Легендарные тизнаос: самодельные бронемашины времен Гражданской войны в Испании
![Легендарные тизнаос: самодельные бронемашины времен Гражданской войны в Испании Легендарные тизнаос: самодельные бронемашины времен Гражданской войны в Испании](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/c4c/c4c4f59f1fee9599867fda69694194ed_ce_1944x1296x0x0_cropped_510x340.webp)
18 июля 1936 года мятеж, вспыхнувший за день до того в испанских колониях, охватил и метрополию. Националисты подняли восстание в Севилье, откуда уличные бои перекинулись на другие города — Кадис, Овьедо, Сарагосу. Две трети испанских военнослужащих поддержали мятежников, в стране воцарился хаос гражданской войны.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/9ca/9ca7df3d807f93621da125527abe37bd_cropped_510x430.webp)
Довольно быстро восставшие стали получать поддержку из-за рубежа: из Германии и Италии пошли самолеты, бронетехника, артиллерия. Советский Союз, в свою очередь, помогал испанскому правительству добровольцами и техникой, которая была как нельзя более кстати, поскольку с бронетехникой у республиканцев было очень плохо: в наличии имелись десять французских танков FT-17 времен Первой мировой (танковый полк в Мадриде) плюс пять таких же в Сарагосе. Еще было несколько древних танков Schneider CA1, три пулеметных Trubia A4, с полтора десятка самопальных бронетракторов Carro de Asalto Landesa и всё. Понятно, почему в стране широко распространилось самодельное бронетанковое творчество. В основном этим занимались отдельные группировки республиканцев, хотя на крупных заводах и в мастерских такие кустарные машины производились даже мелкими партиями.
От Севильи до Гранады
Изготовление импровизированных бронемашин в Испании имело неглубокие, но все-таки корни: в 1909 году по августейшему решению короля Альфонса XIII французской фирме Schneider был заказан бронетранспортер на базе обычного грузовика — для Испанского Марокко, где правительство подавляло восстание местных племен.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/460/4601b30c7bbc0b7558653c5c900c1a86_cropped_510x383.webp)
Конструктивно броневик представлял собой парижский автобус Schneider-Brilli?, на деревянном каркасе которого с помощью болтов и заклепок были нашиты 5-мм бронелисты, по заверениям конструкторов обеспечивавшие защиту от винтовочных пуль. Откидывающиеся на манер люков скаты крыши имели наклон для лучшей защищенности и противодействия закидыванию на нее гранат. В кузове размещались два пулеметчика с ручными 7-мм пулеметами Hotchkiss и десять пехотинцев с винтовками, а сзади имелось грузовое отделение. Первый экземпляр бронеавтомобиля был доставлен в Испанию 20 июня 1910 года и поступил в распоряжение Артиллерийской автомобильной школы в Карабанчеле. Машина использовалась для обучения водителей и механиков, а также для испытательных пробегов. В театр боевых действий бронированный грузовик попал только в январе 1912 года, где занимался охраной и сопровождением конвоев, эвакуацией раненых, перевозкой грузов и пехоты. Впрочем, военная служба длилась недолго: годом позже броневик превратили в обычный грузовой автомобиль. К 1914 году было собрано два десятка бронемашин, которые сохранились до самой гражданской войны и даже использовались в ней националистическими силами Испанского Марокко.
