РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Военный Hummer: подборка интересных фактов о знаменитом армейском джипе

Современные дети сегодня не понимают, как телефон когда-то мог быть проводным. Не ровен час, и стероидный качок Hummer будет ассоциироваться далеко не с тем, с чего начиналась его история. А начиналась она по-честному: с простого армейского железа, с могучего турбодизеля и обалденных планетарных редукторов, с проходимости трактора и живучести спецназа. Чего уж, в прошлом этому вояке и вовсе удалось положить на лопатки Lamborghini... Но обо всем по порядку.
Раньше деревья были выше, а качок-внедорожник Hummer играл настоящими мышцами на тяжелом топливе и без грамма пластика
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что, уже приготовились закидать тухлыми помидорами за историческое невежество? Не спешите, мы сами поправимся. Итак, «Хаммером» в нашей и многих других странах кличут как автомобили гражданской марки Hummer, так и армейские джипы High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle (HMMWV), которые для простоты называют Humvee, дабы не завязать язык морским узлом. Запоминайте: Hummer — общедоступный внедорожник, HMMWV — сугубо военный аппарат, никогда не видавший гражданки. Это, как говорится, две большие разницы.

HMMWV
wikipedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История Хамви

История «Хамви» началась в 1979 году, когда Пентагон объявил конкурс на разработку высокоподвижного многоцелевого колесного транспортного средства. К тому моменту Jeep Willys MB и Ford GPW — те самые классные «Виллисы», которые выпускали на разных предприятиях по одной лицензии — чертовски устарели, даром что были отменными солдатами. В армии провели исследование требований к тактической технике и пришли к выводу, что проще построить современную машину, чем постоянно пополнять стареющий парк «Виллисов» времен Второй Мировой.

Сказано — сделано. Автобронетанковое управление США (TACOM) сформулировало перечень требований к разрабатываемой машине. Она должна была перевозить груз массой 1 135 килограмм, рвать с места до 48 км/ч за 6-8 секунд, уметь перемахнуть 45-сантиметровую преграду ходом, взобраться на 40-процентный боковой уклон и иметь запас хода в 480 километров. А еще оснащаться тяговитым движком, автоматической (!) трансмиссией, баллистической защитой и иметь возможность покинуть поле боя на простреленных шинах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
HMMWV
pixabay.com

В конкурсе на производство HMMWV военные выбрали трех производителей военной техники: AM General, чей аппарат в итоге выиграл контракт и превратился в легендарный «Хамви», Chrysler Defense (вскоре вошедшую в состав General Dynamics) и Teledyne Continental Motors.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Lamborghini Cheetah: интересный гибрид 

С последней связана одна занятная история. Парни из Teledyne Continental Motors решили обратиться за помощью к Lamborghini, в результате чего на свет появилось совместное чудо с индексом XR311. Итальянцам до того понравился ладный внедорожник, что они не долго думая выпустили практически дословную копию под собственным брендом и назвали ее Lamborghini Cheetah. Скандал, конечно, был грандиозный, и единственный экземпляр Cheetah тут же слили куда-то на Ближний Восток. Но в Lamborghini идею создания грандиозного внедорожника не похоронили, а наоборот развили. Так на свет появился великий и ужасный Lamborghini LM002.

Три прототипа HMMWV

Но мы отвлеклись. Все три прототипа имели существенные отличия. Chrysler Defense возлагала надежды на двигатель с воздушным охлаждением, в то время как два других использовали жидкостную классику. Аргумент в пользу воздуха был прост: от 30% до 40% всех поломок двигателя в бою вызваны отказами в сложной жидкостной системе охлаждения. В Chrysler Defense клялись, что их двигатель не будет иметь таких проблем и будет работать при экстремальных температурах от жары пустыни до холода Арктики без допоборудования.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У всех трех претендентов на крупный госконтракт трансмиссии представляли собой стандартную трехступенчатую автоматику с двухдиапазонными раздаточными коробками с одним заметным отличием: прототипы и AM General, и Chrysler Defense имели постоянный полный привод, а Teledyne (которые работали вместе с Lamborghini) — подключаемый.

