Москва: как работает автоматическая парковка?

Автомобильные пробки. Нехватка парковочных мест. Загрязнение окружающей среды. Вырубка зеленых насаждений. «Война» между пешеходами и автомобилистами. Проблемы крупных городов у всех на слуху, и решать их нужно не точечными «заплатками», а комплексным методом, в первую очередь – уменьшая количество автомобилей на улицах. Но как это сделать, чтобы никто не ушел обиженным?
Москва: как работает автоматическая парковка?

Основной метод борьбы с пробками в российских городах — расширение улиц. К сожалению, количество автомобилей растет быстрее, чем успевают ремонтировать дороги. Кроме того, если расширенная улица упирается в не поддающийся реконструкции мост, пробка просто «переезжает» на другое место, а не исчезает. Зато ради расширения дорог приходится уничтожать парки, пешеходные зоны, в общем, те элементы города, которые придают ему комфорт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Решая этот вопрос в комплексе, нужно, к примеру, совершенствовать городской транспорт, чтобы снизить количество автомобилей на улицах и оставить больше места для городской среды. Вдумайтесь: житель, скажем, Москвы проводит в автомобиле восемь-десять лет своей жизни (из них две трети — в пробках), и в это время он ничего не делает, не созидает, не обучается, он просто ждет. Можно ли снизить эту страшную цифру до одного-двух лет? Ведь экономический эффект от подобного снижения будет огромным! Как ни странно, одним из важнейших факторов комплексного решения проблемы является организация... парковок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Итак, чем меньше машин на дорогах и во дворах, тем меньше трафик. Но «убирать» нужно не только едущие, но и припаркованные автомобили. Современная Москва требует порядка 5 000 000 (!) машино-мест, а каждое машино-место — это в среднем 12−20 м^2. Суммарно необходимо 60−100 км^2 в границах города только для припаркованных единовременно автомобилей! Причем на самом деле это число еще больше, поскольку парковкам требуются инфраструктура, въезды и выезды. И не забудьте, что из-за исторической радиально-хордовой структуры большинства российских городов основная часть парковочных мест нужна в центральных районах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Страдают от этого все жители мегаполиса. Дворы превращаются в сплошную парковку, улицы теряют по полосе с каждой стороны из-за стоящих там автомобилей — город душит сам себя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Решений существует несколько, одно из них — подземные гаражи. Проблема в высокой стоимости и невозможности строительства подземных паркингов где попало, ведь для них нужно перекладывать огромное количество коммуникаций, канализационных отводов, а иной раз существующие подземные структуры просто не позволяют построить такой гараж. Да и выезд из подземного паркинга может занимать до пяти минут.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Значительно более интересное решение можно своими глазами увидеть на территории телецентра «Останкино». Мы отправились посмотреть на достижение современных технологий — МАП, многоэтажную автоматизированную парковку. Она видна отовсюду и весьма эстетична в своем стиле хайтек. Но сперва, если честно, мы не верили, что эта концепция отличается от других точечных решений. Познакомившись с парковкой и ее создателем, Владимиром Львовичем Темнянским, руководителем компании «Транспортная миссия», мы поверили.