Помимо того, в начале 1920-х годов испанское командование, испытывавшее нехватку средств на закупку зарубежной военной техники, разработало целый ряд проектов броневиков на базе грузовых автомобилей. В строй встало некоторое количество Nasch Quad (7-мм бронирование, 4 члена экипажа, 7-мм пулемет «Гочкисс» в башне) и Benz ET3 (8-мм бронирование, 4 члена экипажа, тот же башенный пулемет). В 1922—1923 годах было построено несколько броневиков на французском шасси Latil TAR (суммарно 19 машин); встречались в войсках и единичные экземпляры, как, например, бронегрузовик 1922 года на базе «Испано-Сюизы». Испанская любовь к «шушпанцерам» снова проявилась в 1934 году во время восстания басков в Астурии — тогда повстанцы использовали несколько грузовиков с частичным или полным бронированием.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/212/2121a9bac89ad2e0bfbd7807d9f5be93_cropped_510x267.webp)
Броня крепка
В основном подобная техника времен гражданской войны в Испании представляла собой обшитые листами котельного железа или бронелистами грузовики с бойницами для стрельбы. Машины, изготовленные на крупных заводах и верфях, были сделаны чуть лучше и порой имели даже вращающиеся башни с пулеметным вооружением. Встречались броневики с башнями от советских танков Т-26 и БТ-5, поставлявшихся испанскому правительству. Конструктивной особенностью практически всех самодельных машин были скошенные крыши, с которых легко скатывались заброшенные гранаты или нерасколовшиеся бутылки с бензином.
Дизайн самодельной испанской бронетехники был весьма разнообразным — от коробкообразных самоходных ДОТов до обтекаемых «гоночных» броневиков и даже бронированных чудовищ, весьма органично смотревшихся бы в радиоактивных постъядерных пустошах. В основном корпус бронемашин повторял конструкцию базового шасси — грузовика (кабина с грузовым отделением) либо автобуса (один огромный кузов); существовали также варианты грузовика с бронированной кабиной и установленной на открытую грузовую платформу коробкой ДОТа.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/9f2/9f2b951c9a37a9dac9444e71c4170778_cropped_510x343.webp)
Бронирование боевых колесниц частенько делалось с изящными закруглениями (один из броневиков конструкторы вообще умудрились выполнить практически без прямых углов). Защита колес представляла собой две крайности: совершенно открытые с убранными крыльями либо почти полностью закрытые бронированными крыльями и фартуками. Последний вариант ухудшал маневренность за счет увеличения радиуса поворота, но давал хорошую защищенность во время боев в городе. Пространство под машиной и колеса от края бронефартуков до земли защищались бахромой из обрезков цепей.
Материалом для бронирования служили котельное железо и заводские бронелисты различной толщины. Иногда увеличить защищенность машины пытались за счет матрасов по бортам — бутылки с зажигательной смесью о них не разбивались, а если и поджигали матрас, то последний сразу отцеплялся. В Барселоне можно было наблюдать боевые грузовики, чье бронирование вовсе ограничивалось матрасами по бортам кузова.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/d09/d09101a282021daee236a9cb923aacc3_cropped_510x410.webp)
За счет обширного внутреннего пространства самодельные бронемашины могли нести солидное вооружение, преимущественно легкосъемное. Иные машины «щерились» десятком пулеметов, а иные имели пушечное вооружение — например, несколько броневиков, собранных филиалом «Испано-Сюиза» в Барселоне на базе грузовика Hispano-Suiza Т-69. На некоторых бронеавтомобилях (например, UNL-35) устанавливался дополнительный зенитный пулемет, расположенный на шкворневой установке на задней части башенной крыши. А на броневике Ferrol №?2 пулемет украшал даже капот. Экипажи бронегрузовиков достигали порой двадцати человек (!).
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/a79/a79e1114450cb0285197a4188d2df540_cropped_510x334.webp)
Шушпанцер — в серию!
