РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Советский Fiat 124 против ВАЗ-2101: тот случай, когда копия намного лучше оригинала

Одни ругали ВАЗ-2101 за мотор, другие за подвеску, третьи были недовольны качеством кузовных работ. Многие называли «Жигули» копией Fiat 124, при этом усади любого из критиков за руль «оригинала», те со слезами вспоминали бы нашу «копейку». Недостатки, конечно, были, но советским инженерам пришлось в прямом смысле раздолбать о наши дороги дюжину именитых автомобилей из Западной Европы, прежде чем остановить свой выбор на относительно крепком Fiat 124. И тот претерпел более восьми сотен изменений, прежде чем с конвейера сошел первый ВАЗ.
Советский Fiat 124 против ВАЗ-2101: тот случай, когда копия намного лучше оригинала

Самое главное отличие между «копейкой» и 124-м не во внешних деталях, их мы еще обсудим, а в технике. Поставь Советы на конвейер Fiat как он есть — жди, товарищ, беды. Развалился бы нежный «итальянец» на отечественных ухабах — никакая мама миа не узнает! Отечественные испытатели среди прочих отмечали очень слабый кузов, нередки случаи, когда во время пробегов появлялись усталостные трещины на соединении центральной стойки с днищем. Обратите внимание на ребра жесткости Fiat 124 (слева): Эй, рагацци, да у нас пленочные парники на дачах крепче ваших капотов! К слову, после доработок кузов ВАЗ-2101 прибавил в весе - 955 кг против 855 кг у Fiat 124.

Чтобы не потеряться и всегда быть на связи, читайте нас в Яндекс.Дзене и не забывайте подписаться на нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках!

ВАЗ-2101
oldtimer-youngtimer.hu
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По контракту, итальянцы нам строили завод, а мы им отгружали сталь. И это был эпический провал: в Турин металлопрокат приезжал уже ржавый, чего уж говорить об устойчивости кузовов к гниению.

ВАЗ-2101
oldtimer-youngtimer.hu

Подкапотное пространство Fiat 124. И вроде ничего необычного, разве что корпус воздушника какой-то чудаковатый и расположен непривычно сбоку. Однако, начинаешь всматриваться и понимаешь - машина-то другая! Берите, говорили итальянцы, наш нижневальный движок. Ну, да, конструкция не передовая, зато проверенная. Нет, упрямились советские инженеры, мы построим свой современный агрегат, круче вашего...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ВАЗ-2101
oldtimer-youngtimer.hu
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

...И построили! Наш двигатель отличался верхним расположением распредвала и увеличенным межцентровым расстоянием цилиндров. Мотор получился более мощным (64 л.с. против 60 у 124-го) и тяговитым (пик момента подрос с 87 Нм до 89 Нм). Вместо горизонтального карбюратора Solex было решено использовать вертикальный Webber, больше известный у нас как «Озон». Крыльчатка вентилятора у Fiat ничем не защищена, а у ВАЗ-2101 прикрыта кожухом, да и моторчик стеклоочистителей на «Жигулях» бережно упакован от грязи. На ВАЗ-2101 каждый из двух контуров тормозной системы имеет персональный бачок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отдельного внимания заслуживает трансмиссия ВАЗ-2101. Дело в том, что нашим конструкторам категорически не нравилось ничего из предложенного итальянцами, а ведь те предлагали аж семь коробок передач на выбор! Но то передаточные числа не те, то надежность ниже плинтуса. В итоге на «Жигули» поставили «коробку» от Fiat 124 Sport. Машина успевала сгнить в труху и превратиться в тыкву, а трансмиссия могла проехать еще столько же. Весь момент двигателя на задние колеса передавало усиленное сцепление увеличенного на 18 мм диаметра. Оно спокойно терпело нагрузки и пробуксовки.

ВАЗ-2101
oldtimer-youngtimer.hu
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Слабенькая итальянская ходовая крупным планом: какие-то тощие стабилизаторы, тонкостенные рычаги — далеко на таком желе по нашим ухабам не доедешь! А еще эти нежные дисковые тормоза... Сегодня без них никуда, но в 1970-е они не сильно отличались по производительности от «барабаннов», зато изнашивались в разы быстрее.