92 процента

При разработке МАП компания ставила перед собой задачу, складывающуюся из пяти компонентов: минимальная площадь, максимальное количество автомобилей, минимальная скорость подачи наиболее удаленного автомобиля, шаговая доступность и цена. Основной постулат МАП звучит просто: она позволяет сэкономить 92% (!) площади города. Вдумайтесь в эту цифру — не треть, не две трети, а более девяти десятых. По современным нормативам для наземной парковки 50 автомобилей нужно от 1200 до 1500 м², МАП же позволяет поставить полсотни машин всего лишь на 121 м². Это значит, что на сэкономленном месте можно разбить парк, построить баскетбольную площадку, да хоть пруд выкопать — это свободное место. С учетом стоимости земли в городах экономия получается настолько большой, что места на парковках можно раздавать бесплатно, экономический эффект все равно будет ощутим. Есть ли подвох? Проще всего понять это, протестировав парковку «собственноручно», что мы и сделали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Итак, наша красная Toyota GT86 подъезжает к въезду на парковку. Водитель протягивает руку и прикладывает карточку пользователя к считывающему аппарату. Стеклянная дверь открывается, и автомобиль заезжает внутрь. По центру колонноподобной парковки находится подъемная панель с поворотной средней частью, «шаттл». На ней расположена заранее снятая с «полки» палета (проще говоря, поддон), куда и становится машина. Если какие-то ее части выступают за палету, парковка не сработает, подав красный сигнал (встроенный сканер измеряет высоту, ширину, длину и массу автомобиля). Вторая наша машина, Nissan Patrol, на парковку не поместилась — в новых парковках палеты будут удлинены на 20 см.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Водитель выходит и направляется в «комнату клиента» в одном из углов парковки (при этом нужно не забыть закрыть за собой дверь, иначе программа не позволит запустить подъемник). Той же карточкой водитель подтверждает свое намерение на внутреннем паркомате — достаточно снова приложить ее к сенсору и нажать на экране «Припарковаться». Все, можно из комнаты клиента сразу выходить на улицу. Где-то там, за спиной водителя, шаттл, одновременно разворачиваясь, поднимает машину до нужного этажа и вдвигает палету на свободное место. Вся процедура от подъезда до выхода наружу занимает около минуты (у нас после двух тренировок — 45 секунд). Вы когда-либо парковали машину в центре города за 45 секунд? Возможно, теперь шанс появится.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обратный процесс немножко дольше, поскольку нужно дождаться, пока по запросу из комнаты клиента шаттл снимет палету с вашей машиной и спустит ее вниз. Ну, скажем, максимум полторы минуты с учетом ожидания и даже возможной очереди. Тестовая парковка в «Останкино» девятиэтажная, на 34 автомобиля. Максимально «Транспортная миссия» может построить 14-этажное здание; технологически это не предел, но при дальнейшем увеличении количества этажей в геометрической прогрессии растет время выдачи машины, а это уже снижает комфорт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Технические особенности

По поводу МАП возникает целый ряд вопросов. Например, известна история, когда в Новосибирске поставили автоматизированную парковку корейского производства, и она отказалась работать зимой, в сорокаградусный мороз. МАП «Транспортной миссии» подобной проблемы не имеет — она разрабатывалась с учетом климатических условий эксплуатации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Парковка представляет собой жесткую рамную конструкцию, которая собирается, как лего, в кратчайшие сроки из деталей, изготавливаемых в заводских условиях. Она требует неглубокого фундамента — до 2 м в случае нормальной почвы, а сборка занимает не больше одного месяца. По сути, это высокотехнологичный лифт. Шаттл поднимается на четырех мощных цепях, управляемых четырьмя синхронизированными электродвигателями, которые установлены на верхнем, девятом уровне и просто «втягивают» цепи при подъеме. Здесь же располагается другое оборудование, в частности системы вентиляции и кондиционирования, дренажная система для отвода воды с крыши и система обогрева крыши для растапливания снега. Отдельная система отводит грязь и воду с колес паркуемых автомобилей.

Японцы и велосипеды

Автоматизированные автомобильные парковки для Европы и США – не диковинка, они строятся повсеместно. А вот автоматизированная подземная велопарковка – это действительно хайтек высшей пробы. Именно такую стоянку Eco Cycle построила компания Giken в парке Кунанхоси в Токио. Подземная часть цилиндрической формы вмещает 204 велосипеда, принцип работы – такой же, как и в автопарковках. Снаружи – просто лифт; пользователь подкатывает велосипед, прикладывает индивидуальную карточку и «отдаёт» своего железного коня подземной «пасти». Захваты берут велосипед и помещают его на определённое место, с которого пользователь его и получает при обратном запросе. Вопрос один – что делать, если устройство ошибётся и вместо вашего Scott выдаст старый потёртый «Аист»?

