машины разведки), коробку перебрали там же. Только кое-что из подвески осталось итальянским. Кузов совсем другой, кстати. Дальше едем. ВАЗ 2101. Двигатель из нижнеклапанного сделали верхнеклапанным наши инженеры. Всего в копейку внесли около 500 изменений у нас в стране, так что Фиатом эта машина может называться с очень-очень большой натяжкой. Дальше едем. Первый автобус ЛАЗ у хохлов. Да, похож на Магирус. Ну и что? Только похож, не более того. Как и в копейке внесено очень много изменений, просто очень-очень много. И так по каждой марке. Так что если автор не в теме, то лучше помолчать и не позориться.
Victor Snitkovsky
Victor Snitkovsky 19 Мая 2021, 00:57
Весьма разумная и правдивая статья. Однако ворованным в СССР, кроме Политбюро ЦК КПСС, было почти всё от ракет до холодильников, от электробритв до радиоприёмников и магнитофонов, от самолётов до тракторов и т.д., и т.п. А вот в конце 1970-х с большой наценкой закупили лицензию на производство обычного красного кирпича у итальянской фирмы, которая за счет переплаты за лицензию профинансировала итальянскую компартию. Такова была советская, так сказать, экономика. Рядом с главной проходной ЗИЛа на территории завода стоял небольшой цех, где с закупленных на в США крупных автомобилей снимали кузов, который заменяли на сварной из выбитых киянками (прессов для этого не закупили) деталями советского кузова "членовоза". Что касается кабин грузовых ЗИЛов, то их штамповали на закупленных в Японии прессах. ВАЗ выпускали на полностью закупленном комплекте оборудования снятой с производства в Италии устарелой модели Фиата. К изменению относилась только подвеска, которую из-за паршивых советских дорог пришлось усилить. Однако советские материалы для производства ВАЗ были низкого качества, поэтому для поставок в Москву, Ленинград и за рубеж, свечи закупали в Югославии. И т.д., и т.п.
Евгений null
Евгений null 01 Января, 21:31
Абсолютное не знание истории. Фиат 124 был устаревшей моделью? Садись - два! Это был автомобиль года, когда у макаронников закупили линию внеся при этом очень много изменений в конструкцию. Просто очень много. ВАЗ 2101 был совсем другой машиной. И двойку разрабатывали паралельно у нас и в Италии - у нас получилось гораздо лучше. Про ЗИЛы и комментировать не хочу - бред сивой кобылы. Задолизы недоделанные.
Игорь Глушаев
Игорь Глушаев 11 Января 2021, 10:45
Мда... Смешалось все в кучу, и получилось не пойми что... Из этой "статейки" можно сделать вывод, что купить образец, изучить его, и сделать что-то свое - это скопировать. А скопировать - значит украсть. А красть это плохо. И страдали этим исключительно в СССР... Ну-ну... Начнем с Москвича. Да 400 - это Опель Кадет образца 35-40-х годов. Полученный в рамках репараций, и выпускавшийся вполне легально. Следующий - 402. Было куплено с 10 разных моделей, изучены, переработаны, и получился свой автомобиль, не похожий ни на один из купленных. Но тоже скопированный, только вот с кого - непонятно. Про 407 и дальше линейку - тут вообще не понятно, так как на западе похожих авто не находиться, либо появляются позже. Дальше больше... На москвиче разрабатывают микролитражку. Как поступает любой адекватный производитель? Смотрит, что есть похожего, покупает, смотрит, изучает, делает свое не хуже изученного. Так и здесь, смотрим, что есть похожего, покупаем, изучаем, и строим свой Москвич-200. Да, внешне он похож на Фиат 600, но на этом схожесть кончается, и начинаются различия. От двигателя до подвески там все разное, свое, не похожее. Но для апологетов воровства у Запада - все равно украдено. Спросите причем Москвич-200 и Фиат-600? А при том, что в производстве Москвич-200 получил название ЗАЗ-965... Да-да, то самый, "горбатый" запорожец. То же самое и с остальными ЗАЗами... Да и не только ЗАЗами, И Волга, и Чайка, и все остальное. Ну не умели (или не хотели) рисовать у нас красивые кузова. Смотрели, думали, и рисовали свое, но похожее. А про Вазовскую классику не говорит только ленивый... Что ВАЗ 2101 - лицензионный Фиат-124... И вообще вся линейка - устарела еще до запуска... А если копнуть историю и документацию, то окажется, что кроме внешности в этих машинах мало общего. Точнее не так, 124 фиаты последних выпусков - это советская копейка. Настолько он был переработан и улучшен по сравнению с оригиналом, что итальянцы все доработки запускали у себя на конвейере одновременно с ВАЗом. Все узлы и агрегаты на 2101 были доработаны и улучшены. Двигатель, подвеска, тормоза, коробка - все узлы били значительно улучшены, доработаны, стали более надежными. А теперь посмотрим на Запад внимательней. Японский и корейский автопром начинался с полного копирования американских и французких авто. Американские фирмы не чурались в свои авто ставить узлы и агрегаты, подсмотренные у конкурентов. А про дизайн кузовов - копировали друг у друга... Но как любят говорить некоторые - это другое дело.
