РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Катера-беспилотники

Израиль – это очень маленькая страна, которая опирается на очень большие кулаки. Ее военное оснащение может дать фору России и США. В последнее время в прессе появились фотографии нового ноу-хау Израиля – беспилотных лодок Protector компании Rafael, патрулирующих береговое пространство Сирии, Ливана и даже Ирана. Редакция «ПМ» решила разобраться в теме беспилотных морских боев.
Катера-беспилотники

Беспилотные катера — довольно старая идея. Первым про перспективы военных катеров-дронов написал еще Никола Тесла в книге «Мои изобретения» (1921). «Их обязательно будут строить, они будут действовать, опираясь на собственный интеллект, и их появление произведет революцию в военной сфере...» — писал он. Насчет интеллекта великий ученый, конечно, погорячился (хотя кто знает, что ждет нас в будущем), а вот остальное предсказал совершенно правильно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Краткое введение в тему

Никола Тесла не был голословным идеалистом. Он запатентовал собственное изобретение под названием «Методы контроля и управляющие устройства для радиоуправляемых плавательных средств и колесных экипажей». Более того, он изготовил опытный экземпляр лодки-дрона. Лодка длиной 1,8 м была оснащена электромотором с аккумулятором, приемным устройством для радиосигналов и осветительной системой. Никакой «начинкой» Тесла ее не снабдил, намереваясь продать дрон военному министерству для использования в качестве брандера. То есть лодка, по идее Теслы, загружалась динамитом и могла потопить вражеский корабль подобно торпеде. Правительство идею ученого отвергло — и зря.

Rafael Protector (Израиль). Длина: 9 м // Двигатель: дизель // Скорость: 50 узлов (92,6 км/ч) // Навигация: радар, GPS и INS (инерциальная навигация) // Вооружение: автоматическая система Mini Typhoon, позволяющая установить пулемет калибра 7,62 мм или 40-мм гранатомет. Израильская разработка представляет собой беспилотный катер. К основным достоинствам «защитника» относится высокая маневренность и возможность работать с широким спектром стратегических задач, не подвергая опасности личный состав. В первую очередь protector рассчитан на выполнение антитеррористических миссий; он способен самостоятельно обнаружить, идентифицировать и поразить цель в рамках заданных исходных данных.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К теме беспилотных плавсредств вернулись во время Второй мировой войны — конечно, не обошлось без немецкого технического гения. Довольно известным немецким дроном тех времен была самоходная мина «Голиаф», управляемая на расстоянии и способная нести до 100 кг взрывчатых веществ. В 1944 году были изготовлены и первые радиоуправляемые брандеры Ferngelenkte Sprengboote. Правда, до широкого их использования дело не дошло.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Собственно, предвоенные настроения и сама война подстегнули развитие темы «бесчеловечного» оружия. В СССР вовсю шли опыты по разработке телетанков, а в советско-финской войне телеуправляемые модели ТТ-26 и ТУ-26 даже использовались в боевых действиях. Основной проблемой телетанка была практическая невозможность обеспечить прицельный огонь. В то же время в Канаде разрабатывали телеуправляемую торпеду Comox, в США и Франции тоже шли работы по созданию беспилотных ракет и торпед.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Elbit Silver Marlin (Израиль). Длина: 10,67 м // Вес платформы: 4000 кг // Полезная нагрузка: 2500 кг // Максимальная скорость: 83 км/ч // Длительность бесперебойной работы: 24 часа // Система лазерного наведения: обнаружение небольшой лодки – 6 км, обнаружение крупного корабля – 16 км, обнаружение самолета: 15 км // Дальность: 800 км // Вооружение: 7,62-мм пулемет, способность стрелять в движении. Беспилотный катер Elbit Silver Marlin способен в автономном режиме патрулировать территорию радиусом до 500 км. Назначение «Серебряного марлина» может быть самым разным. Это разведка, наблюдение и рекогносцировка; охрана транспортных судов от террористической и пиратской угрозы, обнаружение и ликвидация морских мин, поисково-спасательные операции. В это можно поверить: Elbit Systems на сегодняшний день является ведущей мировой компанией по производству беспилотных платформ.

