Мощность против крутящего момента: какие характеристики автомобиля самые важные
Мощностью любят козырять автопроизводители, хотя крутящий момент как минимум не менее важен
Старая добрая лошадиная сила, появившись еще во времена промышленной революции, актуальна и поныне. В большинстве европейских стран и у нас в России лошадиная сила определяется как 75 кгс·м/с, то есть как мощность, затрачиваемая при равномерном вертикальном подъеме груза массой в 75 килограммов со скоростью 1 метр в секунду и стандартном ускорении свободного падения. В таком случае 1 л.с. составляет ровно 735,49875 ватт — эту величину еще называют «метрической лошадиной силой».
На втором конгрессе Британской научной ассоциации в 1882 году была принята новая единица измерения мощности — «ватт», названная, собственно, в честь Джеймса Ватта. Правда, она так и не прижилась – мощность современных двигателей все по-прежнему указывают в более приятных и понятных лошадиных силах. Хотя киловатты и указывают, как правило, рядом – в скобках. Однако, если быть точным, двигает автомобиль все-таки не мощность, а крутящий момент, и измеряется он в ньютон-метрах.
С ним как с мощностью — чем больше, тем лучше. Да и по сути эти характеристики весьма взаимосвязаны, ведь мощность демонстрирует количество работы, выполняемой двигателем за определенный промежуток времени, а крутящий момент отражает способность мотора эту работу совершить. По сути, момент – это мощность двигателя, которая будет доступна на разных оборотах мотора. Можно сказать, что ездим мы как раз на крутящем моменте, а не на максимальной мощности.
Заветные цифры мощности в технических характеристиках влияют прежде всего на максимальную скорость автомобиля. Ну и на сумму транспортного налога, конечно. От запаса мощности зависит способность мотора преодолевать растущие потери и сопротивление, что и позволяет двигателю разгонять автомобиль только до определенного предела и далее лишь поддерживать набранную скорость. Для ускорения же как с места, так и с хода важнее крутящий момент. По крайней мере, в повседневной эксплуатации.