ВАЗ-2101
oldtimer-youngtimer.hu
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На ВАЗ-2101 сзади стоял мост на пяти крупных штангах — так может и проще, но в разы надежнее. А как вам стабилизатор поперечной устойчивости? Это ж натуральный лом!

ВАЗ-2101
oldtimer-youngtimer.hu
ВАЗ-2101
oldtimer-youngtimer.hu
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Передняя подвеска вообще один в один — поди, определи на каком фото Fiat, а на каком «Жигули». Разве что наши подвесочники усилили все элементы переднего моста от рычагов до пыльников. Хотя, если присмотреться, то на нижнем фото узнается жигулевское брюхо: дырка в торце двигателя под «кривой» стартер и защита картера выдают ВАЗ-2101.

ВАЗ-2101
oldtimer-youngtimer.hu
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ВАЗ-2101
oldtimer-youngtimer.hu

Интерьер советского автомобиля (нижнее фото) — сама практичность. Мрачный черный кожзам может и не выглядит так богато, как бежевый итальянский, зато на таком грязи не видно. Между прочим, у «Жигулей» был в ассортименте еще салон с красными сидениями и вставками в дверях, но такие автомобили шли исключительно на экспорт. Отличительная особенность салона ВАЗ-2101 — возможность откинуть спинки сидений практически до горизонтального положения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ВАЗ-2101
oldtimer-youngtimer.hu
ВАЗ-2101
oldtimer-youngtimer.hu
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Опять же, закрой шильдик на руле, и уже не определишь, где ВАЗ, а где Fiat. Основные органы управления идентичны, различия в мелочах. Самая существенная доработка ВАЗа — более информативный щиток приборов с контрольной лампой «ручника» и указателем уровня температуры охлаждающей жидкости вместо контрольной лампы перегрева на Fiat. А еще кулиса руля на отечественной малолитражке отличалась противоугонной блокировкой.

ВАЗ-2101
oldtimer-youngtimer.hu
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Продолжая разговор о безопасности и защите от взлома, стоит отметить замок крышки багажника «Жигулей» (нижнее правое фото). Сама крышка у ВАЗ-2101 придерживается серьезным торсионом, тогда как на Fiat стоит простецкий упор. А еще у нашего автомобиля полезный объем трюма больше за счет измененной конструкции задней подвески.

ВАЗ-2101
oldtimer-youngtimer.hu

Ну и в заключение пару слов о внешних отличиях. На «Жигулях» стояли более современные ручки дверей с выштамповкой для удобного хвата, зеркало заднего вида шло, как сейчас бы сказали, в базовой версии, а на Fiat предлагалось за доплату. Еще бампера нашего автомобиля отличались «клыками», на колесных колпаках «итальянца» была надпись Fiat, треугольные форточки на передних дверях ВАЗ-2101 удерживал приклеенный замок, который в ходе эксплуатации просто отваливался.

Дмитрий Будилов
Дмитрий Будилов 31 Января, 00:13
Стабилизатор "толщиной как лом" в задней подвеске ВАЗа - это тяга Панара. Заднего стабилизатора на 2101 не было, в отличии от Фиата.
Виктория Ветрова
Виктория Ветрова 09 Октября 2021, 14:11
Предлагаем вам сэкономить до 25 OOO рублей на топливе. Купите две топливные карты с балансом по цене одной! Перейти на сайт интернет_магазина: http://gazprome.5k5.ru
Михаил Антипкин
Михаил Антипкин 02 Октября 2021, 09:27
На фото передней подвески - у "Жигулей" защиты картера нет , есть грязезащитный щиток двигателя. Он служит для предотвращения загрязнения моторного отсека дорожной грязью и не является силовым элементом.
Дмитрий Лурье
Дмитрий Лурье 01 Октября 2021, 10:39
А ведь Борис Фиттерман предлагал требовать у итальянцев завод по производству уже переднеприводного FIAT 128.
Андрей Саткрафт
Андрей Саткрафт 04 Июля 2020, 06:36
Что это за противоугонная блокировка???
Сергей Филиппов
Сергей Филиппов 16 Февраля, 19:19
при повороте руля он защелкивался в одном положении,отомкнуть можно было только отдельным ключем
Загрузка статьи...