На момент начала гражданской войны испанские заводы быстро наладили выпуск бронеавтомобилей — каждый по своему проекту, каждый на собственном шасси. Производство развернулось в Бильбао, Валенсии, Барселоне, Сарагосе и т.?д. Среди более-менее серийных и серьезно сделанных бронеавтомобилей нужно отметить броневик Bilbao 32 (интересно, что производилась машина в основном в Систао, но название оставили по имени города, где броневик разработали). Шасси для него послужил грузовик Dodge K-32 (впрочем, существовали Bilbao на базе Ford и Chevrolet), экипаж машины состоял из четырех человек: командир, водитель и два стрелка — один работал со стационарным 7-мм «Гочкиссом» в башне, другой стрелял из переносного оружия через амбразуры. При этом внутри хватало места еще для пяти пехотинцев. Броневик производился с 1932 по 1936 год и применялся как республиканцами (у которых оказалась 41 машина из 48 выпущенных), так и франкистами. О нелегкой судьбе броневиков говорит тот факт, что до конца войны сумели дотянуть лишь семь «Бильбао», а до наших дней сохранился один.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/9dc/9dcdb3f4dc83985636391afc4b8e4fd4_cropped_510x324.webp)
Второй серийный, причем более массовый бронеавтомобиль, UNL-35 (Union Naval de Levante), производился с января 1937 года, причем в разработке участвовали советские инженеры Николай Алимов (конструкция бронемашины) и Адриан Воробьев (производство бронекорпуса). Корпус был частично сварной, частично клепанный на специальных угольниках. Шасси машинам послужили два грузовика — трехосный ЗИС-5 с укороченной на 140 см рамой, обрезанным карданным валом и передвинутыми задними рессорами и, после прекращения поставок из СССР, — двухосные Chevrolet и Ford. Многослойное бронирование (7-мм броня плюс внутренний экран из 3-мм железа) c 25?? метров не пробивалось бронебойной пулей. Вооружение броневиков оказалось одинаковым у республиканцев и националистов, разнился лишь его тип: первые устанавливали два 7,62-мм пулемета «Напо», «Максим» или ДТ, а последние — два 7,92-мм немецких MG-13. Производство UNL-35 продолжалось всю войну и прекратилось только в марте 1939 года после разгрома Испанской республики. Всего было построено более 120 таких броневиков, из них примерно половина — на шасси ЗИС-5. Впоследствии UNL-35 многократно переделывались, меняли номенклатуру, на них устанавливались пушки от танков FT-17. В целом UNL-35 и их модификации оставались на вооружении испанской армии до 1957 года.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/1dd/1dd86d2c56ed901671ffd59d762f8584_cropped_510x383.webp)
Подсчету не поддается
В принципе, испанские тизнаосы можно перечислять бесконечно. Помимо нескольких мелкосерийных моделей (размер серии обусловливался мощностями завода-изготовителя) существовали десятки, если не сотни, «самопалов» самого экстравагантного вида. Иногда невозможно даже идентифицировать город и тем более мастерскую, где собран тот или иной тизнаос — тем более до наших дней дошло всего несколько машин.
Экстравагантнейшим видом отличалась, например, серия броневиков Pamplona (известно девять машин, различающихся по номерам, объединяет их лишь то, что сделаны они в городке Памплона), серия бронированных черепах Ebro, строившихся в Сарагосе (достоверно известно о трех машинах), легкие машины Ferrol из Балуарте, а также Mercier — этот завод строил броневики в том числе и на гусеничном тракторном шасси. И это не говоря о бессчетном количестве безымянных самопалов.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/991/991843fe1c32788347e5d928f02421dd_cropped_510x390.webp)
Надо сказать, что огромные размеры делали перегруженные и оттого медленные самодельные бронемашины испанской войны легкой добычей серийных танков и полевой артиллерии, однако эрзац-броневики в первую очередь предназначались для городских боев и передвижений в тылу, где избежать встречи с подвижным и оснащенным техникой врагом было вполне реально.
Принцип был прост: под прикрытием любой брони лучше, чем без нее, — на это и делался расчет обеих воюющих сторон. После испанской войны большая часть тизнаосов была разобрана, переплавлена или просто сгнила на различных задворках. Но некоторые принимали участие и во Второй мировой. Так или иначе, машины, дошедшие до наших дней, можно пересчитать по пальцам одной руки — тизнаосы стали частью истории.