В 1950-х, в период холодной войны, работы не прекращались ни на минуту. Разработка американскими военными удачного телеуправляемого минного трала Drone в 1954 году подстегнула военное министерство США к созданию ряда беспилотных плавательных аппаратов, предназначенных для тех же целей на воде: «Высокоскоростной маневренный морской минный трал», а также проекты QST-33, 34, 35A Septar. Радиоуправляемые лодки для разминирования строились также в Дании (Stanflex-3000), Японии (класс «Хатсушима»), Швеции (Sam-II ACV), Великобритании (Rim) и Германии. Итак, начало было положено. Попытаемся проанализировать, как обстоят дела на рынке беспилотных военных кораблей сегодня.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Американская мечта

Ведущими разработчиками и производителями беспилотных военных катеров на сегодняшний день являются США и Израиль. И в той и в другой стране действует ряд программ, направленных на создание и совершенствование дронов. Самым серьезным из американских представляется проект Draco, с 2006 года разрабатываемый компанией General Dynamics Robotic Systems (GDRS). Draco был задуман как мультиплатформа для ряда беспилотных средств, позволяющих выполнять миссии различного характера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Seafox (Сиэтл, США). Беспилотный катер Seafox разработан компанией Northwind Marine для целей наблюдения и патрулирования. Надувной катер с алюминиевым каркасом достаточно компактен (5 м в длину) и легок, его можно транспортировать в ограниченном пространстве трюма корабля-матки и разворачивать в считанные минуты. Kонтрольная система Guidance System была разработана специалистами Northwind Marine для управления любых беспилотных транспортных средств – как водных, так и сухопутных. Есть и вторая модификация катера – Seafox Mark II, оборудованный посадочными местами для четырех пассажиров. Он тяжелее, чем Mark I, и предназначен для спасательных миссий. На иллюстрации – Seafox Mark I.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В настоящий момент на базе Draco USV System разработано четыре типа беспилотных катеров: опускаемый гидролокатор, буксируемый гидролокатор, универсальная «рабочая лошадка» и ракетный катер. Правда, последний пока не изготовлен «в металле», а существует лишь в проектном варианте.

Управление любым из катеров может осуществляться различными методами в зависимости от условий окружающей среды и боевой обстановки. Во-первых, это радиоуправление в прямой видимости (как игрушечной машинкой), во-вторых, управление через спутник, и наконец, управление посредством беспилотного самолета, который служит высотными «глазами» робота. Draco приводится в движение двумя силовыми агрегатами Yanmar 6LY3A-STP, совмещенными с жидкостными реактивными двигателями Kamewa FF310, — подобным оборудованием оснащены гоночные глиссеры. Программное обеспечение и многочисленные датчики позволяют катеру автоматически обходить препятствия, а также предупреждать оператора об изменении забортной ситуации. Помимо всего прочего, модульное построение Draco — как у конструктора Lego — предусматривает установку более совершенных систем управления и вооружения, когда они будут разработаны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
SAM 3 (Швеция). Третьей страной – производителем водоплавающих дронов после Израиля и США можно назвать Швецию. Одна из крупнейших в мире кораблестроительных компаний Kockums с 2002 года разрабатывает и испытывает беспилотные лодки серии Piraya (пиранья). «Пираньи» – маленькие и легкие, всего 300 кг весом и 4 м длиной – предназначены для использования в разведывательных, а не в боевых целях (хотя и оборудованы легкими пулеметами). На той же технологической базе kockums серийно производит уже принятые на вооружение дроны – минные тральщики SAM 3. Первый SAM был разработан еще в 1982 году, а современная модель – это торжество военных технологий. По принципу действия SAM 3 ничем не отличается от обычного минного тральщика с человеческой командой. Зато он полностью автоматизирован, способен самостоятельно находить и собирать морские мины, при этом не подвергая людей риску.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Компания Marine Robotics Vessels International (MRVI) на выставке в Абу-Даби в 2007 году представила 6,4-метровый беспилотный катер Interceptor-2007. В отличие от «рабочей лошадки» Draco, катер MRVI в первую очередь предназначен для выполнения различных миссий на высоких скоростях. Заявленная максимальная скорость беспилотника, 87 км/ч, — довольно серьезный показатель для воды, причем производитель утверждает, что это только начало. Interceptor предназначен для выполнения разведывательных функций, а также для охраны крупных транспортных кораблей. В последнем случае он может быть оборудован водяной пушкой или нелетальным оружием, например световыми даззлерами. Правда, в подобных утверждениях таится некоторое лукавство. Если «Интерсепторы» пойдут в серию, их вооружение скорее всего будут составлять боевые пулеметы или ракетные установки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Некоторые успешные с первого взгляда проекты так и остались нереализованными по причине серьезной конкуренции между разработчиками. Заказчик у всех один — US Navy, и если военно-морское ведомство отказывается от финансирования проекта, он попросту закрывается.

