Как работает указатель уровня топлива: даже школьник поймёт, почему он вечно врёт

Опытные водители всегда скептически относятся к показаниям маленькой стрелки в самом углу приборной панели.
Как работает указатель уровня топлива: даже школьник поймёт, почему он вечно врёт
Wallpaper Flare
Большинство легковых автомобилей оснащаются датчиками уровня топлива поплавкового типа.

Прибор такого типа измеряет количество оставшегося бензина, замеряя, на какой высоте в бензобаке плавает поплавок. Чаще всего встречаются два варианта:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • В рычажном датчике поплавок крепится к наклонному рычагу. Когда уровень топлива понижается, рычаг меняет угол относительно корпуса бензобака, а потенциометр измеряет изменившееся сопротивление в электрической цепи прибора.
  • Сейчас на смену рычажным приходят трубчатые датчики. В таком случае поплавок скользит по вертикальной трубке вверх-вниз. Его касается резистивный провод и при изменении высоты также меняется сопротивление.
Измеритель уровня топлива рычажного типа. Фото
Измеритель уровня топлива рычажного типа.
eBay
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Датчики трубчатого типа используются в большинстве современных легковых машин. Фото
Датчики трубчатого типа используются в большинстве современных легковых машин.
Amazon
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему указатель часто ошибается

Уровень топлива в баке постоянно колеблется. Если автомобиль накренится на один борт, топливо перетечёт на ту же сторону. На ухабах жидкость начинает плескаться. В таких случаях показания стрелки могут гулять.

Авто на АЗС
Так что ориентироваться на его показания нужно с осторожностью.
Wallpaper Flare
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Можно ли повысить точность

Коммерческим перевозчикам приходится следить за тем, чтобы водители и сотрудники гаража не воровали топливо, и точность штатного датчика уровня топлива их не устраивает. Проблему решают путём дооборудования машин датчиками уровня топлива другой конструкции.

Емкостной датчик

Устанавливается он на место штатного и представляет собой две металлические трубки разного радиуса, вставленные одна в другую. Топливо может свободно проникать в пространство между трубками. Эти трубки работают как обкладки (пластины) конденсатора. Емкость конденсатора зависит от того, какое вещество находится между обкладками. Поэтому, чем выше уровень топлива, тем меньше ёмкость. Фиксируя изменение, электроника пересчитывает его в цифру уровня топлива.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
На многих старых автомобилях точно замерить уровень топлива можно было с помощью щупа, опущенного в горловину бензобака. В современных машинах это невозможно, потому что в горловину, как правило, встраивается сетка и колено, препятствующее попаданию в бак посторонних предметов. Фото
На многих старых автомобилях точно замерить уровень топлива можно было с помощью щупа, опущенного в горловину бензобака. В современных машинах это невозможно, потому что в горловину, как правило, встраивается сетка и колено, препятствующее попаданию в бак посторонних предметов.
Harold, Wikipedia. CC3.0

Ультразвуковой датчик

Такой датчик клеится на дно бензобака снаружи. Работает он как сонар на подводной лодке, посылая ультразвуковой импульс внутрь бака. Возникает волна, проходит по жидкости и отражается от её поверхности. Датчик фиксирует отражённый импульс, а электроника замеряет время, прошедшее между его отправкой и получением, и высчитывает, сколько топлива осталось в баке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Правило первой риски

В целом водителям рекомендуют подыскивать ближайшую АЗС, когда стрелка доползёт до первой риски (штриха) на шкале, не дожидаясь, пока загорится предупреждающая лампочка. Следуя этому правилу, можно увеличить срок службы двигателя, и вот почему. Если топливо в баке плещется на донышке, топливный насос начинает засасывать воздух, а также воду и грязь, скопившиеся на дне бензобака. А это вредит и насосу, и топливной системе.