Что такое маслоуловитель и почему он так важен

Как известно, в системе смазки двигателя внутреннего сгорания есть масляный фильтр. А зачем мотору нужен еще и маслоуловитель?
Что такое маслоуловитель и почему он так важен
Pixabay

Кашу маслом не испортишь, а двигатель внутреннего сгорания – можно

Для чего нужен маслоуловитель

Маслоуловителем называется дополнительный маслоотделитель, основной задачей которого является очистка воздуха, поступающего в систему впуска двигателя внутреннего сгорания. Зачем нужен маслоуловитель? Это устройство дополнительной сепарации масляной эмульсии, предназначенное для очистки воздуха от частиц моторного масла, которое в виде мелкой взвеси или тумана может подниматься из картера вместе с газами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нужен ли вам маслоуловитель? Чтобы ответить на этот вопрос давайте разберемся с последствиями отсутствия маслоуловителя. Испарение масла может происходить по разным причинам – в частности, из-за некачественного смазочного материала, который при рабочих температурах начинает испаряться. При этом продукты сгорания масла будут оседать на впускном коллекторе, дроссельной заслонке, клапане холостого хода и других деталях, загрязняя внутренние поверхности мотора и затрудняя работу двигателя в целом. Сгораемые газы оказывают негативное влияние на масло и снижают эффективность работы двигателя. Установка маслоотделителя картерных газов производится в зависимости от типа двигателя — карбюратора или инжектора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
На схеме изображен принцип работы системы вентиляции картера двигателя с циклонным маслоуловителем. Как и с помощью чего работает данный маслоуловитель? Чтобы разобраться в этом, давайте перечислим составляющие детали, изображенные на схеме: 1 – циклонный маслоуловитель; 2 – клапан регулировки давления; 3 – охладитель нагнетаемого воздуха; 4 – турбокомпрессор; 5 – газы, прорывающиеся через поршневые кольца.
На схеме изображен принцип работы системы вентиляции картера двигателя с циклонным маслоуловителем. Как и с помощью чего работает данный маслоуловитель? Чтобы разобраться в этом, давайте перечислим составляющие детали, изображенные на схеме: 1 – циклонный маслоуловитель; 2 – клапан регулировки давления; 3 – охладитель нагнетаемого воздуха; 4 – турбокомпрессор; 5 – газы, прорывающиеся через поршневые кольца.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Принцип работы маслоуловителя

Маслоуловитель для авто действует как своего рода фильтр, который защищает двигатель от чрезмерного загрязнения продуктами картерных газов и поддерживает его рабочие параметры благодаря конденсации паров масла, попадающих в систему впуска и затем всасывающихся в камеру сгорания. За счет очистки воздуха сепаратор уменьшает количество отложений на свечах, клапанах и впускном коллекторе, благодаря чему мотор поддерживает оптимальную эффективность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Маслоуловитель картерных газов может представлять собой как обычный фильтрующий элемент, так и центробежный сепаратор. В первом случае фильтрующий элемент нужно регулярно заменять или промывать, а центробежный маслоотделитель заставляет масло стекать обратно в картер двигателя. Как правило, он снабжен специальным клапаном, ограничивающим разрежение в картере, чтобы избежать повреждения уплотнений.

Эта схема показывает как работает в маслоуловителе клапан регулировки давления: 1 – трубопровод подачи картерных газов; 2 – трубопровод забора воздуха; 3 – мембрана; 4 – пружина сжатия; а – открытое положение клапана; б – закрытое положение клапана маслоуловителя.
Эта схема показывает как работает в маслоуловителе клапан регулировки давления: 1 – трубопровод подачи картерных газов; 2 – трубопровод забора воздуха; 3 – мембрана маслоуловителя; 4 – пружина сжатия; а – открытое положение клапана; б – закрытое положение клапана маслоуловителя.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При желании можно собрать маслоуловитель своими руками. О том, как это сделать достаточно много информации в сети, но отвечать за верность и безопасность этой информации мы не можем. Так, один из умельцев сделал фильтр для маслоуловителя газов из из металлических губок для мытья посуды. Тем не менее, установка маслоуловителя профессионалами не обойдется вам в слишком большую сумму.

Плюсы и минусы маслоуловителя

Установка маслоуловителя на двигатель автомобиля может быть полезной, обеспечивая чистый впуск без паров масла и устраняя необходимость регулярной очистки дроссельной заслонки и регулятора холостого хода. Однако, как и любое другое усовершенствование, она также имеет свои недостатки, такие как возможность появления неприятных запахов и необходимость периодического обслуживания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Плюсы:

  • Установка маслоуловителя имеет ряд преимуществ для двигателя автомобиля. Во-первых, одним из основных плюсов является чистый впуск без паров масла, что обеспечивает более эффективную работу двигателя. Это происходит благодаря тому, что в стандартном состоянии сапун, отвечающий за вывод паров масла из двигателя, обычно выводится во впускной патрубок;
  • При интенсивной работе двигателя впуск может быть загрязнен маслом, что приводит к нестабильной работе на холостом ходу и необходимости регулярной очистки дроссельной заслонки и регулятора холостого хода. С использованием маслоуловителя эти проблемы устраняются, позволяя поддерживать работоспособность двигателя на высоком уровне.

Минусы:

  • Однако, установка маслоуловителя также имеет и некоторые недостатки. Во-первых, если выход из уловителя направлен в атмосферу, то в автомобиле могут появиться неприятные запахи из-за картерных газов, которые могут попадать в салон. Этот минус можно избежать, если подключить выход уловителя к впуску двигателя;
  • Во-вторых, необходимо периодически очищать уловитель от накопившейся эмульсии воды и масла. Это может быть неудобством для некоторых пользователей, однако это крайне важно для поддержания эффективной работы уловителя;
  • В-третьих, выход уловителя может замерзнуть в холодную погоду при температуре ниже -20 градусов Цельсия. Это может привести к опасным последствиям, таким как выдавливание сальников двигателя. Чтобы избежать этого, следует убедиться, что на выходе уловителя не установлен фильтр картерных газов и что выход подключен к впуску двигателя, а не к атмосфере.