В 2005 году американская компания international разработала и широко разрекламировала систему, позволяющую превратить практически любую лодку подходящих размеров в беспилотный разведывательный аппарат. Комплект включал в себя микрофоны, видеокамеры, радары, гидролокатор, систему глобального позиционирования, оборудование для оператора и соответствующий софт. В первую очередь разработка была направлена против распространения пиратства в прибрежных водах азии и африки. Отличная идея оказалась нежизнеспособной – производство системы было свернуто.

Примером может служить беспилотный катер Spartan Scout компании Radix Marine. Он был разработан еще в 2002 году и постоянно дорабатывался — вплоть до последнего времени. Катер длиной 11 м был оборудован радаром и системой видеокамер, а также электрооптической системой прицеливания при необходимости установки на него оружия. Предполагалась установка 13-мм пулеметов AGM-114 Hellfire или ракетной системы FGM-148 Javelin. В 2003 году был изготовлен первый опытный образец Spartan, очень простой в обращении и обладающий высокой степенью автономии: с борта крейсера «Геттисберг» его спустила команда всего из двух человек. Radix Marine спроектировала и изготовила два образца грузоподъемностью 2267 и 1360 кг; испытывалась более крупная версия. Катер зарекомендовал себя неплохо, но военное министерство по какой-то причине прекратило активную поддержку проекта. На сегодняшний день даже сайт компании исчез из интернета, судьба катера неизвестна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если забыть о многочисленных проектах, которые затормозились на стадии разработки, стоит отметить еще одну компанию, которая довела свой беспилотный катер до воплощения в металле. Это Boston Whaler — известный производитель туристических яхт и катеров. Совместно с еще несколькими производителями электроники и радиолокационного оборудования в 2008 году Boston Whaler представила публике две модели беспилотных катеров под маркой материнской компании Brunswick. В первую очередь производитель стремился заинтересовать новинкой военных, но пока что результатов этот эксперимент не принес. А лодки вышли, кстати, красивые.

Дети Израилевы

Лидирующая израильская компания по производству оружия — Rafael Advanced Defense Systems Ltd, созданная более 60 лет назад как подразделение министерства обороны, а в 2002 году ставшая самостоятельной компанией. Rafael производит боеголовки, торпеды, наземную технику, компьютерные системы обнаружения — все, чего душа милитариста пожелает. В 2007 году компания запустила в серийное производство беспилотный катер Protector («Защитник»). На сегодняшний день это единственный в мире беспилотный боевой катер, который выпускается промышленными сериями и официально стоит на вооружении.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
OWL MK II (США). Беспилотный катер, разработанный американской компанией Wamilton. В отличие от своих более продвинутых конкурентов, Owl («Сова») требует обязательного операторского контроля. Радиус удаления от оператора – порядка 15 км. На конец 2010 года запланирована демонстрация «Совы» министерству обороны США. Длина Owl – 3 м, ширина – полтора. Основное предполагаемое назначение беспилотника – транспортировка видеокамеры, сонара или подслушивающего устройства, то есть разведывательные цели. Скорость катера – до 40 узлов (75 км/ч). На сегодняшний день разрабатывается более совершенная конструкция катера, способная получать команды со спутника и не нуждающаяся в операторе, который «прячется где-то рядом».

Protector проектировался как антитеррористическая платформа с очень высоким уровнем автономии. В идеале человек вообще не должен принимать участие в работе «Защитника», максимум — контролировать десяток катеров одновременно, поглядывая на мониторы и на данные телеметрии. В открытом море катер, конечно, воевать не может, но для береговых и речных операций он представляется идеальным оружием. «Защитник» оснащен электрооптической системой прицеливания (ноу-хау Rafael) и тяжелым 7,62-мм пулеметом Mk 49 Typhoon, установленным на шарнирной опоре. Катер может самостоятельно выбирать цели и уничтожать их, но чаще всего пулемет контролируется оператором-человеком независимо от «Защитника». На сегодняшний день компания успешно торгует «Защитниками»: катера приобретены не только армией Израиля, но также вооруженными силами Сингапура и военно-морским ведомством США. Надо отметить, что американцы принимали участие в разработке Protector — в частности, определенную помощь оказывала компания Lockheed Martin.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В связи с постановкой «Защитника» на конвейер в мировом сообществе возникли многочисленные споры и дебаты. Основным вопросом была ответственность за оружие, установленное на катере, и за возможные жертвы в случае его успешного использования. Кто будет виноват: пилот катера, оператор пулемета, командир отряда дронов, производитель катера? А может быть, никто? Ведь в автоматическом режиме катер сам принимает решение, атаковать или нет. Вопрос до сих пор остается нерешенным. Впрочем, Protector за два года работы пока что никого не убил, поэтому прецедентов не возникало. В США «Защитников» пока просто испытывают, не торопясь ставить новинку на вооружение.