HMMWV
wikipedia.org
На самом деле это фото интересно не тем, что на нем девушка занимается ремонтом HMMWV, а тем, что тут мы видим планетарный редуктор крупным планом. Кстати, найдите на фото вентилируемые тормозные диски. Слабо? Правильно, на фото их не видно, так как на "Хамви" они стоят рядом с межколесным редуктором
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что до ходовой, то Chrysler Defense и Teledyne отдали предпочтение традиционной компоновке с независимыми пружинными подвесками и приводными валами. В свою очередь прототип от AM General качественно отличался от конкурентов. Он был оснащен межколесными дифференциалами Torsen повышенного трения, централизованной вентиляцией всех агрегатов и планетарными колесными редукторами, а не классическими ступицами. Это означало, что привод находился на 100 мм сантиметров выше ступицы колеса, что обеспечивало как высокий дорожный просвет (410 мм), так и низкую общую высоту автомобиля. Их прототип оказался на несколько сантиметров ниже даже классического «Виллиса»!

К началу 1981 года каждый образец прошел около 30 000 км. В апреле 1982 года претенденты изготовили опытные партии своих машин для проведения финальных испытаний. Без малого полгода армия США гоняла прототипы и в хвост, и в гриву, после чего, 22 марта 1983 года, с AM General был заключен контракт на производство 54 973 машин (закупочная цена составила около $22 000 за автомобиль).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
HMMWV
wikipedia.org

Выбранный военными HMMWV от AM General оказался настолько удачным приобретением, что заменил не только «Виллисы» М151, но и целый ряд грузовиков от М274 до М561 и М880. Самой распространенной модификацией был грузовой открытый автомобиль. Помимо этого, «Хамви» выпускали с зенитно-ракетным комплексом «Stinger», в модификации двух- или четырехместного санитарного автомобиля, бронированный с противотанковым комплексом ТОУ, бронированный, с полностью закрытым четырехместным кузовом и так далее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Серийный образец несколько отличался от прототипа. Первым базовым автомобилем был вариант M-998 с дизельным движком GM Detroit Diesel V8 объемом 6,2 литра. Второе поколение — M-998M2 с базовым шасси M-1097A2 с полностью алюминиевой кабиной и открытой платформой. На лонжеронной раме устанавливали дизельный V8 объемом 6,2 литра мощностью 160 л.с., позже ставился агрегат мощностью 195 л.с. С мотором работала автоматическая четырехдиапазонная коробка передач с двухступенчатой раздаткой. Модель коробки 4L80e имеет промежуточные передачи для снижения нагрузки, которая устанавливалась на легкие грузовики Chevrolet.

HMMWV
wikipedia.org
Отличная фотография, на которой видно подкапотное пространство. Ну, то есть, видно радиатор, которым накрыт мотор и... Все.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гражданская версия Хаммера

После начала войны в Персидском заливе многие богачи захотели себе такую «игрушку», и AM General в 1992 году объявила о выходе на рынок гражданской версии «Хамви», которую официально назвали Hummer. Спустя семь лет производства AM General решила продать права на марку Hummer концерну General Motors. Компании поделили производство так: GM получил права на бренд Hummer и доход от распространения гражданского варианта внедорожника с индексом H1, a AM General сохранил право на продажу военных модификаций HMMWV.

Hummer H1
wikipedia.org
Гражданский вариант армейского внедорожника, излюбленная бричка богатеев, рэперов и прочих боксеров.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Увы, но надолго рынка не хватило. Внедорожники Hummer часто попадали под шквал критики природоохранных деятелей из-за своей неэкологичности и прожорливых движков. В 2006 году GM даже была вынуждена снять с производства аутентичную модель H1 — представителя семейства с наибольшим аппетитом. Дальше больше. Летом 2008 года в связи с ухудшающимся финансовым положением компании и сильным падением спроса на продукцию Hummer GM приняла решение о продаже марки китайцам, но сделка была сорвана. В итоге, 24 февраля 2010 года GM заявила о начале процедуры ликвидации подразделения Hummer.

Hummer H2
pixabay.com
Для кого-то кровь из глаз, а для кого-то неотъемлемая часть цыганской свадьбы - растянутый по самые не балуй американский внедорожник. Этот мир полон жестокости даже в мирное время.
Просто гений. Kit
Просто гений. Kit 10 Декабря 2021, 12:52
Не буду придираться к мелочам просто выскажу своё мнение. Мне HUMMER нравится чисто внешне. Американцы иногда умеют делать хорошие машины. Такой брутальный приземистый на больших колесах.
radiola ri
radiola ri 24 Апреля 2021, 17:48
Чего в нём крутого, полдвижка в салоне.
Алексей Кремляков
Алексей Кремляков 22 Апреля 2021, 18:33
"привод находился на 100 мм сантиметров выше ступицы колеса" - это как?
Владимир Колесников
Владимир Колесников 07 Декабря 2020, 06:26
>что тут мы видим планетарный редуктор крупным планом. Не видим. На фото обычный редуктор внешнего зацепления. Много ошибок в статье.
Загрузка статьи...