Даже при сорокаградусном морозе внутренняя температура на нижнем уровне будет поддерживаться на уровне не ниже +5°С, а с каждым уровнем температура повышается. Это мы ощутили на себе — на верхнем, техническом этаже летняя температура достигает +40°С; создатели говорят, что в следующей парковке они учтут это и установят дополнительные кондиционеры. Впрочем, пользователи никогда не поднимаются выше первого этажа, где поддерживается комфортная температура +20−25°С. А что делать, если отключится электричество? На втором этаже установлен «страховочный» дизель-генератор, который в случае чего обеспечит парковку электроэнергией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все управление осуществляется электронным образом — с пульта оператора или с компьютеров. Парковка «напичкана» датчиками, измеряющими температуру в десятках точек, массу автомобилей, все параметры окружающей среды. В принципе, через некоторое время можно отказаться и от оператора, перейдя на целиком автоматический режим — когда пользователи попривыкнут. Владелец машино-места может прямо со своего айфона, на подходе, дать команду к «выдаче» автомобиля, чтобы не терять даже ту минуту, которая закладывается в спуск палеты. Более того, можно с любого устройства подключиться к системе видеонаблюдения — камере, которая «смотрит» на ваш автомобиль, и проверить его сохранность. Камер на парковке несколько, информация пишется постоянно, а жесткий диск вмещает примерно месяц записи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Экономический эффект

МАП — парковка высочайшего европейского уровня, разработанная в сотрудничестве с компанией Otto Nu? baum GmbH & Co. Все детали изготовлены в Германии, хотя для дальнейшего строительства «Транспортная миссия» планирует перенести производство компонентов в Россию, что здорово удешевит конструкцию. Но двигатели и сверхпрочные цепи все равно придется заказывать за рубежом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Окупит ли себя такая парковка? Да. Косвенная окупаемость заключается в экономии драгоценной земли. А если взглянуть на проблему еще шире, то исчезновение автомобилей с улиц уменьшит трафик, время, проводимое человеком в дороге, и, таким образом, увеличит его продуктивность, что при умножении на количество жителей мегаполисов даст гигантский экономический эффект. Прямая окупаемость может быть обусловлена, например, рекламой — ведь стеклопакеты парковки можно легко превратить в рекламные площади. За границей МАП — конструкция нередкая; один из ведущих производителей подобных парковок — ирландская компания Easy Park Ireland, прославившаяся, в частности, рекламными башнями для автомобилей Smart. Также известны немецкие WЕHR, Vault Parking и еще ряд фирм. В России «Транспортная миссия» — первая ласточка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Казалось бы, городские власти должны заинтересоваться проектом — в Москве катастрофически не хватает места для жизни. Но из-за неповоротливости бюрократической системы МАП, возведенная за месяц в 2009 году, официально получила разрешение на существование лишь в 2013-м — четыре года (!) ушло на согласование проекта. Темнянский грустно смеется: «За это время я посетил порядка 700 заседаний, на которых присутствовало от 5 до 5000 человек. Если их зарплату за это время потратить на дело, я бы построил еще пять-шесть парковок...»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Заливка огромных площадей асфальтом — это не решение проблемы, а ее нагнетание. Машины должны занимать очень мало места, потому что город предназначен для людей: для спортивных площадок, парков, велодорожек, развлекательных центров, рабочих мест. МАП предлагает решение, позволяющее сэкономить и место, и время, и — косвенным образом — деньги. Теперь, когда первая парковка согласована, лед может сдвинуться. Хайтек идет к нам.

Редакция выражает благодарность президенту ЗАО «Транспортная миссия» Владимиру Львовичу Темнянскому и старшему инженеру парковки МАП Андрею Игоревичу Королёву за помощь в подготовке материала