Помимо «Рафаэля» еще несколько израильских компаний разработали свои проекты беспилотных катеров. Отдельно стоит отметить компанию Elbit, представившую в 2007 году автоматическую лодку Silver Marlin. Собственно, от Elbit подобной разработки ждали гораздо скорее, нежели от Rafael. Все-таки Elbit специализируется на беспилотных летательных аппаратах — многоцелевые и разведывательные БПЛА этой компании пользуются неизменным успехом на выставках и спросом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Silver Marlin уже на конвейере, хотя заказов у Elbit не так и много. Десятиметровая лодка предназначена для выполнения заданий по патрулированию, обнаружению и уничтожению различного рода целей, защиты от пиратства и террористов, также есть противоминные и спасательные модификации. Дальность хода лодки — 500 км; она оборудована 7,62-мм пулеметом и лазерной системой прицеливания. Обнаружение другого корабля возможно на расстоянии порядка 15 км. В чем причина меньшей известности Silver Marlin? В законах рынка. Компания Rafael просто раньше успела продвинуть свою разработку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кому нужны беспилотники?

Охватить весь современный рынок беспилотных боевых катеров в одной статье просто невозможно. В принципе, практически все разработки похожи как две капли воды, причем от патента Тесла столетней давности они ушли только за счет развития компьютерных систем и технологий. Ничего революционно нового не появилось.

Кому могут понадобиться беспилотники, и почему военные ведомства так неохотно обращаются к этой теме? На этот вопрос с изрядной долей скепсиса ответил Стивен Филлипс, управляющий директор британской компании Autonomous Surface Vehicles: «Честно говоря, сегодня нет необходимости в использовании дорогостоящих беспилотных катеров. Зачем придумывать велосипед, если патрулирование гораздо качественнее выполняют катера, экипированные профессиональной командой? Для нужд пассивной обороны их вполне достаточно. Да, конечно, есть необходимость в радарах, камерах наблюдения — но их можно разместить и на берегу. Беспилотные катера понадобятся в случае начала серьезных боевых действий и реальной опасности для человеческой жизни, но пока ситуация стабильна, они могут ждать в запасе...»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подхватят ли инициативу Израиля другие государства, сказать сложно. Сингапур уже закупил ряд смертоносных беспилотников. Соединенные Штаты к этому готовятся, а вот про остальных практически ничего не слышно. Хотя существование «первых ласточек» — Rafael и Elbit- позволяет предположить, что у морских боев без участия человека большое будущее...

