Самые крутые автомобильные навороты прошлого: как это было
![Самые крутые автомобильные навороты прошлого: как это было Самые крутые автомобильные навороты прошлого: как это было](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/54b/54b6889a9c67bc22e533f4e6508829fc_ce_1920x1024x0x185_cropped_510x340.webp)
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/1b8/1b855ab1cde42e8cf40658b57ec2449a_cropped_510x372.webp)
Еще бы, ведь первый GPS-спутник запустили только спустя 14 лет после появления фордовского концепта. Однако, это техническое недоразумение не мешало буйной фантазии инженеров. «Видите красную точку на карте? Это наше местоположение! Погрешность? Да ерунда – пара миль, не больше». Конечно, идея не прижилась: во-первых, система была размером с прикроватную тумбочку, так еще и непонятно, как разработчики предполагали перемещать бумажную карту по окну «дисплея». Полноценная навигационная система на серийном автомобиле появилась лишь в начале 1990-х.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/799/799c32a007b05b51bf9e7360ea64118d_cropped_510x340.webp)
К черту навигацию: сложно и слишком дорого. Давайте о чем-нибудь попроще, например, о поворотниках. Сегодня мигающими желтым цветом лампочками никого не удивишь, но в начале прошлого века все было иначе. Лампочки, конечно, были, но только у стоп-сигналов, на поворотники они перекочевали далеко не сразу. По началу это было забавное устройство под названием семафоры. При его включении из боковины автомобиля выскакивал и тут же прятался обратно посредством электромоторчика рыжий пластиковый флажок, прадедушка современных блинкеров, а делалось это с той же частотой, что сегодня мигают пресловутые лампочки. Более того, на некоторых рынках эта штука была такой же опцией как и дворники.
Кстати, о дворниках. Сегодня щетки стеклоочистителей есть в базовом оснащении самой простецкой тачки. В движение они приводятся электромотором и так называемой трапецией. Вам же не придет в голову, что раньше у дворников было мудреное устройство с какими-то там тросиками, как у спидометра, а скорость их работы напрямую зависела от скорости автомобиля. А ведь когда-то все было именно так. Взять наш Москвич-402: через шестерни с распредвала вращение передавалось в небольшой редуктор, который и заставлял щетки драить ветровик. Ливень? Больше ходу!
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/420/4202587dd0790ca9e13a05494b078b56_cropped_510x326.webp)
Ладно, с дворниками понятно, а как насчет стеклоомывателя? Не менее оригинальная опция и ее устройство. На ВАЗ-2101, например, омыватель имел ручной привод: бачок, трубки, форсунки и заветная резиновая кнопочка. Чем интенсивнее понажимал, тем обильнее смочил лобовое стекло. Надо ли говорить, что пользоваться этим чудом инженерной мысли было как-минимум неудобно? Чуть позже кнопка уступила место педали, но все одно — чертовски неудобно. Хорошо, все это осталось в прошлом.
Там же и пепельница-пылесос от Chevrolet Bel Air образца 1955 года. Покурил, затушил, бросил в пепельницу и тут же включил встроенный пылесос! Оцените полет фантазии: пепельница всегда девственно чиста! Но рынок сказал «нет» всасывающей опции.
Увы, крутой бензиновый калорифер, как на советских ЗАЗах, тоже не прижился. Эта шикарная печка была, пожалуй, единственным стоящим агрегатом, произведенным в Запорожье. Бандура, конечно, занимала целую прорву места, воняла как черт знает что, но грела — мама не горюй! Даже в лютый мороз печка моментально отапливала заиндевевший салон «Запорожца», можно было не ждать прогрева двигателя — она вообще работала автономно от мотора.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/69f/69f58261aa4935d55e8a8ca835204e3e_cropped_510x229.webp)
Зато другая опция пришлась потребителю очень даже по вкусу. Романтичное название Twilight Sentinel («Сумеречный Дозор») говорит само за себя. Это первый серийный датчик света, который был предложен для Cadillac 62-й серии, а позже достался и другим моделям концерна. Обратите внимание на молдинг на левом крыле над фарами: едва заметное окошко — это и есть та самая опция. Да, поначалу все тоже было не гладко: фотоэлемент глючил, фары частенько включались невпопад, а встроенный таймер мог попросту не сработать. Короче, первый блин комом. Но инженеры не унывали: сегодня датчик света вполне себе обычная опция.