Богдан Щербюк
Богдан Щербюк 07 Января 2021, 11:27
Как задолбали любители Запада. Первое и основное, СССР времён Сталина не копировал, а покупал полностью завод в отличие от того что творят сегодня когда приглашают инвестора. Второе, только очень умный может обвинять СССР в неспособности что-то создать, так как дурак спросит. А разве СССР достались специалисты в области автомобилестроения??? И это верно в царской России не было автомобильных заводов. Кроме этого в царской России 99% населения проживало в сёлах, а значит уровень образования равен нулю. А для того чтобы создать автомобиль необходимо было обучить людей грамоте 10 лет, институт 5 лет и минимум 5 лет отработать чтобы чуть, чуть набить шишки итого 20 лет период с 1920-1940, касательно старых специалистов в царской России не было от слова совсем автомобильной, тракторной и других видов промышленности, но, а те что были часть из них покинула Россию, вторая часть погибла в гражданскую, третья просто отказалась работать на большевиков, еще те кому в 1914 было 40+ к 1934 выши на пенсию, но, а 20 летние к 34 году не работая по специальности 20 лет просто растеряли те знания что имели. А если ещё добавит происки внутренних врагов уничтоживших СССР, то успехи Советской власти несравнимы ни с чем. А вот сегодня получив высокообразованную страну работающую экономику частный бизнес довёл её до ручки. Волки, крысы и шакалы грабят Россию как ни один внешний враг, а сороки трещат атас власть нельзя отдавать охотникам так как пострадает животный мир.
Михаил Антипкин
Михаил Антипкин 14 Мая 2020, 23:49
Первым советским "кроссовером", вопреки распространённому мнению, была не "Нива". Автомобиль, с несущим кузовом, в котором проходимость вседорожника соединилась с комфортом легкового автомобиля, появился в 1955 году: это был ГАЗ М-72.
vkfriendly
vkfriendly 19 Октября 2020, 14:18
Это ты немцу расскажи, а потом американцу про свободу...смешной.
Alex Alex
Alex Alex 18 Апреля 2020, 19:44
Причиной того, что в Союзе копировали, а в России продолжают копировать не только в автопроме, но и в остальных технологических отраслях заключается не в том, что на Западе правит рынок, а в том, что Запад-свободное общество. Люди способны творить только на свободе. Союз тогда, и Россия сейчас являются странами с несвободным обществом, хотя степень несвободы теперь стала меньше. Поэтому Россия обречена отставать во всем, что касается технологий. Копии всегда хуже и позже оригиналов- закон природы.
Евгений null
Евгений null 01 Января, 21:25
Копий тогда не было совсем. Получше почитай историю автомобилестроения, а не слушай тупых блогеров. ВАЗ 2101 это совсем не Фиат 124. Совсем - совсем не Фиат. Самое главное - двиг сделали верхнеклапанным у нас в стране и всего более 500 (пятисот) изменений внесли в конструкцию. Макаронники жутко стали нервничать, когда нашу "единичку" стали массово покупать на Западе. То же и про ЗАЗ 965 и Фиат 600 - абсолютно ничего общего. И двиг, и коробка советские. И по всем маркам так. Верить блогерам - себя не уважать.
Евгений null
Евгений null 01 Января, 21:25
Копий тогда не было совсем. Получше почитай историю автомобилестроения, а не слушай тупых блогеров. ВАЗ 2101 это совсем не Фиат 124. Совсем - совсем не Фиат. Самое главное - двиг сделали верхнеклапанным у нас в стране и всего более 500 (пятисот) изменений внесли в конструкцию. Макаронники жутко стали нервничать, когда нашу "единичку" стали массово покупать на Западе. То же и про ЗАЗ 965 и Фиат 600 - абсолютно ничего общего. И двиг, и коробка советские. И по всем маркам так. Верить блогерам - себя не уважать.
Загрузка статьи...