unit669
unit669 15 Января 2011, 04:01
Израильские БПЛА(одни из лучших,если не лучшие в мире),теперь вот катера...Израиль явно претендует на мировое лидерство в разработке,производстве и применении "беспилотных" технологий.
tetrodoxine
tetrodoxine 06 Декабря 2010, 20:12
Прошу пардону, но Mk 49 Typhoon это не пулемёт, а платформа, на которую можно поставить всё из этого списка: Browning 0.5 MPMG 7.62 mm Grenade Launcher 40 mm GAU-17 Gatling gun
tetrodoxine
tetrodoxine 12 Ноября 2010, 21:11
Сравнивать нужно с похожими системами. В этой связи сравнивать не с чем, поскольку пока неизвестно о создании кем-то ещё катеров такого размера, с таким вооружением, которые предназначены для выполнения таких узких задач по охране морских объектов. У стран НАТО нет на вооружении достаточно безотказного крупнокалиберного пулемёта. Имеющийся старичёк от Браунинга без пулемётчика не может выполнять боевых задач в таких системах, ибо часто даёт осечки, которые только человек может устранять. Будем ожидать вариант с установленной 20мм авиационной пушкой - выбора нет, рано или поздно прийдут к такому решению. Для охраны портов или, если говорить об Израиле - о границе в Красном море - 7.62 более, чем достаточно. Слишком велика вероятность, что при большем калибре пострадают мирные граждане, ибо там на 270 градусов куда не стрельни - берег.
tetrodoxine
tetrodoxine 12 Ноября 2010, 21:11
Успел прочесть на сайте какую-то другую статью про эти катера полностью и посмотреть с видео до того, как её убрали. Не понимаю, о чём спор? Эти катера по определению не работают самостоятельно, а в системе, которая включает в себя множество элементов. Там же всё понятным английским языком сказали и картинки показали, где беспилотник работает в паре с катером. Не гонять же на противолодочном корабле или на 20-50 метровом катере за каждой подозрительной лодкой, корытом или пиратским катером? Такой радиоуправляемый катер просто идеален для охраны нефтяных вышек, других кораблей и портов. Он же не для обнаружения нарушителей нужен, а как перехватчик. Для того там и громкоговорители стоят мощные -передать приказы нарушителю. А когда нарушитель не выполнит - стабилизированная система вооружения может с расстояния в сотни метров вывести плавсредство нарушителей из строя, с минимумом несчастных случаев. Встречавшись с такими системами, могу предположить, что пулемёт МАГ в данной ситеме окажется эфективным на расстояниях 800-900 метров для уничтожения, и на дистанции 400 метров для точной стрельбы по двигателю. С нетерпением ожидаю возвращения интернет-воинов, которые будут рассказывать как они уничтожали бы такие катера из РПГ-7.
vbf0960
vbf0960 12 Ноября 2010, 15:11
2 gorakonfet Начнём с того, что зто не письмо в редакцию, а комментарий на интернет-странице. А во-вторых, моё замечание относится не к самому процессу, а к той форме, в которой зто делается.
vbf0960
vbf0960 11 Ноября 2010, 19:11
2 Бармалей Тяжёлый случай, близкий к клиническому. Единственное, что могу посоветовать: выпей валерьянки и ложись спать. Может полегчает.
vbf0960
vbf0960 09 Ноября 2010, 19:11
Как раз мой комментарий имеет прямое отношение. Я, кажется ничего не имел против упоминания успехов других стран ( если думаете по-другому - укажите где ) и еврейские достижения (как вы изволили выразится) мне далеко не чужие и совершенно не возмущают.. Но если журнал позиционирует себя как российский ( а это редакцией не раз подчеркивалось ), то о своих успехах забывать не гоже. Хотя, вам это не понять - Вы видимо сторонник другой однобокости ( судя по "тактичной" и "аргументированной" форме разговора). А Россию я уже 20 лет езжу в гости к родителям. Так, что ваша неожиданно бурная реакция опять мимо.
vbf0960
vbf0960 09 Ноября 2010, 16:11
2 Бармалей Всё это мне известно. только какое это имеет отношение к теме данной статьи и моего комментария? Я могу этот список и дальше продолжить. Например, радиоуправляемая бомба, переделанная из бомбардировшика ТБ-1 ( проходила испытания в СССР в 40-х ) и аналогичная система на базе В-17 в США и ещё многое другое, только какое это имеет отношение к теме данной статьи и моего комментария? Ведь речь идёт о дистанционно управляемых плавсредствах. А немецкие V-1 и V-2 здесь вообще не в кассу, т.к. к дистанционным аппаратам отношения не имеют. А катера-шнуроукладчики пр. 1253, 1253А, 12531, построенные в количестве 11 ед. и рейдовые прорыватели минных полей пр. 1300 и 13000 ( 6 ед. ) изделиями с уровнем "ниже плинтуса" никак не назовёшь. Последние стоят на вооружении не назовёшь.
vbf0960
vbf0960 03 Ноября 2010, 00:11
ПМ следует более серьёзно подходить к подбору авторов. Чувствуется, что сей господин пошарил по интернету, и что нарыл, о том и написал. О советских "телетанках" в финскую написал. А то, что в 30-х годах в СССР проходили испытания радиоуправляемые торпедные катера ( причём управлялись с самолёта ) автору известно? А то, что серийные радиоуправляемые катера-шнуроукладчики тральщики-прорыватели МП стоят на вооружении советских, в затем российских ВМФ с 70-х годов прошлого века? А то, что были по и проходили испытания дистанционно управляемые базовые тральщики - волновые охранители пр.1256 ( водоизмещение 473 т )? А то, что до начала 91 СССР наравне с Израилем был лидером по созданию дистанционно управляемых платформ? Или такой перл чего стоит: "... приводится в движение двумя силовыми агрегатами ,,,, совмещёнными с жидкостными реактивными двигателями Kamеwa ..." Во-первых ДВИГАТЕЛЬ совмещён с ДВИГАТЕЛЕМ, а может быть совмещён с ДВИЖИТЕЛЕМ. Во-вторых фирма KaMeWa никогда не занималась ракетной техникой, а занималась и занимается винтами и водомётами. Поэтому в вышеприведённом отрывке ( при его правильном переводе ) говорится о том, что по-русски правилно называется - гидрореактивный ДВИЖИТЕЛЬ, или попросту говоря - водомёт.
kirillko.spb
kirillko.spb 20 Октября 2010, 01:10
Гром в Раю, не иначе.
Загрузка статьи...