Легендарный военный Hummer: история самого известного армейского джипа

Современные дети сегодня не понимают, как телефон когда-то мог быть проводным. Не ровен час, и стероидный качок Hummer будет ассоциироваться далеко не с тем, с чего начиналась его история. А начиналась она по-честному: с простого армейского железа, с могучего турбодизеля и обалденных планетарных редукторов, с проходимости трактора и живучести спецназа. Чего уж, в прошлом этому вояке и вовсе удалось положить на лопатки Lamborghini... Но обо всем по порядку.
Раньше деревья были выше, а качок-внедорожник Hummer играл настоящими мышцами на тяжелом топливе и без грамма пластика
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что, уже приготовились закидать тухлыми помидорами за историческое невежество? Не спешите, мы сами поправимся. Итак, «Хаммером» в нашей и многих других странах кличут как автомобили гражданской марки Hummer, так и армейские джипы High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle (HMMWV), которые для простоты называют Humvee, дабы не завязать язык морским узлом. Запоминайте: Hummer — общедоступный внедорожник, HMMWV — сугубо военный аппарат, никогда не видавший гражданки. Это, как говорится, две большие разницы.

HMMWV
wikipedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История Хамви

История «Хамви» началась в 1979 году, когда Пентагон объявил конкурс на разработку высокоподвижного многоцелевого колесного транспортного средства. К тому моменту Jeep Willys MB и Ford GPW — те самые классные «Виллисы», которые выпускали на разных предприятиях по одной лицензии — чертовски устарели, даром что были отменными солдатами. В армии провели исследование требований к тактической технике и пришли к выводу, что проще построить современную машину, чем постоянно пополнять стареющий парк «Виллисов» времен Второй Мировой.

Сказано — сделано. Автобронетанковое управление США (TACOM) сформулировало перечень требований к разрабатываемой машине. Она должна была перевозить груз массой 1 135 килограмм, рвать с места до 48 км/ч за 6-8 секунд, уметь перемахнуть 45-сантиметровую преграду ходом, взобраться на 40-процентный боковой уклон и иметь запас хода в 480 километров. А еще оснащаться тяговитым движком, автоматической (!) трансмиссией, баллистической защитой и иметь возможность покинуть поле боя на простреленных шинах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
HMMWV
pixabay.com

В конкурсе на производство HMMWV военные выбрали трех производителей военной техники: AM General, чей аппарат в итоге выиграл контракт и превратился в легендарный «Хамви», Chrysler Defense (вскоре вошедшую в состав General Dynamics) и Teledyne Continental Motors.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Lamborghini Cheetah: интересный гибрид

С последней связана одна занятная история. Парни из Teledyne Continental Motors решили обратиться за помощью к Lamborghini, в результате чего на свет появилось совместное чудо с индексом XR311. Итальянцам до того понравился ладный внедорожник, что они не долго думая выпустили практически дословную копию под собственным брендом и назвали ее Lamborghini Cheetah. Скандал, конечно, был грандиозный, и единственный экземпляр Cheetah тут же слили куда-то на Ближний Восток. Но в Lamborghini идею создания грандиозного внедорожника не похоронили, а наоборот развили. Так на свет появился великий и ужасный Lamborghini LM002.

Три прототипа HMMWV

Но мы отвлеклись. Все три прототипа имели существенные отличия. Chrysler Defense возлагала надежды на двигатель с воздушным охлаждением, в то время как два других использовали жидкостную классику. Аргумент в пользу воздуха был прост: от 30% до 40% всех поломок двигателя в бою вызваны отказами в сложной жидкостной системе охлаждения. В Chrysler Defense клялись, что их двигатель не будет иметь таких проблем и будет работать при экстремальных температурах от жары пустыни до холода Арктики без допоборудования.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У всех трех претендентов на крупный госконтракт трансмиссии представляли собой стандартную трехступенчатую автоматику с двухдиапазонными раздаточными коробками с одним заметным отличием: прототипы и AM General, и Chrysler Defense имели постоянный полный привод, а Teledyne (которые работали вместе с Lamborghini) — подключаемый.

HMMWV
wikipedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что до ходовой, то Chrysler Defense и Teledyne отдали предпочтение традиционной компоновке с независимыми пружинными подвесками и приводными валами. В свою очередь прототип от AM General качественно отличался от конкурентов. Он был оснащен межколесными дифференциалами Torsen повышенного трения, централизованной вентиляцией всех агрегатов и планетарными колесными редукторами, а не классическими ступицами. Это означало, что привод находился на 100 мм сантиметров выше ступицы колеса, что обеспечивало как высокий дорожный просвет (410 мм), так и низкую общую высоту автомобиля. Их прототип оказался на несколько сантиметров ниже даже классического «Виллиса»!

К началу 1981 года каждый образец прошел около 30 000 км. В апреле 1982 года претенденты изготовили опытные партии своих машин для проведения финальных испытаний. Без малого полгода армия США гоняла прототипы и в хвост, и в гриву, после чего, 22 марта 1983 года, с AM General был заключен контракт на производство 54 973 машин (закупочная цена составила около $22 000 за автомобиль).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
HMMWV
wikipedia.org

Выбранный военными HMMWV от AM General оказался настолько удачным приобретением, что заменил не только «Виллисы» М151, но и целый ряд грузовиков от М274 до М561 и М880. Самой распространенной модификацией был грузовой открытый автомобиль. Помимо этого, «Хамви» выпускали с зенитно-ракетным комплексом «Stinger», в модификации двух- или четырехместного санитарного автомобиля, бронированный с противотанковым комплексом ТОУ, бронированный, с полностью закрытым четырехместным кузовом и так далее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Серийный образец несколько отличался от прототипа. Первым базовым автомобилем был вариант M-998 с дизельным движком GM Detroit Diesel V8 объемом 6,2 литра. Второе поколение — M-998M2 с базовым шасси M-1097A2 с полностью алюминиевой кабиной и открытой платформой. На лонжеронной раме устанавливали дизельный V8 объемом 6,2 литра мощностью 160 л.с., позже ставился агрегат мощностью 195 л.с. С мотором работала автоматическая четырехдиапазонная коробка передач с двухступенчатой раздаткой. Модель коробки 4L80e имеет промежуточные передачи для снижения нагрузки, которая устанавливалась на легкие грузовики Chevrolet.

HMMWV
wikipedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гражданская версия Хаммера

После начала войны в Персидском заливе многие богачи захотели себе такую «игрушку», и AM General в 1992 году объявила о выходе на рынок гражданской версии «Хамви», которую официально назвали Hummer. Спустя семь лет производства AM General решила продать права на марку Hummer концерну General Motors. Компании поделили производство так: GM получил права на бренд Hummer и доход от распространения гражданского варианта внедорожника с индексом H1, a AM General сохранил право на продажу военных модификаций HMMWV.

Hummer H1
wikipedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Увы, но надолго рынка не хватило. Внедорожники Hummer часто попадали под шквал критики природоохранных деятелей из-за своей неэкологичности и прожорливых движков. В 2006 году GM даже была вынуждена снять с производства аутентичную модель H1 — представителя семейства с наибольшим аппетитом. Дальше больше. Летом 2008 года в связи с ухудшающимся финансовым положением компании и сильным падением спроса на продукцию Hummer GM приняла решение о продаже марки китайцам, но сделка была сорвана. В итоге, 24 февраля 2010 года GM заявила о начале процедуры ликвидации подразделения Hummer.

Hummer H2
pixabay.com